середине сентября к английi скому острову Мэн на судах и ' самолетах из разных стран [ двинулись мотоциклисты — участники' сороковых шестидневных соревнований ФИМ. Юбилейный характер очередной мотоолимпиады подчеркивался тем, что она проводилась на родине шестидневки, причем в месте, которое называют «мотоциклетным островом», потому что здесь находится лучшая в мире трасса для кольцевых мотогонок.—м...Когда самолет, следующий по маршруту Москва—Лондон, поднял нас в воздух и лег на курс, каждому из членов советской делегации очень хотелось заглянуть на десять дней вперед. Чего скрывать: мы мечтали если не о победе, то по крайней мере о высоком месте и неплохом «урожае» золотых медалей. Кто мог тогда знать, что эта генеральная встреча, ожидавшаяся с таким нетерпением, принесет лишь горькие разочарования. Кто ожидал, что из 18 наших мотоциклистов лишь двое —Сороковой форум мотоциклистов оказался поистине рекордным. Организаторам пришлось урезать заявки, представленные национальными федерациями, ограничив число участников цифрой 300. Ни на одной всемирной выставке нельзя было бы увидеть такого ассортимента мотоциклов. Солидные, знакомые нам с детских лет по названиям БМВ и «Матчлессы» и завоевавшие признание совсем недавно ксСузуки» и «Геркулесы» стояли в закрытом парке, ожидая старта. Почти сорок различных моделей мотоциклов, начиная от 50-кубовых «Симеонов» и «Цюндапов» и кончая могучими «Триумфами» и БСА с 650-кубовыми моторами, были представлены на этой шестидневке. Спортсмены 17 стран — 8 национальных команд на «Всемирный трофей», 21 — на «Серебряную вазу», 25 клубных и 36 заводских команд — такого не видел Мэн даже в дни «Турист-Трофи» — розыгрыша самого популярного приза в кольцевых мотогонках.Вот по таким дорогам проходил многокилометровый марш участников сороковых многодневных соревнований ФИМ. Фото из английского журнала «Мотор-Сайклинг»Борис Дресвянников и Анатолий Егоров — смогут закончить соревнования. Англичане не скрывали своих намерений вернуть принадлежавший им 16 раз «Трофи» — интернациональный, или как его теперь стали величать, «Всемирный трофей», который уже двенадцать лет не зимовал на британских островах. Специалисты, конечно, ожидали неприятных сюрпризов. Рассчитывая на них, автомотосоюз и фирмы ФРГ направили со спортсменами почти полтораста сопровождающих. Эскорты «маршалов» (разведчиков) следовали за мотоциклистами и многих других стран. Но все оказалось напрасным. То, с чем пришлось столкнуться участникам, по мнению большинства, выходило за рамки спорта. Организаторы проложили трассу по почти непроходимым горным пастбищам, да еще не разрешили применять кроссовые покрышки. Создавались пробки, завалы. Испачканные с головы до ног, с перекошенными от напряжения лицами вытаскивали спортсмены свои машины из грязи. В довершение ко всему на третий день подул злой морской ветер, зарядил дождь и на остров спустился английский туман, о котором мы много читали в книгах, но никогда не представляли, что это за бедствие для водителя. Драма превратилась в трагедию. За один день свыше 130 мотоциклистов выбыли иэ соревнований и ' среди них три члена нашей национальной сборной — А. Руденко, С. Ястребов и В. Семин. С мечтами о классном месте все было покончено разом. «Избиение» продолжалось и на следующий день. История шестидневок не помнит случая, когда бы все до одной команды пришли с грузом штрафных очков. Иэ 299 принявших старт 217 оставили трассу. Только 19 мотоциклистов, большинство из них выступало на легких (60—100 см3) «Геркулесах», «Симеонах», «Цюндапах», закончили соревнование нанулях и завоевали золотые медали. Серебряные награды получил 21 гонщик и среди них наш Борис Дресвянников. Хозяева трассы полагали, что их тяжелые машины с могучими моторами вывезут там, где будут бессильны остальные. Однако, роя яму другим, они оказались в ней и сами. В страшных погодных условиях их мастодонты — БСА и «Триумфы» — разделили общую участь и команда Англии понесла серьезные потери: из 77 стартовавших финишировало лишь 9. Кто-то из корреспондентов назвал эти состязания '«массовым убийством». Не в буквальном смысле, конечно. Но в условиях непрерывных дождей и тумане трасса представляла серьезную опасность для спортсменов, и тяжелые ушибы, переломы, аварии были не так уж редки. По-разному вели себя в этих условиях мотоциклисты. Американцы, например, бросили свои исправные машины и отправились в отель пить виски. Две их команды, боровшиеся за «Серебряную вазу», развалились раньше, чем другие. Быстро оставили «поле боя» ирландцы, принявшие старт на новеньких «Сузуки», бельгийцы, французы, швейцарцы, финны, австрийцы, итальянцы. Наши же ребята бились до последних сил. Нужно было видеть, как буквально тащил на себе «полуживой» мотоцикл наш могучий ветеран Рейнис Решетнике, как до обморока толкал в гору умолкнувшую машину юный Геннадий Жданов, — чтобы оценить силу духа наших мотоциклистов. Даже когда все было потеряно и использована последняя льготная минута, они продолжали идти вперед, если им чудом удавалось запустить мотор. Так поступили Борис Динабург, Тойво Сепп, Владимир Семин, так поступил и Геннадий Крюченко, которого сбил в тумане шведский гонщик. Превозмогая боль, он добрался до финиша. Верно говорят, что спорт позволяет познать человека, его способности, духовные силы. На острове Мэн мы увидели, на что способны советские спортсмены. Трудно выделить кого-нибудь из них. И ветераны А. Егоров, Л. Воронович, Г. Чащипов и молодые, впервые выступавшие в многодневке Е. Петушков, В. Тюрин до конца выполнили свой спортивный долг. Человеческую самоотверженность не заменишь никакой техникой, но в мотоспорте человек становится бессильным, если техника его подводит. А именно это и произошло с нашими командами на острове Мэн. Неполадки а электрооборудовании и коробках передач в третий день отбросили нас из группы лидеров и привели на седьмое место в национальном зачете. Вряд ли нужно говорить, что а спорте никто не застрахован от поражений. Но поражение поражению рознь. Бывают неудачи, бывают досадные просчеты или ошибки. Но случаются проигрыши, с которыми нельзя смириться. В таких случаях надо для пользы дела трезво проанализировать итоги выступления, а не пытаться сваливать все на тренеров и разведчиков, как это сделал представитель Ижевского завода на разборе итогов соревнований в ЦК ДОСААФ. Давайте назовем вещи своими именами: провал (а именно так надо квалифицировать наше выступление) про-м&28