езопасность движения автотранспорта зависит от многих условий, но решающую роль среди них, бесспорно, играет подготовка водителя, его профессиональное мастерство и прежде всего техника вождения. Она, к ак мы говорим, должна быть так отработана, доведена до такой степени целесообразного автоматизма, который позволит шоферу выполнить тот или иной прием совершенно точно ивкратчайшее время. Среди многих приемов, составляющих в комплексе понятие «техника вождения», есть несколько, которые имеют первостепенное значение для безаварийной работы автотранспорта. Анализ дорожно-транспортных происшествий, материалы экзаменационных проверок шоферов первого и второго классов, наконец, наблюдения при обучении вождению дают основание утверждать, что немалая часть автомобильных аварийикатастроф происходит изза неправильной, неумелой работы рулевым колесом. Редко можно встретить шофера, даже с большим производственным стажем, к оторый четко и ясно объяснил бы вам, к ак надо управл ять рулем при повороте автомобиля, обгонах и объездах и почему именно так, а не иначе он выполняет тот или иной прием. Вот об этом мыи хотели бы поговорить. Но прежде — о типичных ошибках в управлении автомобилем. У большей части автомобилей отечественных моделей рулевое колесо свободно поворачивается одной рукой. Видимо, поэтому некоторые водители ошибочно полагают, что таким образом можно управлять автомобилем. Опасное заблуждение! Картину, что мы воспроизводим на фото 1, к сожалению, приходится наблюдать довольно часто. Усилие одной рукив какой-то момент может оказаться недостаточным, рулевое колесо проскользнет в ладони, и тогда жди беды. Если же повор ачивать рулевое колесо за спицу, не успеешьперехватить его в случае необходимости. Поэтому первое, что хорошо должен запомнить каждый водитель: руль следует поворачивать двумя руками. Держать его надо пальцами обеих рук, сжим ая их не сильно, но надежно. Руки, к ак правило, должны находиться у точек пересечения рулевого колеса горизонтальной плоскостью (фото 2), проходящей через центр. Это положение не следует считать неизменным даже при движении по прямой: ш офер может смещать руки на руле в зависимости от своего роста, длины рук, степени усталости, высоты сиденья, но и нельзя держать их так, к ак это показано на фото 3. При движении по прямой в городах и населенных пунктах опытные водители рекомендуют левую руку держатьвыше правой, имея в виду, что опасность возникает главным образом со стороны тротуаров (пешеходы, дети), и шоферв этом случае сможет быстро повернуть рулевое колесо влево на угол до 150—160 градусов. При работе рулевым колесом необходима полная свобода в движениях. Поэтому число пассажировв кабине не должно превышать нормы.БТеперь о самих поворотах. В городах и населенных пунктах, при выездах на магистра пьные дороги исъездахс них автомобиль приходится поворачивать чащивсего на 90 градусов. При этом передние коле са поворачиваются в среднем на 7 —10 граду сов (это зависит от радиуса поворота), у ап томобнлей отечественных моделей передаточ ное число в рулевых механизмах колеблется от 17 до 23.5, а в среднем составляет 20.Г) Следовательно, при повороте автомобиля на 90 градусов рулевое колесо приходится пово рачнвать на 170—200 градусов. Нетрудно увн деть, что если при этом руки водителя будут занимать статичное положение, то они к концу маневра очутятся втаком положении (фото 4). которое не позволит повернуть рулевое колесо дальше, если в этом возникнет необходимость. и наезд или столкновение станут неизбежными. Поэтому при поворотах под прямым углом следует заранее сменить положение рук. Если за нулевую отметку рулевого колеса принять точку пересечения его вертикальной плоскостью, проходящей через центр, а отсчет вести по часовой стрелке, то перед поворотом направо надо перенести правую руку в точку 0 градусов, а левую — 190 градусов. При таком положении (фото 5) вы не только точно выполните поворот, но и сумеете, при необходимости, «довернуть» машину, не перех ватывая рук на руле. Поворот налево отлич ается только тем. что леваярука сносится в точку 0 градусов, п равая — 170 градусов, и водитель поворачивает руль против часовой стрелки (фото 6). При более крутых поворотах начинать пер емещение рулевого колеса надо тянущим усилием одной руки, расслабив пальцы другой. На фото 7в качестве примера показано правильное положение рук при повороте направо. Когда в этом случае праваярука сместится к 170 градусам, дальнейший поворот руля производят толкающим усилием левой руки (по дуге от 190 до 360 градусов). В это время правая рука скользит по нему и готовится «помочь» левой. За один такой прием рулевое ко лесо может быть повернуто на 170—180 граду сов каждой рукой примерно в течение 0,2 — 1 секунды. При необходимости прием повторяют еще раз до полного поворота передних колес. Если условия движения требуют повернуть рулевое колесо в несколько приемов, то такой поворот рекомендуется осуществлять только тянущим усилием рук. Повернув рулевое колесо на половину окружности, удерживают его другой рукой на месте, а освободившуюся «тянущую» руку быстро сносят в нужную точку для продолжения поворота (фото 8). Такой способ работы рулем дает возможность маневрироватьс максимальной точностью. Особая точность требуется при обгонах и объездах на улицах и дорогах ^интенсивным движением. Мастера безаварийного вождения в подобных случаях поворачивают рулевое колесо, применяя тянущее, а не толкающее усилие. Когда рулевое колесо нужно поворачивать на угол менее 180 градусов, руку, которая начинает поворот, лучше сносить не в точку, соответствующую 0 градусов, а несколько ниже, что даст возможность приложить ббльшую мускульную силу. Ведь чем меньше скорость движения, тем большее усилие необходимо для поворота управляемых колес, особенно на тех грузовых автомобилях и автобусах, где нет гидро- или пневмоусилителя. При движении на прямых участках дорог, когда нужная маневренность автомобиля обеспечивается поворотами рулевого колеса в пределах 100 градусов, менять положение рук на руле нет необходимости. Совершенная техника работы рулем поможет вам водить автомобиль уверенно, а главное — без аварий. М. ГРАБОВСКИЙ, преподаватель учебного автокомбинатаг. КиевКОДА ОЛОАОГО ШОфЕРА