1969* СПОРТИВНЫЙГОД* 1969В этом номере журнала на странице 32-й мы публикуем спортивный календарь на нынешний год. Прочное место в нем заняли соревнования военно-прикладного характера. Снова, как ив прошлом году, по всей стране пройдут гонки военизированных мотопатрулей. Это стокилометровый марш-бросок по пересеченной местности с гранатометанием и стрельбой из малокалиберной винтовки. Но есть одно отличие: соревнования, уже завоевавшие популярность, начнутся с городских стартов и завершатся всесоюзными. Новшеством в нынешнем календаре являются и командные соревнования на грузовых автомобилях по ориентированию на местности, которые пройдут в областях и республиках. Они сочетают наиболее ценные прикладные качества кроссов и ралли, способствуют развитию навыков в ориентировании на местности по компасу и карте, вырабатывают чувство товарищеской взаимовыручки. Все большее место в календаре занимают традиционные мотокроссы. Они из года в год привлекают множество спортсменов из низовых коллективов и пользуются большой популярностью. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина большой мотокросс состоится в Ульяновске. Очень важным и интересным обещает быть впервые проводимое личнокомандное первенство СССР среди учащихся детско-юношеских спортивнотехнических школ по мотокроссу. В календаре 1969 года мы видим соревнования под названием «Надежность и экономичность». По сути дела это ралли, где при определении результатов принимается во внимание расход топлива. После годового перерыва возродится чемпионат СССР по зимним автогонкам на ипподроме, а первенство страны по кольцевым гонкам станет разыгрываться в четыре (на мотоциклах) и в три (на автомобилях) этапа. Говоря о международных соревнованиях с участием советских спортсменов, надо отметить возросшее число стартов наших мотогонщиков в кольцевых гонках. Как обычно, много встреч с зарубежными коллегами проведут наши мотокроссмены, гаревики, картингисты, раллисты, мотоболисты.ЭКЗАМЕН НА КАЧЕСТВО И НАДЕЖНОСТЬПЕРВЕНСТВО ЗАВОДСКОЙ МАРКИИспытания, испытания, исытания... Сколько их — коротких и длительных, но всегда трудных, проходят мопеды, мотороллеры и мотоциклы прежде, чем получить «путевку в жизнь». И позже, когда машины сходят уже с конвейера, их не оставляют в покое. Периодические испытания — квартальные, годовые на стендах завода и ВНИИмотопрома, пробеги по различным дорогам и бездорожью должны подтвердить постоянство высокой «формы», отвечающей жестким требованиям технических условий. Но есть один экзамен, который во многом отличается от всех остальных. Это первенство заводской марки, где по единой программе проходят сравнительную проверку отечественные серийные машины всех заводов. Параллельно могут экзаменоваться и экспериментальные модели, часть которых впоследствии придет на смену выпускаемым ныне. Для этих испытаний технические комиссары отбирают по три мотоцикла из партии не менее 75 машин, находящихся на заводских складах. В опломбированной таре их отправляют туда, где намечено первенство заводской марки. В 1968 году оно проводилось в Пятигорске. Девять заводов представили свою продукцию: Рижский — серийный мопед «Рига-3» и экспериментальные «Рига-4» и «Рига-8», Львовский — мопед МВ-046 и три экспериментальные модели, Минский — мотоцикл М-105 и две экспериментальные модели, Ковровский — «Восход», Вятско-Полянский — мотороллер В-50М, завод, выпускающий мотороллеры «Тула», — «Турист» и две экспериментальные модели, Ижевский — мотоциклы «ИЖ-Планета 2», «ИЖ-Юпитер 2» и «ИЖ-Юпитер 2» с коляской, Киевский — мотоцикл К-650 «Днепр» и экспериментальную модель, Ирбитский — мотоцикл М-63 «Урал-2». Согласно Положению, все машины были осмотрены технической комиссией, основные узлы и детали опломбированы и замаркированы. Заводские испытатели в течение нескольких дней обкатывали машины так, как предписывают заводские инструкции, затем их регулировали и лишь после этого подвергли специальным испытаниям. Проверялись вес, тормозной путь, максимальная скорость и расход топлива. За результаты, отвечающие или не отвечающие техническим условиям, команде начислялись соответственно положительные или штрафные очки, причем количество их определялось пропорционально отклонениям в ту или другую сторону. Все серийные машины, за исключением одной ирбитской, прошли специальную проверку без штрафных очков. А потом начались основные, дорожные испытания. Проводились они по программе «многодневки». В течение шести дней мотоциклы должны были пройти 1600—1800, а мопеды 1200 километров с определенной средней скоростью. Трасса включала самые различные дороги — грунтовые, каменистые, заболоченные, щебенчатые и асфальтированные. Профиль ее во многих местах напоминал кроссовый — крутые подъемы и спуски, резкие повороты, узкие тропинки.ВНИМАНИЮ КЛУБОВ И СЕКЦИЙЛенинградский завод спортивного судостроения освоил производство микроавтомобилей типа «карт», отвечающих всесоюзным и международным требованиям. Эти машины пригодны для установки двигателей классов 125 и 175 смз. Стоимость одного карта, оборудованного мотоциклетным двигателем М-104 (класс 125 смз),—700 рублей (без транспортных расходов). Приобрести эти машины можно через областные, краевые и республиканские комитеты ДОСААФ. Заявки следует направлять в адреса соответствующих комитетов ДОСААФ.Управление материально-технического обеспечения и строительства ЦК ДОСААФКоманда Ижевского завода, выигравшая '-Первенство заводской марки». Определение контрольного расхода топлива.18•