В момент сборки шестерни и механизм переключения должны быть расположены так, как при включенной четвертой передаче. Сначала нужно запрессовать в картере подшипники и опорные втулки. Только после этого можно приступить непосредственно ксборке самой коробки . В левую половину картера, в шарико ­ подшипник 2 (см. рис. 1) легкими удара ­ ми выколотки вставляют первичный вал в сборе с шестерней 4. О дновременно следует вложить шестерню 13 первой передачи вторичного вала в картер, введя еев зацепление с шестерней 3. З атем нужно собрать барабан пере ­ ключения передач 9 (см. рис. 3) с вилками переключения 11 и 10 и фиксирую щимдиском 12. В вилку 11 переклю ­ чения второй и четвертой передач вставить проточкой шестерню 5 (см. рис. 1), а в вилку 10 (см. рис. 3) переключения первой и третьей передач — шестерню 12 (см. рис.1). После этого барабан переключения вместе с шестернями нужно вставить в опорную втулку левой половины картера и одновременно пропустить через шестерню 5 первичный вал. Д алее вставляют вторичный вал в сборе, пропускают его через шестерни 13 и 12 в роликоподшипник вторичного вала. Наконец, на первичный вал надевают шестерню 6. После проделанной работы, вращая вторичный вал отверткой, вставленной в торцовый паз, проверяют работу шестерен. О нидолжны вращаться без заеданий. П реждечем установить валик 1пере ­ ключения передач (см. рис. 3), необходимо сделать следующее : надеть на валик переключения кривошип 3в сборе с собачкой 4, пружину 2 возврата валика, ролик фиксатора 13 диска переклю ­ чения передач. Теперь, вставляя валик в левую половину картера, необходимо обратить внимание на то, чтобы ролик фиксатора вошел во впадину диска барабана пере ­ ключения при таком положении, к о ( д а вилка 11 введет в зацепление шестер ­ ню 5 (см. рис. 1) торцевыми кулачками с шестерней 6. Пружину 2 возврата валика (см. рис. 3) н ужно завести одним концомв проточку картера, а второй конецупе ­ реть в рычажок ролика фиксатора 13. Д алее надеваем на валик 1 сектор и смотрим, чтобы первый правый зуб сектора вошел в зацепление с шестерней барабана переключения. Только теперь надеваем на сектор переключения пруж ину возврата собачки и разводим кон ­ цы пружины для соединения с пальцем, на котором сидит собачка. Д о соединения левой половины картера с правой необходимо положить меж ­ ду ними прокладку, пропитанную в бакелитовом лаке или автоле, а на барабан переключения и вал переключения надеть опорные шайбы 8и 5. К артер соединяют легким постукиванием по правой его половине. П ри этом следует обратить внимание на то, чтобы фиксатор собачки прошел между концами пружины возврата и зафиксировал ее. П од стягивающие винты необходимо положить шайбы и равномерно затянуть их отверткой. В. К АМЕРИЛОВ , Л . БОЯРНИКОВ, инженерыДОСТАТОЧНО ДВУХ-ТРЕХ СЕКУНД«Можно ли ставитьгенератор со значком « + » на автомобиль, имеющий схему электроборудования, в которой плюс включен на массу?» — с прашивает автолюбитель Г. Прассоха из Донецкой области. Этот вопрос интересует не только автомобилистов, но и многих мотоциклистов. На всех вновь выпускаемых нашими заводами автомобилях и мотоциклах отрицательный (минус) полюс источников тока соединяется с «массой», а положительный (плюс) — с электропроводкой. Для изменения полярности схемы электрооборудования необходимо: изменить подключение аккумуляторной батареи, а именно — «положительный» з ажим батареи соединить с проводом, идущим в сеть, а «отрицательный» з ажим — с «массой»; поменять местами провода, подключенные к клеммам амперметра, и перемагнитить генератор. Чтобы перемагнитить генератор, достаточно на две-три секунды соединить проводником клеммы БиШ реле-регулятора на неработающем двигателе. При этом обмотка возбуждения генератора подключается к батарее. Поскольку теперь минус батареи соединен с «массой», ток в обмотке возбуждения пойдет в обратном направлении. Полюсы генератора перемагнитятся, щ етка , соединенная с «массой», станет «отрицательной», а щетка, соединенная с клеммой Я, — «положительной».лей к мотоциклам М-72М, М-52 и М-61» (фиг. № 2 1 , стр. 49). Снимите переднее колесо. Поверните уплотнитальные кожухи и деталь 44 так, чтобы бугорок совместился со срезом канавки накидных гаек, и поднимите их вверх. Отверните две накидные гайки (деталь 45) н ижних наконечников пружини опустите правый и левый наконечники перьев вилки вниз. Выверните затяжные гайки (деталь 1) из труб пера вилки. Далее нужно снять распорное кольцо 60, втулки 58 и 59, вынуть сальник 56 и, если необходимо, заменить его новым. Сборка вилки производится в обратной последовательности. Для разборки задней подвески необходимо снять заднее колесо, ослабить болт крепления верхнего наконечника рамы и вынуть болт крепления бугеля щитка . Легким постукиванием молотка снизу выбейте шток задней подвески вверх, выньте подвеску из рамы и снимите верхний инижний стаканы. Затем заж мите подвеску в тисках, поставьте бородок в конец пружины через отверстие нижнего стакана и, ударяя по нему молотком, вращайте пружину по часовой стрелке до полного скручивания.ПОЧЕМУ ЧЕРНЕЮТ ПОРШНИ?Этот вопрос задал владелец мотоцикла «ИЖ-Юпитер» А. Филин из Ленинграда. Нашему читателю отвечают инже ­ неры Ижевского механического завода. Причина почернения поршней — высокий температурный режим работы двигателя при перегрузках, холостых и завышенных оборотах. Это же явление может быть результатом продолжительной работы. Сейчас инженерами завода разрабатываются конструктивные мероприятия, которые позволят снизить температурный режим двигателя.КОНСЕРВАЦИЯ МОТОЦИКЛАА. Егорцев из г. Красноярска интересуется, к аклучшесохранять мотоциклы зимой. Читателю отвечает исполняющий обязанности главного конструктора Ирбитского мотоциклетного завода А. Исаев. Если вы не собираетесь ездить зимой, лучше всего законсервировать мотоцикл. Все детали, имеющие матовое и блестящее декоративное хромирование, гальванические покрытия, следует покрыть антикоррозийной смазкой. Состав ее может быть таким : 50 процентов уайтспирита, 20 — канифоли, 30 — лака 177. Эта смесь в течение шести месяцев предохраняет поверхность от коррозии. Перед покрытием все поверхности надо тщательно очистить, протереть уайтспиритом, а затем чистой ветошью. Состав надо наносить латным тампоном тонким слоем по всей поверхности, без Пропусков. В отверстие под свечу, в каждый цилиндр, через воронку с сетчатым фильтром заливается 30 смз обезвоженного автола. Если во время консервации температура окружающего воздуха ниже нуля, автол необходимо нагреть до 50 — 6 0 градусов. После заливки заверните свечу и, нажав на педаль пускового механизма, проверните три-четыре раза коленчатый вал двигателя. Ванну воздухофильтра необходимо заправить автотракторным маслом ДСп-б (ГОСТ 1862 — 63) или АКЗп-6 (ГОСТ 1862 — 63). Все масленки следует заполнить тавотом до переполнения. Неисправные необходимо заменить. Проделав все эти операции, вы можете считать, что мотоцикл подготовлен и хранению.ПРОВЕРЬТЕ СИСТЕМУ ВЫПУСКАУ автомобиля ЗИЛ-130, на котором ездит военный водитель Е. Селезнев, довольно часто возникают хлопки в глушителе. Вот как объясняют это конструкторы завода. Хлопки, на которые жалуется Е. Селезнев, возникают при разгерметизации системы выпуска газов. В нее попадает свеж ий воздух, и не сгоревшая часть смеси, выбрасываемая из цилиндров двигателя на некоторых режимах его работы, воспламеняется. То же самое бывает и из-за сужения проходного сечения выпускного трубопровода, вызываемого случайными причинами. В месте сужения образуются застойные зоны и скапливается бензин, например, при длительной работе от стартера.ЕЩЕ ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ МОТОЦИКЛОВ ИЖВ «Справочной службе «За рулем» (№ 7 за 1965 г.) были опубликованы ответы инженеров Ижевского машиностроительного завода IS. Абрамяна и В! Рожнова владельцам мотоциклов ИЖ. Среди прочих затрагивался вопрос о неравномерной работе цилиндров двигателя мотоцикла «ИЖ-Юпитер». К ак главную причину авторы ответов приводили несоосность («выступы») сопрягаемых деталей, образую щих главный воздушный тракт карбюратора. К ак сообщил редакции главный конструктор Ленинградского карбюраторного завода им. Куйбышева В. Гиршович, неравномерную работу цилиндров можно объяснить и некачественной сборкой двигателей. Вот главные дефекты, которые могут вызвать это же явление: пропуск газов в местах соединения цилиндра с картером; отслаивание гильзы от рубашии цилиндра; «выступы» между всасывающим патрубком и впускными окнами; пропуск газов в местах соединения головки с цилиндром; разная компрессия в цилиндрах; неплотное соединение всасывающего патрубка с цилиндрами, в результате чего подсасывается воздух снаружи .КАК РАЗОБРАТЬ ПЕРЕДНЮЮ ВИЛКУ ИЗАДНЮЮ ПОДВЕСКУ«Где можно купитьинструкцию по эксплуатации мотоцикла М-62? Мне необходимо разобрать переднюю вилку и заднюю подвеску мотоцикла. Последовательность работ мне неизвестна^ На эти вопросы мы попросили ответить ведущего конструктора Ирбитского мотоциклетного завода А. В. Халтурина. И нструкции по эксплуатации мотоцикла М-62 и каталоги на запчасти завод высылает по первому запросу мотолюбителей и организаций. Чтобы разобрать переднюю вилку, необходимо произвести операции, у казан ­ ные а «Каталоге запасных узлов и дета-25