2s sогда молодой нью-йоркский адвокат Ральф Нейдер мерялся домой и оглядел «вою квартиру, ему стало ясно, что в 'ней кто-то побывал. (Книги .на полке разбросаны, ящик (стола 'приоткрыт, впрочем, это не очень удивило Нейдера. Он уже раньше успел почувствовать, что его телефонные разговоры подслушивают, его письма читают, .оловом, за каждым его шагом 'непрерывно следят. Все (началось почти сразу же после выхода .в 1966 году его .книги «Небезопасно на любой (скорости», фраза в (подзаголовке настораживала: «Опасность заложена в конструкции американских автомобилей». Это было серьезное обвинение в адрес автомобильной промышленности США, главным образом относившееся к руководителям «Большой тройки» — так в Америке называют три (крупнейшие автомобильные фирмы: «Дженерал моторе», «Форд» и «Крайслер». Проблема безопасности на американских дорогах, (натолкнувшая Нейдера на создание книги, отнюдь не нова. Многие специалисты .не раз с тревогой отмечали, что 'количество несчастных случаев угрожающе растет. в частности, 'вели в 1964 году в автомобильных (катастрофах пострадало 3 840000 человек, то в 196S году эта цифра увеличилась до 4 100 000. Причем ежегодно число (Смертельных (случаев составляет около 50000. Разумеется, автомобильные катастрофы связаны с многими факторами: скоростью, дорожными условиями, квалификацией (водителей, употреблением (ими спиртных напитков и т. .д. Но Нейдер нашел (совершенно новый угол зрения в проблеме безопасности. С большой тщательностью он подобрал обширный материал, наглядно показывающий, что перечисленные выше причины отнюдь .не являются исчерпывающими и что значительную роль в этой проблеме играют скрытые 'опасные дефекты, заложенные в (конструкции американских автомобилей. -Книга Ральфа (Нейдера произвела настоящую сенсацию. Тщательность и добросовестность, с которой автор провел свои (исследования, 'настолько несомненны, что их не оспаривает даже фирма («Дженерал моторе», которой «досталось» больше всех. Чтобы замять неприятные для «ее разоблачения, «Дженерал моторе» попыталась скомпрометировать автора книги. С этой целью компания поручила частному сыскному агентству за большое вознаграждение основательно «покопаться» в биографии Ральфа .Нейдера, .«прощупать» его политические убеждения. Детективы влезли в личную жизнь Нейдера, коснувшись даже ее интимных сторон, причем пользовались при этом далеко не безупречными методами. Нейдер обратился в Верховный суд США. Дело 'стало предметом специального разбирательства. В результате Джеймс Рош, президентэтим изделием 'при любых обстоятельствах. В каждом дорожном происшествии обязательно «участвуют» три фактора: водитель, дорога .и автомобиль.. По мнению .Нейдера, последний фактор в .наибольшей степени поддается воздействию, то есть при проектировании автомобиля .существует реальная возможность предусмотреть его максимальную безопасность для того, чтобы снизить влияние первыхмшемх«Дженерал моторе», вынужден был публично принести .извинения Ральфу Нейдеру. Разумеется, этот случай не мог не сказаться отрицательно на престиже фирмы. (Книга Нейдера вызвала широкий отклик в США и других .странах. Газета «Нью-Йорк тайме» .иронически отмечала, 'что некоторые круги американской общественности (склонны квалифицировать выводы Нейдера как проявление («опасных политических взглядов». Обозреватель одного английского журнала писал: «Ральф Нейдер — человек, который покачнул престиж Детройта, обвинив автопромышленников is том, что они выпускают и оставляют в эксплуатации автомобили с опасными для жизни человека дефектами конструкции. Он, разумеется, совершенно прав. Более того, если бы Нейдеру пришло в .голову (распространить свое внимание 'на некоторые другие объекты промышленного 'производства, ему хватило бы работы на всю жизнь. Автомобиль — только одна из 'сторон большого (вопроса». Нейдер справедливо считает, что фирма, выпускающая любое 'изделие и, в частности, автомобиль, несет ответственность за все неполадки, возникающие в .процессе эксплуатации этого изделия, а также за тот ущерб, который может быть .нанесен двух факторов. Поэтому при комплексном рассмотрении проблемы безопасности решающую роль он ОТВОДИТ безопасности конструкции как обязательному м необходимому условию. По данным, приведенным автором книги, 75 процентов всех крупных автомобильных аварий, в том числе со <амертелынь«м исходом или тяжелыми ранениями, происходит на скоростях порядка 80 км/час и ниже. Исходя из предпосылки, что на таких, по современным понятиям, небольших скоростях конструкция автомобиля обязана в любом случае обеспечивать безопасность пассажиров, Нейдер утверждает, что если автомобильные фирмы выпускают машины, не удовлетворяющие этому обязательному требованию, значит, они несут ответственность за три четверти всех автомобильных катастроф. (Капиталистические монополии, стремясь любыми средствами добиться все больших прибылей, пытаются .максимально увеличить сбыт своей продукции. Нередко для этой цели они умышленно «закладывают» в конструкцию некоторых деталей и узлов их ускоренную (изнашиваемость. Если (речь идет об автомобиле, то в одном случае его владелец при выходе т строя той или иной детали вынужден покупать у этой же фирмы новую, а (в другом случае, приима прошлого года в Норвегии выдалась на редкость снежной. Метеорологи утверждают, что таких снегов в стране не было 138 лет. На дорогах образовались «пробки» из машин, а некоторые маршруты были и вовсе закрыты. Люди опаздывали на работу, было проблемой вызвать такси, многие автомобили «стали на прикол».ВНЕ КОНКУРЕНЦИИМногие, но не все. Наши «Волги» и «Москвичи», как говорится, не дремали под снежными одеялами. Всю зиму они неустанно трудились, преодолевая сугробы и бездорожье. Особенно отличились популярные у таксистов автомобили «Волга», которые составляют 19 процентов таксомоторного парка Норвегии (западногерманский «Опель» стоит лишь на втором месте). Мне приходилось разговаривать с директорами фирм, которые торгуют советскими автомобилями. Вот что сказал о «Волге» директор фирмы «Ношк дрошеэйер феллескьёп» г-н Мейдель: