Закон не привлекает к уголовной ответственности водителя, который не совершил никаких нарушений правил движения и по обстоятельствам, от него не зависящим, не имел технической возможности избежать наезда или аварии. Однако не во всех случаях неосторожность пешехода, пусть даже и грубая, исключает вину водителя. Иногда, не освобождая водителя от ответственности, она может рассматриваться как смягчающее его вину обстоятельство. Так, водитель Б., следуя по Минскому шоссе, хорошо видел на значительном расстоянии пешехода, v который шел через дорогу, не обращая внимания на машину. Надеясь, что тот остановится и пропустит автомобиль, водитель не снизил скорости, а ограничился подачей звукового сигнала. Когда же понял, что пешеход уступать дорогу не намерен, то начал тормозить, но было уже поздно. Как выяснилось, водитель запоздал с торможением всего на две секунды. Суд признал его виновным в случившемся, а неосторожность пешехода принял во внимание при определении меры наказания. Надо сказать, что закон предусматривает уголовную ответственность водителя, если он не оказал помощи пострадавшему при наезде или аварии, когда жизнь и здоровье человека находились под угрозой. Даже если водитель, не оказавший помощи, и не виновен в самом наезде, он может быть приговорен к лишению свободы на срок до двух лет. Наконец, водитель отвечает перед законом за передачууправления лицу* заведомо находящемуся в нетрезвом состоянии или не имеющему водительских прав, если в результате нарушения им правил движения наступили вредные последствия. Разумеется, несет ответственность и тот, кто в это время находился за рулем. Напомним в заключение, что помимо уголовной ответственности за вред, причиненный аварией или наездом, владелец автомобиля или мотоцикла несет также ответственность материальную, гражданскую. А теперь пора ответить Николаю Борисовичу и всем, кто задает тот же вопрос: почему закон устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил движения? Преступление это или несчастный случай? Автомобильные происшествия, которых, к сожалению, еще немало, причиняют большой вред здоровью граждан, наносят значительный материальный ущерб стране. Вредные последствия нарушений правил безопасности движения никак не согласуются с понятием «несчастный случай»: слишком серьезную общественную опасность они представляют. Это преступления, за которые закон наряду с другими мерами (административными, общественными) устанавливает и уголовную ответственность водителя. Каждый человек за рулем должен отчетливо понимать, что в его руках источник повышенной опасности, и помнить, что малейшее отклонение от выработанных годами опыта правил движения может привести к тяжелым последствиям.СUA1«Есть немало людей, которые полагают, будто безопасность пешеходов и автоА " ' И ^ ^ f ' **Щ\ И *КАА **уС^ П УЩБ -* * * •* J I * UJF I»С р *Э Г\ ПА ^ ^ 11 С ^ С ТИ Т* Ь» V # V / I *Г\\* I I \J\J Irl выше 60 процентов несчастных слуСчаев, заканчивающихся смертельным исходом или тяжелыми ранениями, приходится на мужчин: они значительно чаще подвергают себя опасности, принимая весьма рискованные решения на улице или дороге. Если же иметь в виду возрастные границы, то здесь больше всего пострадавших в происшествиях приходится на детей до 9 лет и пожилых людей старше 60 лет. И те и Другие очень часто неправильно реагируют на складывающуюся обстановку. Если понаблюдать за детьми, переходящими улицу, то сразу видно, что они не имеют еще никакой сноровки в определении скорости движения автомобиля и безопасного расстояния до него. Они то отбегают, чтобы пропустить машину,мобилизация городов вещи несовместимые и, запретив движение транспорта, мы тем самым обезопасим пешехода. Согласитесь, что человечество в таком случае лишилось бы многих удобств, а главное — в этом совершенно нет нужды. Точные сведения о дорожных происшествиях позволяют принять совершенно конкретн ые Me Pb | f повышающие безопасность движения». у акначинаютСВОЙ отчет по анализу причин несчастных случаев на автомобильных магистралях сотрудники дорожной научно-исследовательской лаборатории в Лондоне Р. Моор и С. Олдер. Результаты их исследований, опубликованные 8жУРналв «Инженер-транспортник», в какой-то мере отражают положение ив друг их странах, и мы уверены, что краткий перевод этой- публикации, подготовленный по просьбе редакции, будет интересен нашим читателям. которая вовсе не была в опасной близости, то бросаются вперед прямо под колеса проходящего автомобиля. Пожилые люди, наоборот, уже утратили способность верно оценивать условия, они плохо видят и слышат, а поэтому нерешительны и медлительны на дороге. Казалось бы, чем крупнее автомобиль или другое транспортное средство, тем вероятнее для него наезд или авария. Но на практике все происходит совсем наоборот. Дорожные происшествия с самыми маленькими движущимися экипажами — мотоциклами и мотороллерами — случаются в три раза чаще, чем с автомобилями. Вероятно, это происходит потому, что пешеходу определить скорость приближающегося мотоцикла значительно труднее, чем автомобиля. В сельских районах, где, как правило, нет тротуаров, пешеходы нередко игнорируют требование правил идти по краю дороги навстречу транспорту. А именно поэтому происходит около 75 процентов несчастных случаев на дорогах. Иными словами, идя спиной к приближающемуся транспорту, пешеход в полтора раза больше рискует попасть под машину, чем двигаясь ей навстречу. Самые опасные места — это, конечно, пересечения транспортных магистралей. Статистика показывает, что от 70 до 90 процентов несчастных случаев на магистралях происходит именно на их пересечениях. За год на дорогах Англии, Уэльса И Шотландии гибнет и получает ранение свыше 60 тысяч человек. .чт*известно, что язык дорожных знаков "это язык рисунка. Но недавно в Нью-Йорке и Бостоне некоторые дорожные знаки в полном смысле слова заговорили. Как сообщает американский журнал «Электроника», это стало возможным благодаря передатчикам, установленным на обочинах дорог, и полупроводниковым магнитофонам, подсоединенным к усилителям автомобильных приемников. Передатчики, располагаясь возле знаков, непрерывно посылают кодированные сигналы, соответствующие каналам автомобильного магнитофона. Когда машина проходит мимо передатчика, этот сигнал воспринимается антенной, автоматически включает магнитофон на нужный канал, и водитель слышит записанный на пленку краткий текст предупреждения о крутом повороте, опасном перекрестке, неровностях дороги и т. п. На первый взгляд эта система может показаться неоправданно сложной для той задачи, ноторую она выполняет. Однако «говорящие» дорожные знаки мо-•«* ••ыамГОВОРЯЩИЕ ЗНАКИгут быть полезными на высокоскоростных автомобильных магистралях, заблаговременно предупреждая водителей об изменении дорожных условий при недостаточной видимости, когда обычные дорожные знаки плохо различимы из-за дождя или тумана.