С реди различных уголовных дел, р асследуемых судьями, часто сталкиваешься сдовольносвоеобразнымиив то жевремяпохожимиодно на другое . Словно разныеэкземплярыоднойи той жекниги , с обязательным ичертежами , наглядными схемами, на которыхизображенадорога , выч ерчены по габаритам машины , о бо ­ значены фигурки людей. Рисунки эти — м изансценыдрам , р азыграв ­ шихся на улицах идорогах . И то , что число этих дел обнаружи ­ вает тенденциюк росту, вызывает серьезноебеспокойствоу нас, судей. По статистике нашей областной ГАИ выходит, что значительная часть про ­ исшествий случается нев местах ин ­ т енсивногодвижения транспорта, что ещекак - т ообъяснимо , а на районных и сельских дорогах . Что жетам , у сло ­ вия езды какие-то необычайнотяже ­ лые? О казывается , дело вдругом . ... Т еплымлетнимвечером по ули ­ це села Дмитряшевки Хлевенского районаЛипецкой области промчалсягрузовик , виляя из сторонывсторо ­ ну иподпрыгивая на ухабах, как взбесившаяся лошадь . П ешеходы врасс ыпную бросились сдороги . Д вапод ­ р остка , Витя Гуров и Гена Дмитриев , не успели этого сделать. Они погиб ­ ли подколесамимашины . С уд установил, что их убийца , ш о ­ ф ерсовхоза « Д митряшевский » В. Ш и ­ лов, п осредирабочегодня угнал ма ­ ш инуи отправился пьянствовать, п ри ­ хватив собутыльников . Загул продол ­ ж алсядо девяти часов вечера, после чегоШиловв почти невменяемомсо ­ стоянии снова уселся за руль ипое ­ хал кататься. К сожалению , это не единичный случай. Разбирая дела о дорожнотранспортных происшествиях, с уды всегда, р азумеется , а нализируют их причины и принимают нужные меры. М ыв течение двух лет вели специальные исследования в этом плане. О нипоказали , что две трети аварий на дорогахЛипецкой области про ­ исходит потому , что машинамиуправ ­ ляют одурманенные алкоголем люд и . П ричемпримернов трети из них водители использовали транспортв личных корыстных целях. Надо ска ­ зать, что первопричина всего — отсутствие необходимой требовательности со стороны администрации. Это и слабый контроль за техническ имсостоянием автомобиля, за его выходом на линию , за использовани ­ е м , это ибезразличиектому , в как ом состоянии отправился впоездкушофер , к ак он ведет себя в пути. К ороче , в подавляющем большинстве проанализированных нами уголовных дел одорожно - т ранспортныхпроис ­ шествиях четко прослеживается одна и та жепорочнаяцепочка : б ескон ­ трольность, в едущаяк пьянству иза ­ вершающаяся преступлением. Шофер Липецкого автохозяйства № 2 А. Б ородин был направлен работать на агломерационную фабрику. О днако , выехав из гаража , он само ­ вольно изменилмаршрути отправился в село Фащевку на «левые» зараб отки . Затем последовала пьянка. Возвращаясь из села, Б ородин не справился суправлениеммашиной , в ыскочил на обочину и, совершив нае зд на пешехода А. Папина, п ричинилемутяжкие телесные повреждения .лшш-шшНо виной тут не только пьянство. Г рузовик не прибылв назначенное время в распоряжение заказчика, и это быловпорядкевещей , н икого не встревожило . А когда пьяный Бор один , б росив на дорогесбитого им человека, вернулся вгараж , с менный механик Баранов не счел удобным обращать внимание на такую «мелочь», к акгустойсивушныйперегар , к оторым несло от водителя, не осм отрелмашинуидаже не поинтере ­ совался путевымидокументами . Выяснилось, что колхозныеи совх озные водители зачастую вообще не возвращаютсявгараж , оставляя автомобили на ночь возле своих до ­ мов. Положение совершенно нетерп имое . М ожно ли в таких случаях проверить , к удаизачем поехал шо ­ ф ер , в каком состоянии онпристу ­ пил к работе, исправна ли егомаши ­ на? К онечно , нет. К ак собственностью распоряжалсягрузовикомшоферХлевенского отделения «Сельхозтехники» В. Ж урав ­ лев. Пользуясь попустительством зав едующегогаражом С. Щ ербатых , водитель ставил ЗИЛ на ночь возле своего домаи по собственномуусмотре ­ н ию ездил на немвлюбоевремя суток куда заблагорассудится, зачастую нетрезвым . Кончилось это тем , что Журавлев сбил женщину . Низкая производственнаядисцип ­ лина приводитнередкоиквыпуску на линию неисправных машин. А здесь беда не заставит себя ждать. В Липецком управлении механизации треста « М еталлургпрокатмонтаж » т ехническое состояние направляемых на работу автокранов вообще не про ­ верялось, с вою подпись в путевом листе мастер участка М . Хальзев ставил ради формальности , не утруж ­ дая себя осмотроммашин . В резуль ­ тате автокран К-104 подуправлениемшофера В. Кирина был отправлен на работус неисправной тормозной сист емой . Завершилось это трагически . На подъеме заглох двигатель, и машина покатилась назад. М алоопытный водитель растерялся и ничего не смог предпринять . Под колесами автокрана погиблитрипешехода . Вместе с шофером народным судом был осуждени мастер Хальзев, п роявив ­ ший преступную безответственность. Но ведь погибших не воскресишь . И ужсовсем плохо, к огдадолж ­ ности по контролю за состояниеми технической исправностьютранспорт ­ ных средств занимают лица, не разб ирающиесяв этих вопросах, технически малограмотные . Управляя машиной в нетрезвом состоянии, ш офер колхоза имени Калинина Н. Быханов задавил двенадцатилетнего мальчика. Пытаясь хоть как-нибудь уменьшить свою вину, ш о ­ ф ер ссылался на то, что тормозаумашиныпришлив негодность, а люфт руля значительно превышал пределыдопустимого . Так оно и было. И хотя виновен в этом был впервую очередь водитель, в озниквопрос , кто разрешил эксплуатировать неисправн ую машину. Выяснилось, что разре ­ шение лежит на совести заведующего колхозным гаражом Н. Васильева. На ответственной должностиоказал ­ ся случайный человек, недостаточно грамотный , не имеющий понятия об устройстве автомобиля. О нпопросту не знал, к акпроверяютсятормозаи что такое люфт руля, и полностью полагался на шофера . Преступления, связанные с наруш ением правил безопасности движе ­ ния и эксплуатации транспортных средств, представляют собой значительную общественную опасность. Они вызывают человеческиежертвы , наносят большойвреднародному хозяйству. В условиях стремительной автомобилизации страны действенная борьбас ними приобретает все боль ­ шее значение. Это настолько важно , что Совет Министров СССР вконце 1967 года счел необходимым принять специальное постановление «О повышении безопасности движе ­ ния вгородах , населенных пунктах и на автомобильных дорогах » , а виюне этого года Верховный Совет РСФСР принял Указ «О внесении из ­ менений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР», у силивающий ответственность за нарушение правил движения и эксплуатации транспорта. В правительственных решениях под ­ черкивается, что искоренениепричин , приводящих к дорожно-транспортн ымпроисшествиям , следует вести объединенными усилиями работников Госавтоинспекции, руководителей предприятий и учреждений, имеющих отношениек автотранспорту, местных органов власти, о бщественности . З на ­ чительную роль в этом большом деле могут сыграть судебныеорганы . Л ипецкий областной суд, о бобщив результаты анализа уголовных дел о дорожно-транспортных происшествиях за 1967 год , специальным представлением обратил внимание областного управления сельскогохо ­ зяйства и ряда других организаций на типичные причины , п орождающие происшествия и аварии. Вместе с Госавтоинспекцией областной суд провелрядсовещаний , на которых ознакомил руководителей транспортных предприятийи водителей спра ­ вительственными постановлениями, направленными на повышениебезо ­ пасности движения , и выявленными по области типичнымипричинамии условиями, способствующими авар иям . Работники суда посвятили этой теме ряд выступлений по областному радиовещанию. Облисполкомом принято решениеомерах по повыше ­ н ию безопасности движения , о бразо ­ вана специальная комиссия , принят ряд других конкретных мер. М ы рассчитываем, что эта работа поможет поставить на пути аварий надежный заслон. г. Липецк Н. АВТУШЕНКО, член областного суда21