[ИЖЕНЕРЫ ОТВЕЧАЮТ ЧИТАТЕЛЯМКоробка передач мотороллера Т-200М — сложный узел. И очень многих наших читателей ставит в тупик вопрос: как правильно разбирать и собирать ее? Чтобы знать это, недостаточно сведений только о последовательности сборки и инструменте, нужно подробно ознакомиться с коробкой, с работой ее деталей и механизмов. По просьбе редакции рассказывают о коробке Т-200М инженеры В. Камерилов и Л. Боярников. риступая к рассказу об устройстве, хочется, чтобы читатели внимательно ознакомились с этой габлии таблицей. В дальнейшем, при сборке, она окажет вам услугу. Вал Первичный Вторичный Номер шестерЧисло ни (по рис. 1) зубьев 3459 14 17 20 18 21 23 27 Передача I II III IV IV III II IКАК СОБРАТЬ КОРОБКУ ПЕРЕДАЧв 10 11 12 13Коробка передач состоит из двух валов, четырех пар шестерен и механизма переключения шестерен. Первичный вал 1 (рис. 1) коробки передач опирается на два шариковых подшипника 2и 7, запрессованных в отверстия левой и правой половин картера. Он имеет сквозное отверстие, через которое проходят штоки механизма сцепления. За одно целое с валом выполнена шестерня 3 первой передачи. На первичном валу свободно вращаются шестерня 4 второй передачи и шестерня 6 четвертой передачи. Эти передачи включаются при помощи подвижной шестерни 5 третьей передачи, которая перемещается на шлицах первичного вала. ' Вторичный вал 9 коробки передач установлен на роликовом 14 и шариковом 8 подшипниках, запрессованных в отверстиях картера. На вторичном валу свободно вращаются шестерня 13 первой передачи и шестерня 11 третьей. Шестерня 10 четвертой передачи неподвижна. Она закреплена на валу при помощи прессовой посадки.Шестерня 12 второй передачи, перемещаясь на шлицах вала, включает попеременно первую и третью передачи. Передачи включаются в такой последовательности. Нейтральная передача, при которой вторичный вал не вращается, будет включенной в том случае, когда шестерни 5и 12 находятся в среднем положении и их кулачки не входят в зацепление с кулачками соседних шестерен. При включенном механизме сцепления вращение первичного вала коробки передач через шестерню 3 передается на шестерню 13. Первая передача включается в тот момент, когда кулачки шестерни 12 при ее перемещении влево по шлицам вторичного вала войдут в зацепление с кулачками шестерни 13. При этом шестерня 5 находится в нейтральном положении (рис. 2,а). Вторую передачу (см. рис. 2,6) получают, передвигая подвижную шестерню 5 (см. рис. 1) влево по шлицам первичного вала. Ее кулачки входят в зацепление с кулачками шестерни 4, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней 12, причем последняя при этом отходит в среднее (нейтральное) положение. В этом случае усилие с первичного вала на вторичный будет передаваться через шестерни 4и 12. Третья передача будет включена после перемещения шестерни 12 вторичного вала вправо, когда ее кулачки войдут в зацепление с кулачками шестерни 11. Одновременно шестерня 5 отводится в нейтральное положение. Вращение передается через шестерни 5и 11 (см. рис. 2,в). При перемещении шестерни 5 вправо до зацепления с кулачками шестерни б включится четвертая передача (см. рис. 2,г). Тем самым вращение с первичного вала на вторичный передается через пару шестерен 6и 10. Подвижная шестер-Т-200Мня 12 вторичного вала находится в это время в нейтральном положении. Все эти переключения осуществляются при помощи специального механизма (рис. 3). Включение происходит последовательно при нажатии на заднее плечо двухплечего рычага переключения. Рычаг поворачивается вокруг своей оси и увлекает за собой тягу, которая поворачивает валик переключения 1. На валике 1 на шлицах установлен кривошип 3с собачкой 4, имеющей два выступа. На нем же свободно посажен зубчатый сектор 7с храповиком, соединенный с барабаном переключения 9, и возвратная пружина 6. Барабан переключения имеет на своей поверхности два фигурных паза. На него надеты вилки переключения 10 и 11, входящие в кольцевые проточки подвижных шестерен первичного и вторичного валов. Таким образом, при повороте валика движение передается на кривошип с собачкой. Один из выступов собачки входит в соответствующую впадину храповика сектора, который поворачивает барабан переключения. Барабан, в свою очередь, заставляет передвигаться а осевом направлении вилки переключения, которые включают или выключают подвижные шестерни на валах. Чтобы удержать барабан переключения в каком-либо определенном положении, служит фиксирующее устройство. Оно состоит из фиксирующего диска 12, фиксатора 13 с роликом и пружины 2, прижимающей фиксатор к диску. При сборке коробки передач потребуются выколотка из мягкого цветного металла или дерева для запрессовки подшипников и первичного вала и отвертка для проверки вращения шестерен и затяжки винтов, стягивающих половины картера.Р ис . 1. Внутреннее расположение валов и шестерен в коробке передач.Р ис . 2. Схема переключения передач: а — первая; б — вторая: в — третья; г — четвертая.Р ис . 3. Механизм переключения паредач.