Зто был день четвертьфинальных игр чемпионата мира по футболу,день встречи сборных команд Советского Союза и Венгрии. Ленинградцы прильнули к телевизорам и приемникам. А мы, всей душой желая победы нашим футболистам, думали все жео другом. О том, что назначенные на то же время международные автомобильные гонки на «Невском кольце» не соберут зрителей. К счастью, мы ошиблись. Как и всегда, за час до начала соревнований к трассе потянулись толпы людей. Видно, в глазах истинных .ценителей автоспорта ни одно другое событие, к ак бы занимательно оно ни было, не может сравниться с гонками. Они всегда будоражат воображение бешеным темпом, погоней за скоростью, искусством водителей. В Ленинграде предстояло разыграть третий этап Кубка социалистических стран на автомобилях 3 гоночной фор3 мулы — до 1000 см . Кубок был учрежден в 1963 году, но только в этом сезоне в соревнования включились советские гонщики. Дебютанты выступали безуспеха: к ленинградскому туру наша команда замыкала список участников, среди которых были гонщики ГДР, Венгрии, Польши, Чехословакии, в душе мы надеялись, что «родные стены» .помогут нашим автомобилистам поправить турнирное положение ис 'нетерпением ждали начата гонок. ...Глубокий «вздох» мощных моторов разорвал предстартовую тишину, < маи шины, чем-то напоминающие торпеды, стремительно рванулись вперед по трассе в сторону сверкающего залива. Не прошло и двух минут, как они снова с надрывным воем пронеслись мимо нас, но теперь уже не группой, а цепочкой, в которой были и лидеры и аутсайдеры. Еще через круг все стало по местам: во главе гонки шли немцы и поляки, в середине — венгры, а позади наши гонщики (чехословацкие спортсмены в этом этапе не участвовали). Развернувшиеся на трассе события заставили изрядно по волноваться. Уже в начале гонки пал рекорд «Невского 'кольца», 'принадлежавший финну Курту Линкольну. Пять лет назад наВ третий раз «Невское кольцо» принимает зарубежных гостей. На снимках : Старт гоночных автомобилей формулы 3в соревнованиях на Кубок социалистических стран. Капитаны команд СССР и ГДР — В. Лапин (слева) и Г. Мелькус обмениваются вымпелами.Фото А. Войчукадвухлитровом («Купере-Монако» он показал время («лучшего круга» 1.34,2. И вот теперь немецкий гонщик и конструктор Гейнц Мелькус на литровом автомобиле '«Мелькус-Вартбург» улучшил достижение — 1.32,4. И все же победа далась с большим трудом. В почетной роли лидера, к роме Мелькуоа, побывал и его 'соотечественник Ф . Редляйн, полями Ю. Кельбания и Л. беляк. Места в первой шестерке, дающие право на зачетные очки, брались, 'что называется, с бою. Не обошлось и без происшествий: немецкий .гонщик Арншторф, не удержавший машину на повороте, закончил гонку в... заливе, однако все сошло благополучно.Первенство СССР ~ по кольцевым гонкам для гоночных автомобилей• ПОДОРОЖАВШИЕ ТИТУЛЫРадости и печали• САМЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ Центром внимания нынешнего чемпионата стали соревнования по формуле 1, самые представительные, с высокими результатами и яркой спортивной борьбой. Они привлекли в этом году наибольшее число участников — двадцать два. Девятнадцать из них выступали на автомобилях с двигателями «Волга» 2500 и 3000 см 3и лишь трое (В. Бубнов, Ю. Бугров и В. Щавелев) — с двигателями «Москвич» 1360 и 1500 см 3 . На восьми автомобилях стояли четырехступенчатые коробки передач, у шести двигатель размещался сзади, восемь машин имели независимую заднюю подвеску. При сравнении средних скоростей, показанных на наиболее «быстрой», Каунасской трассе, бросается в глаза их возрастание против результатов 1965 года. Тогда Г. Жарков, победитель в свободной формуле, показал на 7-литровом ЗИЛе-112С скорость 128,2 км/час. Теперь же В. Щавелев на 1,5-литровом «Москвиче-Г4М» достиг 129,9 км/час. Из конструктивных новинок, появившихся на гоночных автомобилях формулы 1, надо отметить прежде всего автомобиль ленинградца И. Ханге. Его трехлитровый двигатель с системой впрыска топлива, разработанной Центральным научно-исследовательским институтом топливной аппаратуры, развивает мощность свыше 120 л. с. На «Москвиче-Г4М» В. Щавелева мы увидели экспериментальный четырехцилинд-Не слишком ли много чемпионов? И не слишком ли мало этапов? Эти вопросы надо было решать срочно. Ведь титул чемпиона обесценивался с каждым годом, становился подчас случайным, а не почетным званием. Но в этом году Федерация автоспорта и Центральный автомотоклуб сделали решительный шаг — провели первенство страны в трех классах гоночных автомобилей вместо пяти. А чтобы не дать воли случаю, судьбу золотых медалей определяли по результатам четырех (а не двух, как прежде) заездов. Правда, в распоряжении организаторов были лишь две испытанные трассы: Невское и Неманское кольца. Что ж, пусть по два заезда на каждой трассе. Главное — чемпионат проведен фактически в четыре этапа, а в будущем можно надеяться и на шесть. Если же говорить о трассах, то у нас уже есть прекрасное шестикилометровое кольцо под Таллином, новая трасса в рижском парке Шмерли, наконец, реконструированное Минское кольцо. Игак, пять этапов на пяти трассах в будущем году? И конечно, лишь четыре зачетных. Тогда сход в одном этапе из-за неисправности автомобиля не повлечет драматических последствий, как было в этом году с В. Глурджидзе. Тбилисец выиграл два заезда в Ленинграде, но поломка сцепления в третьем заезде лишила его реальных шансов на золото.•10-