Из распахнутой кабины боевые друзья вынесли безжизненное тело гороя.*Листаем пожелтевшие страницы архивных документов. Их много, папка За папкой, том за томом. Сколько героических подвигов хранят они, о скольких защитниках Родины еще не знают люди! Удастся ли найти еще какие-либо сведения о Владимире Терлецком? Ведь двадцать два года с лишним минуло с тех пор. А хочется знать многое: как рос, воспитывался этот человек, где почерпнул столько мужества, отваги, чтобы в самую последнюю минуту перед смертью совершить героический подвиг? И вот — небольшой клочок солдатской газеты, крохотный портрет. Короткие, сухие строки: родился в селе Плисково Винницкой области в 1918 году. Мальчиком переехал с родителями в соседнее местечко Погребище. Здесь прошло детство. Здесь началась юность. Учился с желанием, жадно вбирал знания. Окончен 8-й класс. Мечтал об институте. Да горе случилось — умер отец. И тогда юноша пошел на курсы шоферов. А спустя год уже водил грузовик. В 1939 году призвали в армию. И здесь Владимир за рулем автомобиля. В труде, в учебе закалялся характер, крепла воля. А всего сильнее была любовь к Родине, стремление отдать для нее всего себя. И когда грянула война, эти замечательные черты в характере воина еще более окрепли. Это знали командиры, товарищи. Не случайно Терлецкому доверили грозную технику. Не одну тысячу километров отсчитал спидометр боевой М-13. Не одну гимнастерку сменил ее хозяин. Сколько раз наши боевые машины обращали в бегство охваченных паникой фашистов, а вслед им неудержимо и грозно неслись огненные снаряды «катюш». Так было ив то яркое утро 28 мая 1943 года, когда 273-й дивизион 50-го гвардейского ми ­ нометного полка получил боевую задачу поддержать танкистов и пехотинцев, сражавшихся за освобождение Кубани. До конца выполнил свой долг воин. До последней минуты он остался верен своей родной земле. Взгляните на этот маленький портрет, переснятый нами из солдатской газеты. Простое, умное лицо, твердый взгляд, густая волна русых волос — таким запомнился военный шофер Герой Советского Союза Владимир Терлецкий своим боевым друзьям. В. ВАКУРОВФамилия, имя, отчество — Терлецкий Владимир Николаевич. Звание — гвардии старший сержант. Должность — шофер боевой машины. Представляется к присвоению звания Героя Советского Союза. (Из наградного листа)ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАЛП «КАТЮШИ»втомобиль жестоко тряхнуло взрывной волной, взревел мотор. Водитель и командир переглянулись: все в порядке, проскочили! Уцелевшие после бомбежки машины быстро заняли огневые позиции. Дорога каждая секунда. Номера расчетов четко выполняют команды, и вот «катюша» наведена на цель. Огонь! Один, второй, третий залп... Воздух наполнился пронзительным воем реактивных снарядов. Командир, наблюдавший в бинокль за полем боя, видел, как рвались снаряды в самой гуще врагов. Когда все было готово для последнего, четвертого залпа, по позиции пронеслось: «В укрытие!» Где-то близко рвались вражеские авиабомбы. Выключив двигатель, вслед за товарищами побежал водитель автомобиля Терлецкий. Совсем рядом ухнул еще один взрыв. Столб земли взметнулся высоко вверх. Владимир почувствовал резкую боль в теле. Едва устояв на ногах, он зажал рану рукой и, добравшись до укрытия, разгоряченной головой приник к влажной стенке окопа. Прошло несколько минут. «По местам!» — словно сквозь сон услышал Владимир. С силой приподняв голову, он увидел, как бойцы стремительно бросились к установкам. Только к его машине почему-то никто не подбежал. «И чего они мешкают?..» Переборов слабость, превозмогая боль, Терлецкий выбрался из окопа и тоже ринулся к автомобилю. «Главное — не упасть. Упаду — не встать», — думал он. Еще шаг, еще один... Наконец оуки ощутили нагретый солнцем металлАавтомобиля. Ручка долго не поддавалась. Вот дверца распахнулась. С трудом забравшись в кабину, Владимир лишь на какое-то мгновение почувствовал облегчение. Д умы опять о товарищах: «Где они?», «Где командир?», «Почему нет команды на открытие огня? Его так ждут сейчас пехотинцы, танкисты...» И тут будто горячей искрой обожгла мысль: расчет погиб, остался один он, водитель. Почти машинально Владимир завел двигатель и сам себе приказал: «Огонь!» Взгляд сосредоточился на пусковой рукоятке. От него зависит теперь выполнение боевого задания расчетом и, следовательно, успех огневого налета. Огонь! Снаряды пронеслись вперед над головами наших пехотинцев и легли точно в районе цели. Он видел это. Но вот ватной пеленой заволокло сознание. Нет, сдаваться нельзя! «Катюшу» надо еще отвести в безопасное место... Слабеющими руками он привычно обхватил колесо руля. Установка, вздрогнув всем телом и тяжело переваливаясь по неровной, изрытой земле, выбралась за невысокий пригорок. Где-то вдалеке Владимир отчетливо услышал раскатистое «ура». Оно то приближалось, то отдалялось, возвещая еще об одной победе над врагом, одержанной им, Владимиром Терлецким, его товарищами по оружию, всеми, кто бился за родную землю. ...«Володя, Володя!» — кричали товарищи, подбегая к застывшей на траве машине.•sracwviti-w.^u-'i^vra^iJrirvMa^njax^^Н-СКОЕ АВТОМОБИЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕВ гвардейском подразделении военных автомобилистов состоялась конференция читателей журнала «За рулем». — Большинство из нас — воспитанники автомотоклубов ДОСААФ, — сказал в своем выступлении гвардии младший сержант Николай Кочергин, призывавшийся в г. З арайске . — и нас. конечно, интересует жизнь клубов оборонного Общества. Поэтому просим редакцию чаще писать о труде преподавателей, об учебе, о спортивных занятиях молодежи. Ведь мы знаем: если юноша еще да армии овладел технической специальностью, стал спортсменом, ему и службу нести легче,и задания командования он выполняет успешнее. Гвардии рядовые Василий Апалько и Леонид Зорин посвятили свои выступления воспросам безопасности движения. Они считают, что журналу не следует опасаться повторения материалов. Напротив, нужно чащевозвращатьсяк «старым» темам. Ведь в народное хозяйство. да ив армию приходит немало молодых водителей. — Разговор, который ведет редакция по статье «Пусть другу поможет друг!», очень важен не только для шоферов. Это вообще полезный разговор о нормах жизни, поведения советских людей, — сказал гвардии старшина Николай Сокольников. По его мнению, ж урнал должен обсудить вопрос о взаимоотношениях между водителем и автоинспектором, бороться с порочными явлениями —грубостью, недоверием, добиваться взаимного уважения . По мнению гвардии старшего сержанта Геннадия Ромашева, редакции необходимо резче критиковать недостатки в обслуживании водителей в пути, на дорогах. Ряд выступлений участников конференции касалсяосвещения мотоциклетного спорта. В частности, гвардии рядовой Геннадий Баландин сказал: — Журналу нужно чащеписать об опыте развития мотоспорта вармейских условиях, п оказыватьлучших спортсменов, р ассказывать об опыте организации соревнований. Все участники читательской конференции выразили пожелание: они хотят видеть на страницахжурналарассказыо героях-водителях, об их подвигах во время войны ивнаши дни.