КОЛА ОЛОАОГО ОфЕРАКак сидеть за рулем?ля опытного водителя пробег в 250—300 километров не составляет большого труда. Новички же после такой дороги выглядят нередко совершенно измученными: ноет спина и шея, болят руки. Одной из причин преждевременной усталости является неправильное положение водителя на рабочем месте. Но это еще полбеды: кроме быстрой утомляемости, неправильная посадка затрудняет управление рулевым колесом, рычагами и педалями, что может привести к аварии. Вы окажете, что о правильной посадке водителя должны позаботиться строители автомобилей. Верно. Они это и делают. Конструируя каждый новый автомобильный кузов, прежде всего выясняют, насколько водителю приходится напрягать мышцы для сохранения принятого положения, как воспринимается его вес сиденьем, как располагаются относительно сиденья органы управления автомобилем, хорошо ли видна дорога и т. п. Но, к сожалению, здесь приходится рассчитывать на некоего среднего человека. Вот почему индивидуальная подгонка сиденья просто необходима. Что при этом надо иметь в виду? Как и всякий физический труд, управление .автомобилем требует напряжения определенных групп мышц. Положение водителя за .рулем считается «спокойным положением в состоянии готовности», и сиденье поэтому должно быть расположено так, чтобы мышцы не были напряжены. Речь идет о физическом усилии, ибо в психическом напряжении, иаблюдая ее условиями движения на дороге, водитель находится постоянно. Опора нашего тела — позвоночник — имеет форму вытянутой латинской буквы «S» и легко держит продольное давление. Отсюда и глав.ное требование правильной посадки за рулем; водитель должен сидеть прямо, а спина его — полностью прилегать к спинке сиденья. Но это не все. Сиденье следует располагать таким образом, (чтобы ноги человека, управляющего машиной, легко доставали до педалей, а руки, лежащие на рулевом колесе, были слегка согнуты в локтях (рис. 1). Такая посадка дает возможность водителю принять наиболее естественное положение, не испытывать утомления в дли? тельной поездке, а также открывает максимальный обзор, требует наименьших усилий при работе рулевым колесом, педалями и рычагами. Если сиденье слишком далеко отодвинуто назад ( р ис 2), то спина водителя не находит опоры, и, чтобы удержать кор ­ пус в прямом положении, ему приходится все время напрягать мышцы спины. Нетрудно заметить, что в таком положении руки водителя вытянуты, а ото также создает рядне ­ удобств. ведь при повороте рулевого колесе прямыми руками работают только мышцы кисти и предплечья, в то время как при правильной посадке, когда руки полусогнуты, и мпо ­ могают сильные мышцы плеч. Когда сиденье отстоит слишком далеко от педалей, водитель неизбежно «подтягивается» к ним, держась за руль, что лишает его возможности в случае необходимости резко повернуть рулевое колесо. К роме того, он проигрывает ив обзорности. Чтобы избежать этой ошибки, достаточно подвинуть си ­ денье вперед. Если его конструкция не оставляет таких возможностей (ГАЗ-51, ЗИЛ-164, ЗИ.ГМ57), необходимо сделать дополнительную подушку (по размерам спинки сиденья) и положить ее иод спину. Мало подогнать сиденье по росту водителя, надо обратить внимание и на наклон спинки, При слишком большом наклоне водитель сидит развалясь (рис. 3). В этом случае хотя спина его и имеет опору, нижняя часть позвоночника, мышцы шеи ирук испытывают чрезмерное напряжение. П од нагрузк ойи мышцы ног, так как они не имеют достаточной опоры. Как показали исследования, усилие, которое может приложить водитель к педалям, тем меньше, чем больше наклон спинки. Вот почему, несмотря на, казалось бы, удобную посадку, водитель быстро устает, снижает внимание. Изменить наклон спинки можно соответствующими приспособлениями, а на автомобилях, где их нет, — изготовив подушку на верхнюю часть спинки. Плохо, когда сиденье и слишком близко выдвинуто вперед. Водителю приходится сильно сгибать ноги, что затрудняет работу педалями. Д аи (руки в таком положении (рис. 4) не дают полной свободы в управлении рулевым колесом. Нельзя упускать из виду и высоту сиденья. Если оно низко, водитель, поднимая подбородок, напрягает мышцы спины и шеи; п ри очень высоком сиденье — горбится, наклоняет го ­ лову, что вызывает быстрое утомление мышц плечевого пояса, затрудняет дыхание. Порядок подгонки сиденья следующий. Сначала надо выдвинуть его так, чтобы легко доставать ногами до педалей, а руками до рулевого колеса. Затем уже можно изменять наклон спинки. Не поленитесь проделать все это. Время, затраченное на подгонку сиденья по росту, будет оправдано теми удобствами, реальными преимуществами, которые вы получите вуп ­ равлении автомобилем. В. ЛЫСАНОВ, методист-инструктор автошколыВ таком положении долго не усидишь. Нет опоры спине, напряжены руки.Как будто удобно. Но при такой посадке через несколько часов езды «разламывается» поясница.«Тесная» посадка значительно затрудняетуправлениеавтомобилем.