IV/IЗнаменитые аргонавты, искавшие легендарное золотое руно, несказанно удивились бы, прибыв в сегодняшнюю Колхиду. Над болотистой равниной выросли корпуса автозавода, который стал центром поселка почти с 20-тысячным населением. История Кутаисского автозавода началась в марте 1945 года, когда Советская Армия еще добивала фашистского зверя в его логове. Уже в апреле началась закладка завода. В 1947 году он стал поставлять запасные части к зисовским грузовикам, а к 1950 году — агрегаты — коробку перемены передач и двигатель ЗИС-120. Но самым знаменательным днем для заводского коллектива стало 18 августа 1951 года. В этот день была перерезана красная ленточка и под звуки оркестра шофер-испытатель Борис Вашакидзе свел с конвейера первый грузинский автомобиль — грузовик КАЗН 50. За ним последовали тысячи таких же КАЗ-150, цементовозов КАЗ-601, самосвалов КАЗ600, КАЗ-585Б, тягачей КАЗ-120Т. С 1963 года предприятие специализировалось на выпуске седельных тягачей КАЗ-606А. Вместе с заводом росли люди. Молодым пареньком, после окончания ремесленного училища пришел сюда наладчик Иосиф Хаэарадзе. Сейчас его с уважением величают «миллионером» — экономический эффект его 400 рационализаторских предложений уже давно перевалил за миллион рублей. Иосифу Хаэарадзе присвоено звание Героя Социалистического Труда, он депутат Верховного Совета республики, делегат XXIII съезда КПСС. Двадцать два года было Георгию Кобаладзе, когда строился завод, где ему предстояло после окончания института стать технологом. Потянулись годы напряженной работы, учебы, стажировки на ЗИЛе. В 1959 году он был назначен главным инженером, а в 1965 году — директором. Сейчас Георгий Барнабо-1Лвич — самый молодой директор автозавода. Становлению молодых национальных кадров помогали автомобилестроители всей страны. Достаточно сказать, что пост главного инженера завода занимал А. А. Андерс, ныне начальник управления главного технолога Министерства автомобильной промышленности СССР, а главный конструктор ЗИЛа А. М. Кригер возглавлял отдел главного конструктора КАЗа. В свою очередь на ЗИЛе и на ГАЗе стажировались грузинские рабочие и инженеры. Кутаисский завод играет видную роль в экономике Грузии. На предприятии открыты автомеханический техникум, вечернее отделение политехнического института, два профессионально-технических училища. Каждое утро спешит к проходной очередная смена, а навстречу из ворот завода выезжают новые автомобили «Колхида».Г. КОБАЛАДЗЕ, директор Кутаисского автомобильного завода имени Г. К. ОрджоникидзеКОЛХИДАнию его длины и колесной базы, улучшению обзорности и ряду других положительных качеств. Но у нее есть и минус: двигатель размещен внутри кабины и доступ к нему более труден, в то же время никакой капот не мог предупредить попадание газов от двигателя в кабину, что, естественно, ухудшало условия труда водителя. Наши конструкторы полностью избавили новую модель от этих недостатков. О проки дывание кабины вперед создает хороший доступ к двигателю, а цельноштампованный герметичный пол преграждает доступ газам. На седельном тягаче установлен V-образный карбюраторный двигатель ЗИЛМЗО рабочим объемом 6 литров (мощность 150 л. с , максимальный крутящий момент 41 кгм ) . Сцепление сухое, однодисковое с периферийным расположением пружин. Коробка передач пятиступенчатая с синхронизаторами на всех передачах (кроме первой и заднего хода). Таким образом, КАЗ-608 в значительной степени унифицирован с ЗИЛ-130, что облегчает снабжение запасными частями. Дисковый стояночный тормоз КАЗ-606А заменен более надежным — колодочным барабанного типа. Рулевое управление КАЗ-608 снабжено гидроусилителем.рузии в течение нынешней пятилетки предстоит увеличить производство автомобилей в два раза. Так указано в Директивах XXIII съезда КПСС. Это означает, что перед автомобилестроителями Кутаиси поставлены исключительно важные задачи. На автомобильном транспорте в последние годы резко увеличился удельный вес тягачей, способных буксировать большегрузные полуприцепы. Как известно, применение автопоездов — одно из основных средств повышения производительности труда в автохозяйствах. Кутаисский автомобильный завод в последние годы выпускал седельные тягачи преимущественно на шасси стандартных грузовых автомобилей. Между тем специфика эксплуатации такого рода машин требует от них повышенной маневренности, лучшей обзорности, а также легкости в управлении. 8 настоящее время с заводского конвейера идут тягачи КАЗ-606А — переходная модель. Компоновка тягача вполне современна. Проектируя его, конструкторы стремились отойти от прежней схемы. Он короче предыдущей модели. Благодаря этому значительно сократилась длина автопоезда и, следовательно, улучшилась его маневренность. Однако наличие в конструкции КАЗ-606А узлов и агрегатов ЗИЛ-164, у же устаревших, ставит его в невыгодное положение по сравнению с современными машинами. Поэтому на ааводе создается новая модель седельного тягача — КАЗ-608. Внешне он мало отличается от КАЗ-606А. Однако лишь внешне. При разработке новой модели конструкторы и технологи позаботились прежде всего о долговечности узлов и агрегатов. Мы изучили опыт эксплуатации КАЗ-606А и постарались устранить все обнаруженные недостатки, учли предложения транспортников, больше внимания уделено простоте обслуживания, легкости управления, повышению динамических и экономических характеристик. Компоновка седельного тягача КАЗ-608, так же как и его •редшестаенника КАЗ-606А, выполнена по схеме «кабина над двигателем». Эта схема в последние годы как в отечественной, так и зарубежной автомобильной промышленности завоевывает все большее признание благодаря максимальному использованию полезной площади автомобиля, уменьше-Г•вГ?Л!1ИЩ|.1.|,1Л1.Ш!1ГМТехнические характеристики тягачей КАЗ-606А И КАЗ-608 КАЗ-606А Колесная формула 4X2 10500 Общий вес буксируемого полуприцепа, к г 4905 Габариты, мм: длина 2300 ширина высота 2370 3868 Вес в снаряженном состоянии, КГ 3550 Сухой вес, к г Максимальная скорость, км/час 65 База, мм 2800 1770 Колея передних колес, мм 1740 Колея задних колес, мм Радиус поворота по колее пеб реднего колеса, м 104/2600 Мощность двигателя (при об/мин), л. с. Максимальный крутящий мо34/1100мент двигателя (при об/мин), 1400 кгмКАЗ-608 4X2 15500 5155 2360 2440 4000 3700 80 2900 1800 1790 6,5 150/3200 41/16001800 Новый 15-тонный автопоезд Кутаисского завода выходит на дороги страныОригинально выполнен на КАЗ-608 дистанционный привод переключения передач. К ак известно, все существующие дистанционные Механизмы переключения передач имеют ряд недостатков. Главный из них — большое количество звеньев ив связи с этим значительные суммарные зазоры, в результате чего на рычаге появляется большой свободный ход и ухудшается избираемость. Много внимания и труда уделили конструкторы завода разработке нового механизма. И хотя он по своему устройству и кинематике довольно сложен, регулировка и обслуживание его не составляют больших трудностей. Кабина у КАЗ-608 просторней, чем у КАЗ-*606А благодаря смещению двигателя назад и вниз. Спереди — трехместное рядное сиденье (причем сиденье водителя регулируемое), сзади — удобное спальное место. Сейчас наш завод завершил подготовку производства к выпуску новых тягачей. Большую помощь в проектировании и изготовлении крупных металлических штампов оказали нам горьковские коллеги. Скоро с главного конвейера сойдут первые седельные тягачи КАЗ-608, Они могут смело конкурировать с зарубежными автомобилями известных марок. Но, как говорят, лучшее — враг хорошего. У же началось усовершенствование машины, в будущем на смену КАЗ-608 придет еще более мощный тягач КАЗ-608Б. На нем будет установлен двухступенчатый задний мост, увеличена емкость бензобаков, внедрен ряд других усовершенствований. Новый задний мост представляет собой систему из двух пар цилиндрических шестерен с передаточным отношением 7,11 и 9,12. Водитель включает ту или иную пару шестерен электропневматическим клапаном прямо из кабины. По сути дела, пятиступенчатая коробка передач в сочетании с таким задним мостом дает десять передач, естественно, что, манипулируя ими, водитель свободно сможет водить КАЗ-608Б в самых разнообразных дорожных условиях. Если КАЗ-608 способен буксировать полуприцеп только по равнинным дорогам, то КАЗ-608Б с полуприцепом общим весом в 15,5 тонны свободно пройдет по всем дорогам общей сети. А большая емкость бензобаков создает запас хода, нужный дли междугородных перевозок. Конструкторские работы по двухступенчатому мосту уже закончены, сейчас подготовляется производство. Ориентировочно выпуск седельного тягача КАЗ-608Б начнется с 1968 года. Настойчиво, целеустремленно ведется на заводе борьба за увеличение срока службы автомобилей. К проблеме долговечности привлечено внимание всей научно-технической общественности. Мы прекрасно понимаем, что изменение конструкции, увеличивающее долговечность того или иного узла и автомобиля в целом, даже при некотором увеличении расходов производства дает большой экономический эффект в эксплуатации, где затраты на содержание, обслуживание и ремонт автомобилей намного превосходят первоначальные расходы на заводе-изготовителе. Если до последнего времени основное внимание уделялось экономии металла, уменьшению трудоемкости и себестоимости автомобилей, то сегодня во главу угла поставлены качество и долговечность. Так, в частности, на КАЗ-608 появились цельноштампованный пол кабины, панорамное стекло. По требованию транспортников уменьшен угол наклона кардана, что вынудило нас пойти на увеличение базы КАЗ-608 на 100 мм по сравнению с КАЗ-606А. все это улучшает надежность и удобство эксплуатации нового тягача. Помимо выпуска тягачей завод освоил серийное производство двухосных полуприцепов КАЗ-717 грузоподъемностью в 11,5 тонны. Таким образом, из ворот завода выходят целые автопоезда. Народное хозяйство ждет от нас, автомобилестроителей, совершенных автомобилей, способных обеспечить эффективную перевозку самых различных грузов в разных условиях. Успешное выполнение этой важной народнохозяйственной задачи будет вкладом кутаисских автомобилестроителей в выполнение пятилетнего плана.Л А 3-6 98ДЕРЖИТВЭКЗАМЕНгородах и на загородных трассах можно встретить эту машину с табличкой «Испытания», сделанную на Львовском автобусном заводе. Она держит экзамен на зрелость. Автобус ЛАЗ-698 имеет 28 мест для сидения и 50 — в проходе. У него две двери. Допустимая вместимость — 100 пассажиров. Современные формы кузова радуют глаз. Много света в салоне. Большая площадь остекления создает дополнительные удобства и водителю, и пассажирам. Эффективна вентиляционная система. На крыше автобуса пять вентиляционных люков. В окнах — большие раздвижные форточки. Низкий уровень пола позволяет расположить подножки так, что детям и пожилым людям будет удобно входить в автобус и выходить из него.. Двери очень широкие (1200 мм), с поручнями. Просторная накопительная площадка, трехрядная планировка сидений (вместо обычной четырехрядной), благодаря чему не будет тесно в салоне, — все это делает автобус удобным для городских сообщений. Сиденья полужесткие. Следуя современным конструктивным тенденциям, львовские автомобилестроители применили пневматическую подвеску (передняя независимая) и гидромеханическую коробку передач. Предполагается устанавливать в задней части машины 180-сильный карбюраторный двигатель. Автобус ЛАЗ-698.Щшаiiii • т *н=1.4 а•5-