16
17
С 1 декабря 1959 года на все выпускаемые МЗМА автомобили устанавливается четырехступенчатая коробка передач модели 407, которая существенно улучшила их тягово-динамические качества. Поскольку производство трехступенчатой коробки передач модели 402 и поставка ее в запасные части были прекращены с . расчетом замены ее коробкой модели 407 при ремонте автомобилей «Москвич» прежних моделей и выпусков, на МЗМАОНовую коробку передач устанавливают в следующем порядке. 8 левое нижнее резьбовое отверстие картера сцепления завертывают до отказа специальную шпильку и надевают на нее бумажную прокладку. Далее крепят коробку к картеру сцепления тремя {из имеющихся на автомобиле четырех) крепежными болтами с пружинными шайбами и одной гайкой с пружинной шайбой, навертываемой на ступенчатую шпильку. Затем заменяют передний и задний кронштейны крепления направляющей трубкиЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТАЯDВМЕСТО ТРЕХСТУПЕНЧАТОЙIЗАСЕДАНИЕ ДВАДЦАТЬ«ВЕЧНАЯ» РУЛЕВАЯ ТРАПЕЦИЯВЕТЕРАНЫновая коробка была скомплектована с рядом дополнительных деталей и узлов (комплект № 407-1700005). Сделано это специально для поставки в запасные части. Преимущества четырехступенчатой коробки передач перед трехступенчатой столь значительны, что замену можно рекомендовать как .конструктивную модернизацию автомобиля. Выгоды применения новой коробки особенно выявляются при эксплуатации автомобиля в горной или сильно пересеченной местности, при движении по грунтовым дорогам, при обгоне транспорта и при езде в городе, когда в потоке автомобилей приходится долго придерживаться скорости порядка 20 км/час. 'Например, на автомобилях «Москвич-407» первых выпусков такая замена улучшает динамические качества машины: время разгона со скорости 55 км/час до 80 км/час, например, уменьшается с 13,7 до 10,2 секунды, а путь разгона — с 287 до 212 метров. С новой коробкой «Москвич» преодолевает (при использовании только крутящего момента двигателя) на первой передаче подъем в 30,3 процента вместо 27,5 со старой. Применение новой коробки передач обеспечивает и увеличение тягового усилия на ведущих колесах «Москвича» моделей 402 и 407 при движении в тяжелых дорожных условиях, опять-таки за счет передаточного числа первой передачи (3,81 вместо 3,53). А теперь — о самой коробке и ее установке. Коробка передач модели 407 продается в комплекте № 407-1700005. В него входят следующие узлы и детали:ЧЕТВЕРТОЕСегодняшняя первая тема особенно актуальна, если учесть что «старая» — трехступенчатая коробка не выпускается для «Москвичей» уже шесть лет. Между тем многие из машин старых выпусков теперь уже изрядно подносились, и на повестку дня встает вопрос о замене ряда агрегатов, в том числе и коробки передач. Однако на сегодняшнем заседании рассматривается способ не просто замены, а замены с модернизацией — установкой четырехступенчатой коробки, улучшающей динамические и эксплуатационные качества старых моделей. Об этом расскажет руководитель конструкторской группы МЗМА Юрий Аркадьевич ХАЛЬФАН. Вторая — «Вечная рулевая трапеция». Это сообщение Юрия ТАЛАНКИНА — шофера-испытателя МЗМА о' том, как использовать новые по конструкции, хорошо защищенные от грязи износостойкие шарниры рулевой трапеции модели 403 (408) для замены и одновременной модернизации изношенной рулевой трапеции моделей 402 и 407. На сегодня уже определились положительные качества новой передней подвески МЗМА, особенно долговечность шарниров рулевых тяг пробег более 150 тысяч километров. Заманчиво, не правда ли! Особенно для владельцев машин, у которых наступило время замены изношенных шарниров. Оказывается, эту замену можно осуществить, сделав одновременно трапецию «вечной», если использовать шарниры новой конструкции, которые выпускаются в запчасти к моделям 403 и 408. Кроме того, мы надеемся, что организации, планирующие и выпускающие запчасти к моделям 402 и 407, заинтересуются этим и, хотя это не так просто, найдут возможности выпускать рулевые тяги с «вечными» шарнирами вместо тех (старой конструкции), что выпускаются в запчасти теперь.троса ручного тормоза. Передний кронштейн крепят прежними деталями, а для заднего кронштейна применяют болт ( М 8Х1 , 2 5X14 мм — деталь 201453-П8), подложив под его головку простую и пружинную шайбы; все эти детали имеются в комплекте. Желательно сразу же после замены кронштейнов заново отрегулировать ручной привод тормоза. В связи с тем, что механизм управления новой коробкой передач отличается от соответствующего механизма модели 402, нужно заменить рулевую колонку в сборе (без рулевого колеса) новой из комплекта, предварительно смонтировав имеющиеся на автомобиле рулевое колесо и переключатель указателей поворота в сборе с включателем звукового сигнала. Заключительная операция — установка тяг управления коробкой передач и регулировка длины поводковой тяги, которую присоединяют к рычагу управления переключателем. Эти работы выполняют в следующем порядке. Устанавливают рычаг управления коробкой передач (под рулевым колесом) в нейтральное положение и соединяют рычаг 6 (рис. 1) на валу 5 управления с рычагом 11 поводковой тягой 1. На цапфы тяги по обе стороны головки каждого рычага надевают шайбы и вставляют шплинты а отверстия цапф. Далее устанавливают рычаг 8в положение, при котором хвостовик рычага войдет в контакт с упором 7 предохранителя против случайного включения заднего хода. Сохраняя это положение рычага 8, включают третью илиКоробка передач в сборе с дополнительно обработанным картером (407-1700010-Р); Прокладка коробки передач передняя (401-1700018): Р улеваяколонка без рулевого колеса (407-3400013): Тяга рычагапереключения передач в сборе (407-1703150-Б); Тяга рычага управления переключателем в сборе с сухарем, двумя шайбамии двумя контргайками (407-1703158-А); Восемь шайб тяг внутренним диаметром 8 мм (252005-П2): Четыре шплинта тяг (258025-П); Специальная шпилька для крепления коробки передач ккартеру сцепления (363052-П8): Гайка для шпилькикрепления коробки передач ккартерусцепления (250510-П2); Кронштейн креплениянаправляющей трубки троса ручного тормоза, устанавл иваемый на картере сцепления (407-3508087); Кронштейн креплениянаправляющей трубки троса ручного тормоза, устанавл иваемый на картере коробки передач (407-3508090); Болт крепления кронштейна на картере коробки передач (201453-П8); Две пружинныхшайбы внутренним диаметром 8 мм (252135-112); Простая шайба внутренним диаметром 8 мм (252005-П8).16 четвертую передачу, устанавливая рычаг управления коробкой в соответствующее положение, и соединяют рычаги 3и8 поводковой тягой 2, установив на цапфу тяги и хвостовик регулировочного сухаря 9 шайбы и зашплинтовав тягу и сухарь. Отвернув на несколько оборотов контргайки 10 ((чтобы полностью освободить сухарь), регулируют длину тяги 2. Для этого при помощи рычага управле-407), показания спидометра и счетчика пройденного пути будут превышать действительные значения. Чтобы устранить неточность показаний спидометра, следует снять с удлинителя коробки передач редуктор привода спидометра, развальцевать и вынуть заглушку из его корпуса и заменить обе шестерни угловой передачи редуктора (находящиеся внутри корпуса) шестернями угловой пе-Р и с. 1. Привод управления коробкой передач модели 407: 1 и2 — поводковые тяги; 3 ив — рычаги управления поводковыми тягами; 4 — труба рулевой колонки: 5 — вал управления коробкой передач; 7 — упор против случайного включения заднего хода; 8 и 11 — рычаги управления валиком переключателя: 9 — регулирочный сухарь; 10 — контргайки; 12 — кронштейн вала управления; 13 — кронштейн с осью для рычага 3; а — вкладыш для фиксирования длины тяги 2. Р ис . 2. Подготовка картера коробки передач модели 407 для установки вместо коробки передач модели 402: а — координаты дополнительного отверстия в лапе картера; б — переходная шпилька, крепления картера коробки к картеру сцепления. Р ис . 3. Тяги управления коробкой передач: а — тяга рычага переключения передач; б — тяга рычага управления переключателем. Р ис . 4. Регулировочный сухарь.ния коробкой передач перемещают вал 5 вверх настолько, чтобы расстояние «Ь» от нижнего торца рычага 6 до верхнего торца кронштейна 12 равнялось 14 мм. Это положение вала и связанное с ним положение рычага 3 определяет нормальную длину тяги 2. Теперь остается зафиксировать требуемую длину тяги, для чего завертывают контргайки 10 вплотную до упора в торцы сухаря 9. Чтобы упростить регулировку длины тяги, рекомендуется изготовить из стальной полосы и применять вкладыш «а» (высотой 14 мм), надеваемый при регулировке на вал 5 управления, как показано на рис. 1. Коробка, составляющая основу комплекта № 407-1700005, взятая отдельно, предназначена для установки на автомобили «Москвич», имеющие главную передачу заднего моста с передаточным числом 4,55. Именно этому передаточному числу соответствует механизм редуктора привода спидометра. Таким образом, при установке этой коробки передач вместо трехступенчатой на автомобили, имеющие главную передачу заднего моста с передаточным числом 5,14 (модель 402) или 4,71; 4,62 (модельредачи из корпуса старого редуктора, снятого с удлинителя демонтированной трехступенчатой коробки (заметим для справки, что у этого редуктбра ведущая шестерня угловой передачи имеет 8 зубьев, ведомая — 9). Если еще до трехступенчатой коробки передач на автомобиле был заменен редуктор заднего моста редуктором, имеющим шестерни главной передачи с гипоидным зацеплением (передаточное число — 4,55), о чем подробно говорилось на одиннадцатом заседании «Клуба» (см. «За рулем», 1964, № 11), то при последующей установке четырехступенчатой коробки, смонтированной на удлинителе ее картера, редуктор привода спидометра следует сохранить: он обеспечит правильные показания. В тех случаях, когда приобрести комплект № 407-1700005 не удастся, можно установить на автомобиль стандартную коробку передач — 407-1700010, картер которой не имеет дополнительного отверстия ' левой нижней лапе В фланца. Естественно, что потребуются по отдельности новые остальные узлы и детали, перечень которых приведен выше. На рис. 2,а показаны расположе-ние и размеры второго ступенчатого отверстия, которое нужно сделать в левой нижней лапе фланца картера. На этой же лапе со стороны, противоположной привалочной плоскости картера, полностью удаляют оба ребра. В бумажной прокладке, устанавливаемой между картером коробки передач и картером сцепления, пробивают отверстие диаметром 9 мм, координаты которого указаны на том же рис. 2,а. Затем нужно изготовить специальную переходную шпильку (рис. 2,6), предназначенную для крепления коробки передач к картеру сцепления, после чего коробку можно монтировать.17