14
15
мер, вовремя не удалить с 'поверхности цилиндра грязь или .пыль, то резко ухудшится охлаждение со всеми вытекающими отсюда последствиями. Безотказная работа двигателя на разных режимах конструктивно обеспечивается тепловыми зазорами между цилиндром и .поршнем, 'причем подбор пар ы цилиндр — поршень осуществляется строго по труппам. В зависимости от внутреннего диаметра цилиндры двигателя ИЖ-Ю делятся на шесть групп, а двигателя ИЖ-56 и ИЖ-Л — на четыре. Разница « диаметре между смежными группами 0,01 мм . У ИЖ-Ю номер группы клеймится на верхней наружной .части выпускного патрубка цилиндра. На двигателях ИЖ-56, ИЖ-Л номер группы наносится на передней нижней чаот.и цилиндра (со стороны выпускных окон) или на фланце для крепления впускного патрубка. Разм еры серийных и ремонтных цилиндров, а также разбивка их по группам приводятся в таблице '1. При нормальной эксплуатации мотоцикла средний износ цилиндра на тысяВряд ли стоит доказывать, что ижевские мотоциклы самые популярные. Бочу километров пробега для двигателя лее двух миллионов этих машин бегают •ИЖ-Л составляет 0,0045—0,0065 мм ; для по дорогам страны. Они очень надежны. двигателя ИЖ-Ю величина «го 'нескольНо наступает время, когда требуется профилактика или ремонт. к о меньше. «Хотелось бы, чтобы на страницах «За 'Инерционный воздухоочиститель типа рулем» чаще появлялись статьи на эту «циклон» мотоцикла 'ИЖ-56 менее эфтему», — пишет нам К. Дробов из Казани. Его поддерживают многие мотолюбифективен, ч ем контактно-масляный. Потели, принявшие участие в заочной конэтому средняя величина износа цилиндференции читателей журнала. р а ИЖ-56 несколько больше, чем Идя навстречу пожеланиям наших корреспондентов, редакция подготовила ИЖ-П. Допустимым считается .износ цикл статей об ЙЖах, которые написаны 0,15—0,2 мм . При дальнейшем увеличеинженерами В. Абрамяном и В. Забелинии зазора появятся сильные стуки ным. Сегодня они рассказывают о цилиндре, поршне и кольцах к Мотоциклам поршня о .стенки цилиндра и упадет ИЖ. Целый ряд рекомендаций носит обмощность двигателя. щий характер. Поэтому статья представит определенный Интерес не только для Необходимость расточки цилиндра для владельцев ИЖей, но и для тех, кто езустановки первого ремонтного поршня дит на мотоциклах других марок. возникает на мотоцикле ИЖ-56 после Более подробно об эксплуатации ижевских мотоциклов желающие смогут про17 тысяч километров, на мотоциклах читать позднее в книге «Советы водитеИЖ-П и ИЖ-Ю — после 20—25 тысяч. лю мотоцикла ИЖ», которую готовит Пробег .мотоциклов с боковым прицекнижное издательство «Удмуртия». пом до расточки цилиндров меньше на 15—20 процентов. Объясняется это более высокими нагрузками и худшим охлаждением двигателя из-за меньшего ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ напора (встречного потока воздуха, О ЦИЛИНДРЕ Ремонт цилиндра заключается в растачивании его внутреннего диаметра Это наиболее ответственная деталь под поршень первого или второго .редвигателя. Напомним, что износ цилиндмонтных размеров. Причем диаметр цира «о многом зависит от эффективнолиндра при растачивании до каждого сти воздухоочистителя, температурного следующего ремонтного размера увелирежима ^поэтому все регулировки си ­ чивается на 0,25 мму двигателя ИЖ-Ю стем питания н зажигания должны точно и на 0,5 мму двигателей ИЖ-56 и ИЖ-П соответствовать инструкции), от своевре(цифры даны с учетом хонингования — менности и качества ухода. Бели, иаприоперации доводки поверхности). Чтобы добиться необходимой точности и чистоТаблица 1 ты зеркала цилиндра (не ниже 10-го класса), после! расточки.его надо хонинОбознаДиаметр говать. Если нет специального оборудоЦилиндр цилиндра, чение вания для этой операции, можно достичь мм группы того же результата при помощи чугунДвигатели ного или деревянного шпалера на токарИЖ-56, ИЖ-П 1: 0; ном станке. П ри доводке шпалером +0,03 00: обычно пользуются мелким наждачным Серийный цилиндр 72 —0,01 000 Расточка под 1-й порошком. После обработки зеркало ци ­ +0,03 ремонтный порлиндра и все каналы надо тщательно 72,5 —0,01 шень промыть. Цилиндр при хонинговании Расточка под 2-й ремонтный пор+0.03 должен быть обработан до размера, шень 73 —0,01 при котором поршень в двигателях Двигатель ИЖ-Ю ИЖ-56 и ИЖ-П проходит в цилиндре под 000; 00; небольшим усилием руки, а в двигателе Серийный цилиндр 61,72+0,06 0; 1: ИЖ,-Ю — под собственным весом без 2; 3 резкого падения. Перед установкой но ­ Расточка под 1-Й 61,97 +0.03 ремонтный порвого или расточенного цилиндра его зершень кало слегка смажьте автолом. Для хороРасточка под 2-Й 62,22 +0,03 шей приработки собранный двигатель ремонтный порнеобходимо обкатать. шеньНЕМНОГО О ГОЛОВКЕ Очень важно периодически удалять нагар с .внутренней полости головки. Большое количество его .вызывает пе ­ регрев двигателя, а кроме того, может увеличить 'степень сжатия (вплоть допо ­ явления детонации) и ускоряет износ трущихся деталей. Нагар обычно удаляют металлическим скребком или шабером, затем поверхность зачищают шкуркой. Если газы проникают под головку (обычно это сопровождается резким звуком выпуска и Появлением масляных пятен на плоскости верхнего ребра цилиндра), надо ослабить и снова равномерно затянуть на холодном двигателе гайки крепления головки. Боли и таким способом не удастся избавиться от пропуска газов, то надо снять головку и проверить, нет ли забоин на плоскости, прилегающей к цилиндру. Бели они есть — притереть головку н<в плите. ПОРШЕНЬ И КОЛЬЦА (Мы уже .говорили, что пары цилиндрпоршень подбирают строго по группам. Маркировку наносят на наружной по ­ верхности головки поршня. Размеры се ­ рийных и ремонтных поршней, их разбивка по группам приведены в таблице 2. Контрольные диаметры показаны та рисунке.•Контрольные диаметры поршня (к таблице 2).'Иногда (спрашивают, когда лучше про ­ верять состояние поршня. Периодичность осмотра зависит от условий, е ко ­ торых эксплуатируется мотоцикл, и в среднем составляет 5 тысяч километров пробега. На износ поршня влияют теже факторы, что и на износ цилиндра, — особенно температурный и скоростной режим работы двигателя. Помните, 'что при одной и той жеско ­ рости движения мотоцикла скорость перемещения поршня в цилиндре, .а следовательно, и износ поршня будут зависеть от передачи. Износ всегда больше при езде на низшей передаче. При (Нормальной эксплуатации мото ­ цикла средний износ поршня ИЖ-П за тысячу километров пробега составляет•14- Таблица Размеры поршня, мм Поршень Двигатели ИЖ-56, ИЖ-П Серийный поршень 1-й ремонтный поршень 2-й ремонтныйпоршень Двигатель ИЖ-Ю Серийный поршень 1-й ремонтный поршень 2-й ремонтный поршень 52 52 52 61,52—0,06 61,77—0,03 62,02—0,03 61,60—0,06 61,85—0,03 62,10—0,03 61,71—0,06 61,96—0,02 62,21 —0.02 14 55 55 55 71,74—0,04 72,24—0,04 72,74—0,04 71,97—0,04 72,47—0.04 72,97—0,04 72,06—0,04 72,56—0,04 73,06—0,04 1526о 3лД.ДзДзД. + 0.06 —0,09Обозначение группы по Д*Цвет метки по Д,1; 0; 00; 000зеленый, белый, черный+0.01 —0,05000; 00; 0; 1: 2; 3зеленый, белый, черный0,003—0,004 мм , а поршня ИЖ-Ю — 0,0025—0,0035 IMMJ износ поршня в двигателе мотоцикла ИЖ-56 (несколько больше, чем «а 'ИЖ-П. Это объясняется недостаточно (хорошей очисткой воздука очистителем типа «циклон». Когда надо заменять поршни? Обычно с появлением сильных стуков на всех режимах работы и снижением мощно ­ сти двигателя. В среднем пробег мотоцикла-одиночки .ИЖ-56 до установки первого (ремонтного поршня составляет 13—16 тысяч километров, мотоциклов ИЖ-П и ИЖ-Ю — 20—25 тысяч. Теперь о «прихвате». 'Из-за перегрева поршень «прихватывает» обычно .в зоне бобышек. Боли это случилось, зачистите мелким напильником место («прихвата» и промойте поршень. П ри работе двигателя посадка поршневого пальца вбо ­ бышках должна быть плавающей. Для этого между .пальцем и поршнем полагается от 0,002 мм натяга до 0,008 мм зазора при температуре 15—20 градусов (так называемый гарантированный зазор). В зависимости от размеров поршневые кольца и поршни делятся на три группы. Поршни маркируются -цветной краск ой на торце бобышки — каждая труппа своим цветом. Если нет поршней к (ИЖ-Ю, на двигатель можно устанавливать поршни от мотоцикла iK-175. Н о .имейте в виду, что их посадка в цилиндрах по сравнению. с поршнем ИЖ-Ю будет несколько (свободнее. Это не отразится на работе двигателя, но в отдельных случаях может появиться стук, подобный тому, что возникает при изношенном (цилиндре. Устанавливаемый На (ИЖ-Ю поршень К-175 должен иметь ту -же группу, что и цилиндр. Поршень располагают в цилиндре так, чтобы (стрелка, вькзитая на его головке, была направлена назад 'по ходу мотоцикла — тогда кольца не будут западать а окна. На поршнях двигателей ИЖ-56 и ИЖ-П устанавливается по три поршневых кольца, на поршнях двигателя ИЖ-Ю — п о два. Размеры нормальных и ремонтных поршневых колец показаны в таблице 3. П ри соблюдении правил (эксплуатации пробег ИЖ-Ю и .ИЖ-Л без замены порш ­ невых колец составляет 20—25 тысяч километров, а ИЖ-56 — 12—15 тысяч. Срок (службы поршневых колец на мо ­ тоциклах с боковым прицепом меньше на 15—20 процентов. Проверять состояние колец рекомендуется при очередном осмотре поршня. Отчего кольца «пригорают» и «закоксовываются»? Это явление — результатинтенсивного образования нагара при использовании масла .низкого качества, при большом содержании его в топливе или высоком температурном режиме двигателя. Кольцо теряет подвижность в канавке Поршня, (неплотно прилегает к зеркалу цилиндра, .а как .следствие — газы проникают из камеры сгорания в кривошипную камеру и снижается мощ ­ ность двигателя. П ри большом нагарообразовании бывает трудно снять кольцо с поршня. В этом 'Случае надо осторожно, чтобы не поломать, нажимая на кольцо в разных точках, добиться его подвижности и затем уже снять. Бели это не поможет, сделайте лезвием без ­ опасной бритвы зазор между поршнем и кольцом и потом снимите его. Для нормальной работы двигателя необходимо, 'чтобы в замке кольца был определенный зазор. Увеличение его в стыке приводит к тому, что увеличивается пропуск тазов из камеры сгорания и на поршне отлагается (натер. При нагаре меньший зазор .может во время работы двигателя привести к заклиниванию (кольца в (цилиндре. Зазор нового кольца для [ИЖ-56 и ИЖ-П должен быть в пределах 0,3—0,45 мм , для ИЖ-Ю — 0,2—0,35 мм . Эти зазоры одинаковы у 'всех .колец, независимо отса на высоту 10—15 мм от верхнего торца и замерить зазор щупом. Для нормальной работы двигателя очень важно, чтобы кольца плотно прилегали по всей поверхности к зеркалу цилиндра. Определяют это на глаз по просвету между цилиндром и вставленным в него кольцом. Для более точной оценки надо учесть, что положение стыка кольца в цилиндре должно соответствовать его положению на поршне в собранном двигателе. Если свыше 35 процентов поверхности кольца не прилегает к зеркалу цилиндра, кольцо надо заменить. При (установке новых (колец проверьте, кроме того, подвижность их в канавках поршня. Нормальный зазор (составляет 0,06—0,11 мм , а определить его можно щупом. Уменьшение зазора приводит к быстрому «закоксовыванию» колец, значительное увеличение — к разбиванию канавки в поршне. При работе двухтактного двигателя поршневое кольцо в основном прижимается к поршню своим нижним торцом, и для хорошего уплотнения торец должен иметь ровную поверхность. Поэтому, .если потребуется уменьшить высоту кольца, чтобы обеспечить зазор не менее 0,06 мм , м ожно прошлифовать кольцо на (наждачной буТаблица 3Кольцо Двигатели ИЖ-56, ИЖ-П Нормальное 1-го ремонтного размера 2-го ремонтного размера Двигатель ИЖ-Ю Нормальное 1-го ремонтного размера 2-го ремонтного размера места их раопопожения на поршне. Если зазор' меньше нормы, то концы колец припилите напильником. С (ростом пробега мотоцикла поршневые кольца изнашиваются и теряют упругость. Практически об упругости ко ­ лец можно судить по изменению зазора в стыке. Менять (кольца надо при зазоре более 3,00 мм на двигателях ИЖ-56 и ИЖ-П и 2,5 мм — на двигателе ИЖ-Ю. Увеличение зазора до этих величин со ­ ответствует потере упругости колец при ­ близительно на 50 процентов. Как пра ­ вило, сильнее изнашивается верхнее поршневое ' к ольцо . Для проверки надо вставить кольцо в цилиндр без переко-Наружный диаметр, ммТолщина, ммВысота, мм72,0+0,03 72,5+0,03 73,0+0,03 61,75+0,015 62,0 +0,015 62,25+0,0152,9±0,08 2,9±0,082,э±о,оа2,5±0,08 2,5±0,082,5-0.02 2>5—0.02 2,5—0,02 2,5 2,5 2,5 —0,01 —0,022 —0,0t -0,022 —0,01 —0,0222,5±0.08маге, обязательно на ровной поверхности. Ремонтные кольца двигателя ИЖ-Ю, выпускаемые как запасные .части, имеют цветовой индекс на внутренней стороне вблизи замка. У колец 1-го ремонтного размера метка красного цвета, 2-го — желтого. Группа ремонтного кольца двигателей ИЖ-56 и ИЖ-П указывается на его упаковке. На двигателе ИЖ-Ю можно использовать поршневые кольца с ковровских мотоциклов .класса 175 .см3. Только перед этим надо проверить их зазоры. В. АБРАМЯН, В. ЗАБЕЛИН, г. Ижевск инженеры•15-