«ЛЕ-МАН»СК0Р0СТН0Й МАРАФОНM KJ вести километров на югозапад от Парижа — и вы у городка Ле-Ман, на окруженной соснами кольцевой автотрассе. Сорок три года она служит ареной всемирно известной (автогонки, получив-шей .название «Двадцать четыре часа Ле-Мана». Понятия трассы и соревнования слились (здесь в одно целое, объединяем ое .словом «Ле-<Ман». 'Идея устроить 24-часовую гонку для -спортивных автомобилей, выпускаемых серийно .и .идущих в продажу, принадлежит одному из пионеров автоспорта французу Шарлю Фару. «Пусть, — предложил он, — эти машины .в течение суток пройдут испытание на высокую надежность двигателя, 'кузова, шасси, на безотказность освещения и других -систем автомобиля». Многие тогда отнеслись .к этой .идее с недоверием: «Сэ э-мпо1ооибль!» — Это невозможно! И все же 25 (мая 1923 (года 33 {машины взяли .старт первой 24-часовой гонки. Победила французская пара А. Л я гаш и Э. Леонар, показав среднюю скорость 92,06 (Км/час на трехлитровом «Шенар-'Валькэр». С тех пор трасса сильно изменилась. Она расширена, сделано отличное дорожное покрытие, реконструированы .опасные (места. «Ле-Ман» — это (асфальтированное кольцо без подъемов и спусков, здесь (нет наклонных виражей. Четыре сложных поворота с лихвой компенсируются шестикилометровой прямой, где .скорость машин достигает 300320 'км/час. Довольно высок здесь и «лучший круг»—230,1 км/час. Такую скорость показал в этом году Д. Герней на «Форд-ГТ40». Но в ЛечМане высокие мощности и скорости это еще далеко не все. Надежность — вот 'что обеспечивает успех. в прошлом году, например, первыми были не .гонщики, выступавшие на 500-силыных «Фордах-ГТ40», а М. Грегори и (И. Риндт на «Феррарин250ЛМ» с .мотором в 350 п. с. Победители за 24 часа прошли 4677 .километров. Скоростной марафон издавна привлекал внимание 'многих автозаводов и фирм. Не раз пытались добиться победы «Крайслер», «М'ааерати», «Деляж», |но тщетно. Наибольшего успеха за всю (историю «Ле-Мана» достигли гонщики, выступавшие на итальянских «Феррэри» и «АльфаРомео», — у них по 13 побед. «Ле-Ман» дал путевку в жизнь многим конструктивным новшествам в автомобилестроении. Если .какоелибо 'из них (зарекомендовало себя в 24-часовых гонках, значит, оно сдало экзамен на надежность и обрело право на существование. Так, на ЛеМане получили «боевое крещение» шарниры равных угловых скоростей Тракта для автомобилей .с- передними ведущими .колесами. Здесь началась эра дисковых тормозов, которыми впервые были оборудованы английские «Ягуары». Ма трассе Ле-Ман состоялся успешный дебют автомобиля «Ровер-БРМ» и доказана высокая надежность газотурбинного двигателя. Гонки на Ле-Мэне приобрели большую .популярность. Они считаются одним из самых важных событий в автомобильном мире и уже проводились тридцать четыре раза. До 1949 (года на 24-часовые гонки допускались лишь спортивные автомобили серийного производства, но потом правила .изменились и началось (засилие многочисленных прототипов (опытных образцов) спортивных машин. Фактически это гоночные автомобили с двухместными спортивными .кузовами, о серийном производстве .которых не может быть и речи. Гонка на Ле-Мане предъявляет очень высокие и притом специфические требования к гонщику. Здесь ни разу не выиграли такие асы, как Аскари, Мо'сс и Фанхио. Зато четырежды добивался успеха бельгиец О. Жандебьен, который умел беречь машину и правильно .соразмерять свои силы с темпом гонки. Гонкам «Ле-Ман» сопутствует невообразимая даже в условиях Запада рекламная шумиха, вызывающая у публики нездоровый интерес. Трасса не .раз становилась ареной трагических событий. Одно из них, в 1955 го ­ ду, окончилось гибелью 85 человек — гонщиков и зрителей. Не раз аварии возникали из-за переутомления водителей, (которые .в полном изнеможении теряли .управление автомобилем. Это заставило организаторов ввести ограничение — гонщик теперь не имеет права находиться за .рулем свыше 14 часов. Л. МИХАЙЛОВПосле третьего этапаЕще не улеглись страсти после острой и напряженной борьбы за звание сильнейшего картингиста страны, а сборная команда Советского Союза выехала в Будапешт для участия в третьем этапе Кубка социалистических стран по картингу. На этот раз организатором гонок был Венгерский автомобильный клуб. Трасса соревнований протяженностью около 700 метров и шириной 6 метров была проложена на территории автобусного парка. Она изобиловала большим количеством крутых левых и правых поворотов и требовала высокого мастерства гонщиков. На этой трассе проявилось главное достоинство картов «Эстония К-5», на которых выступали советские спортсмены, — устойчивость на поворотах. Командную гонку на 20 кругов выиграли спортсмены ГДР; три зачетных участника, зайяв первое, второе и четвертое места, получили всего 7 очков. Советские картингисты А. Сафонов, В. Киселев и В. Кутсар финишировали соответственно третьим, пятым и шестым и набраии в сумме 14 очков. На третьем месте с 24 очками оказались хозяева трассы. Польским гонщикам пришлось довольствоваться четвертым местом. В индивидуальном зачете от каждой страны стартовало пять спортсменов. Первый за!езд уверенно выигрывает X. Винцлер (ГДР), наш А. Сафонов финиширует лишь четвертым. Впереди еще два заезда. Не выдерживая темпа, из-за технической неисправности машины покидает трассу лидер соревнований. Первым заканчивает заезд К. Шуриг (ГДР), а Сафонов перемещается на второе место. Старт третьего заезда. Первым в поворот входит X. Эндом (ГДР), А. Сафонов отстает от него буквально на метр. Так они проходят 11 кругов. И вот на 12-м круге Сафонов на какое-то мгновение раньше входит в поворот и, сохранив лидирующее положение до конца заезда. становится победителем третьего этапа в индивидуальном зачете. Второе место занял К. Шуриг, на третьем — X. Винцлер, который по сумме очков, набранных в трех этапах, сохранил лидерство (26 очков). А Сафонов имеет 24 очка, К. Шуриг — 12. У В. Вортниекса, В. Кутсара, В. Киселева, И. Шлейтерса и В. Аллипере соответственно 11, 10, 6, 3 и2 очка (четвертое, пятое, восьмое, десятое и одиннадцатое места). Не менее острой была борьба в международных индивидуальных гонках на кубок Венгерского автомобильного клуба. В двух предварительных заездах стартовало 36 гонщиков. Финальный заезд с большим преимуществом выиграл А. Сафонов, второе и третье места заняли спортсмены ГДР X. Эн-' дом и В. Кеммерер. В. Киселев был четвертым, В. Кутсар — шестым и В. Бортниекс — восьмым. Л. ЗЕЛИКСОН, председатель комиссии картинга ФАС СССР БудапештIмГПервые чемпионы „кольца"-IffifflifK Схема трассы (длина 13," Прошли очередные этапы первенства мира по кольцевым мотогонкам. Победителями этапов по классам мотоциклов стали: Г олландия : 50 смз — Л. Тавери («Хонда») — средняя скорость 124,8 км/час; 125 см» — В. Айви («Ямаха»)— 136,2 км/час; 250 смЗ — М. Хейлвуд («Хонда») — 134,1 км/час; 350 смз — М. Хейлвуд («Хонда») — 133,1 км/час; 500 смз — Д. Редман («Хонда») — 143,4 км/час; 500 см3 с колясками: Ф. Шайдеггер и Д. Робинсон (ВМВ) — 127,7 км/час. Б ельгия : 250 см3 — М. Хейлвуд («Хонда») — 196,9 км/час; 500 смз — Д. Агостини («MB Агуста») — 159,2 км/час: 500 смз с колясками — Ф. Шайдеггер и Д. Робинсон (ВМВ) — 167,1 км/час. ГДР: 125 смз — Л. Тавери («Хон-НупЬсанн-:-•26-