ема этой статьи не нова. Можно сказать, с конца минувшего века, с тех самых <пор, как на улицах городов и дорогах появились самодвижущиеся экипажи, проблема «автомобиль и пешеход» не перестает занимать умы людей. Что делать: создав автомобиль, человек тем самым добровольно 'несколько ограничил свою свободу действий «а дороге. Добровольно, однако не безвозмездно. Он получил более чем достаточную «компенсацию» — огромный выигрыш в скорости сообщений, дорожный комфорт и многие другие удобства. С автомобилем так или иначе связаны 'все мы : одни — как лаосажиры, другие — как водители. |И все, разумеется, кроено заинтересованы < том, чтобы движение в транспорта не представляло опасности для окружающих, чтобы машины не приносили несчастья людям. Именно с этой целью введены довольно жесткие правила движения, непрерывно улучшаются конструкция автомобилей и качество подготовки водителей, проектируются и строятся все новые и 'новые транспортные 'сооружения. Все это так. А вот заметного снижения дорожных 'происшествий нет и нет. В чем »ке дело? Может быть, мы принимаем здесь какие-то ошибочные решения? Отнюдь нет. Анализ показывает, что число дорожно-транспортных происшествий из-за неудовлетворительного состояния машин или низкой квалификации водителей, плохих дорожных условий 'или недостатков в организации движения год от года неуклонно снижается. Но все 'эти успехи сводятся на нет непрекращающимся ростом несчастных случаев, причина которых — легкомысленное, а 'иногда просто безответственное поведение пешеходов. Если кому-нибудь еще неизвестно, скажу, что более половины всех несчастных случаев на дорогах 'происходит по их вине, а в городах IH того больше. Нельзя сказать, 'что эту сторону проблемы безопасности движения мы оставили без .внимания. На пропаганду правил поведения пешеходов на улицах и дорогах тратится немало сил и средств. Периодически по этому поводу выступает и наша печать — от центральных газет до многотиражек. Возможно, у кого-нибудь мелькнет мысль, не дань ли традиции и эта статья. Поверыте, что автором руководили другие соображения. Мне хочется, чтобы читатель прежде всего понял, какую особую актуальность приобретают вопросы безопасности движения сейчас в 'связи с предстоящим резким увеличением количества автомобилей и мотоциклов в нашей стране. Новые (темпы автомобилизации,А. КОРМИЛИЦЫН, полковник милиции рост интенсивности и скоростей движения чреваты многими опасностями, если уже сегодня соответствующим образом не подготовиться к таким переменам. Чтобы новые сотни тысяч автомобилей на дорогах не застали нас врасплох, надо сделать очень многое. Но я хочу здесь говорить об одном — о необходимости самым решительным образом поднять дисциплину и, если можно так сказать, образование пешехода. Что можно предложить для решения вопроса? Статистические данные, анализ дорожно-транспортных происшествий позволяют сделать по крайней мере два совершенно определенных вывода. Первый. Одной, пусть самым прекрасным образом 'поставленной, пропагандой правил поведения пешеходов на улицах и дорогах дела не поправишь. Это всем давно пора понять. Настало время 'от лозунгов и призывов перейти к самому серьезному и широкому обучению законам улиц и дорог всего населения. Начнем с того, что одна треть несчастных 'Случаев на улицах и дорогах происходит с детьми. Но много ли знают они о тех правилах, которым должны подчиняться на .улице? «Будь осторожен!», «Не бегай перед машинами!» — вот зачастую и вся премудрость, которой учат ребенка педагоги и родители. Полезные призывы, конечно. Но, кроме них, нужны специальные знания, навыки, я бы сказал, привычки. А их нет. Причем сплошь и рядом даже у тех, на ком лежит обязанность научить ребенка не только первым .шагам по земле, но и умению правильно ходить по городу. Дальше с этим мириться нельзя. Мы много говорим о задачах школы по воспитанию гармоничного и всесторонне подготовленного к самостоятельной жизни человека. Большое 'внимание уделяется сейчас физической подготовке учащихся. Существенным пробелом в их образовании считается, например, если выпускник школы не научился плавать. Резонно. Но разве выбираться из «водоворотов» транспортных рек легко без специальной подготовки? Почему же мы закрываем глаза на то, что в этом отношении наши воспитанники вступают в жизнь почти безоружными? Десятиклассники получают документ о среднем образовании. Но ведь правила движения по улице .или дороге, если хотите, — начальная школа, самые азы той науки жизни, которую должен постичь человек XX века. Заботой школы, а может быть еще и дошкольных учреждений должно стать обязательное обучение детей правилам поведения на улице. Подчеркиваем: обязательное, не факультативное, не в порядке внеклассной работы, а систематическое, предусмотренное программой овладение законами улиц и дорог. И к этой работе будущего учителя надо готовить еще в институте. Нужны популярные пособия по правилам движения, может быть, что-то вроде красочной «Азбуки пешехода». Пока, к сожалению, мы имеем лишь пухлый том переписки с Министерством просвещения, Академией педагогических наук и другими организациями о необходимости введения в программу школьных наук такого предмета. По долгу службы мне приходится знакомиться с тем, как поставлено обучение молодежи правилам движения в других странах. \Л надо сказать, сравнение не в нашу пользу. Во многих европейских странах школьники всех классов серьезно и по специальным программам изучают правила движения, причем их знания обязательно оцениваются. Даже в небольшой и тихой Дании, где рассматриваемые нами вопросы не стоят так остро, .школьному курсу безопасности движения придают большое значение. Интереоно, что он не ограничивается только педагогическими беседами — проверку усвоенного проводят непосредственно на улице работники дорожной полиции. Не пора ли и нам решить наконец этот давнишний и наболевший вопрос? Понятно, что в одиночку школа с этой работой не справится. 'Совершенно необходимо, чтобы то, чему она учит детей, 'не шло вразрез с тем, что ее воспитанники увидят в жизни. Вы догадываетесь, конечно, о чем речь. О поведении взрослых на улице. Самые добрые зерна истины не дадут хороших всходов, если молодые не будут 'видеть вокруг себя примеров того, 'чему их учили в школе. Когда взрослые сами переходят улицу где попало, то, право, трудно рассчитывать, что мальчишка или девчонка будут искать пешеходный переход, 'а не последуют дурному примеру. Мы же частенько видим, как мамаша или бабушка бегут 'через улицу, забыв про всякие правила и светофоры, да еще тянут за собой ребенка. Что ж удивляться беспечности молодых? Беспечности, которая рано или поздно оборачивается настоящими трагедиями, загубленными под колесами .жизнями. Пусть не обидятся на меня родные и друзья пострадавших или погибших по собственной вине при автомобильных катастрофах. Но речь идет не только о•6- тех, кто легкомысленно и преступно ведет себя на улице, «ому не дорога собственная жизнь. Ведь у рассматриваемого нами вопроса есть и другая, не менее важная сторона. Их необдуманные поступки не проходят бесоледно и для окружающих, нередко приводят к гибели людей, вовсе не причастных к происходящему, выводу из строя дорогостоящей техники. А это преступление. Попробуйте представить себе такую картину. IB операционную во время операции проникает посторонний человек, мешает работать врачам, толкает под руку хирурга, держащего в руке скальпель, отвлекает разговорами ассистентов. Д ико подумать даже, не правда ли? Почему же на улице происходит такое? Ведь она — место работы водителей, их цех, лаборатория, операционная. Мы, к сожалению, еще либеральничаем с людьми, которые вредят этому производству и своей невыдержанностью, недисциплинированностью подвергают водителей и остальных пешеходов смертельной опасност.и. Учить одно дело, но надо и строго спрашивать за каждое опасное нарушение правил. Как с водителя, так ис пешехода. А много ли мы можем вспомнить примеров, когда суд наказал пешехода, виновного вдорож ном происшествии? Увы, обычно его неправильные действия рассматриваются лишь как смягчающие вину водителя об стоятельства. М не думается, что подобная практика плохо способствует воспитанию чувства ответственности за свои поступки. Я понимаю, что у читателей может возникнуть законный вопрос: а почему с такой 'статьей автор выступает вжур нале «За рулем»? Вроде бы обращение не по адресу. Объясню. Во-первых, каждый водитель, поставив машину в гараж или на стоянку, становится пешеходом и, к сожалению, нередко забывает обо всем, ч ем за рулем сам возмущался. Стало быть, и для него этот разговор не бесполезен. Но есть и другие соображения. По моему глубокому убеждению начинать работу по обучению населения правилам движения надо нам — .автомобилистам. Я вовсе не считаю, будто правила движения так сложны, что педагогу или, скажем, общественному инструктору на заводе или фабрике не под силу раскрыть их содержание. Дело в том, что пешеходу надо знать много больше того, что записано именно для него в праВ'илах движения. Ему должны быть 'известны «повадки» автомобилей, он должен уметь читать дорожную книгу знаков и указателей, правильно понимать сигналы светофоров, жесты регулировщиков, определять более или менее точно скорость движения машин и т. п. Овладеть всей этой наукой ему обязаны помочь специалисты автомобильного дела. 'И такой актив у нас .есть. Вот уже несколько лет повсеместно работают советы общественных автоинспекторов, народные дружины по безопасности движения. Очень полезна их деятельность, но пока она во многом дублирует работу автомобильной инспекции.А честное слово, их помощь была бы куда ощутимее, если бы народные дружины поставили перед собой одну цель — добиться полной ликвидации дорожных происшествий по вине пешеходов. По плечу им такая задача? Несомненно. Только работу эту надо вести в каждом производственном коллективе, на территории каждого района, и непрерывно, а не эпизодически, от случая к случаю. Большую помощь в ней могут и должны оказывать нам профсоюзы. Напомню, что несколько лет тому назад было принято специальное Постановление ВЦСПС о задачах профсоюзных организаций по предупреждению дорожно-тр анспортн ых и ро исш еств и й. Обидно, что пока еще оно слабо проводится в жизнь, а ведь в нем были намечены хорошие планы по изучению правил движения всеми рабочими и служащими. Говорилось там ио систематических лекциях и беседах на эту тему, о широком использовании общих собраний, заседаний фабрично-заводских ко митетов и товарищеских судов для обсуждения случаев нарушения правил движения, об обязательном обеспечении производственных помещений необходимыми наглядными пособиями и многих других полезных вещах. Мне хочется добавить к этому и регулярные передачи по местному радиовещанию, передачи, в которых принимали бы участие не только сотрудники автоинспекции, 'но и градостроители, работники суда и прокуратуры, передовые водители и другие специалисты, занимающиеся вопросами безопасности движения транспорта и пешеходов в городах. Такие передачи должны, на мой взгляд, стать в жизни предприятий столь же обязательными, к ак ежедневная производст-а а. ч ша,венная гимнастика. Ведь это тоже не по следний способ продлить жизнь, здоровье, работоспособность человека. Именно таким комплексом мероприятий видится мне этот, если можно так оказать, всеобуч что беэопаоности движения. Было бы другой крайностью считать, что все беды на наших улицах и дорогах идут только от 'незнания пешеходами правил движения. Многие давно постигли эти заповеди, но просто 'пренебрежительно кним относятся. Отсюда и второй вывод — мало обучить людей правилам движения, надо привить уважение к ним. Речь 'идет не только о твердом звании правил, но ио не ме нее твердых и устойчивых навыках выполнения их. Лучший способ добиться этого, на мой взгляд, сделать так, чтобы ни одно отступление от общих для всех правил не проходило для нарушителя бесследно. Поддерживать всеми силами порядок на улицах и дорогах — дело каждого из нас. Мы начали разговор со слов о том, что одной пропагандой правил движения 'нельзя ограничиться в борьбе за наведение порядка на улицах и дорогах. В то же время никоим образом нельзя принижать значение печатного слова и других способов воздействия на чувства и 'разум человека. Наоборот, м ы за еще более доходчивую и наглядную пропаганду и агитацию. К сожалению, она нередко носит характер хотя и массовых, но кампаний. Декады и месячники по безопасности движения, нет слов, дело полезное. Но вместе с тем необходимы регулярные выступления на .страницах газет ив эфире. Вечерние газеты многих стран Европы дают ежедневную сводку фактов неправильного поведения пешеходов и их последствий. А почему наша печать порой стыдливо умалчивает об автомобильных происшествиях? Проблема безопасности движения настолько важна, что было бы сов* сем неплохо создать специальные штатные или на общественных началах отделы по безопасности движения на телевидении, радио, в редакциях газет. Жизнь улиц и дорог так подвижна, обстановка на них меняется с такой быстротой, что уследить за ней и рассказать об этом нередко иод силу лишь глазу киноаппарата. Кто может ярче показать последствия неразумных по ступков на дороге, нагляднее раскрыть смысл правил поведения пешеходов и пассажиров? Но много ли найдется в конторах кинопроката .короткометражных (фильмов по безопасности движения? Для иодочета, пожалуй, пальцев одной руки .хватит. Д аи те созданы на средств.а (Гооавтоинопекции, отпущенные ей совсем для других целей. Почему бы Главному управлению по производству фильмов самому не создать кинокурс по правилам движения пешеходов и не демонстрировать его во всех школах, в заводских клубах, т о телевидению? Пора начать подлинный всеобуч по безопасности движения, отвечающий тому уровню автомобилизации, который нам'ечен в нашей стране Директивами XXIII съезда КПСС по новому пятилетнему плану. И чем скорее мы встанем на этот путь, тем больше гарантий того, что сосуществование автомобиля и пешехода будет мирным и устойчивым.