Преподаватель военного училищаШколамолодого шоферао приемах вождения армейских машинД а простят мне читатели это не совсем точное определение в заголовке. К о ­ нечно, е ще нет автомобилей, которые могли бы «везде пройти», но повышенной проходимостью наши армейские автомобили обладают в достаточной мере , и это их важнейшее качество мы, военные водители, должны уметь использовать полностью. Л режде всего давайте отчетливо представим себе, к ак достигается повышение проходимости автомобиля. Во-первых, увеличением удельной мощности двигателя и введением двух, трех, а иногда четырех ведущих мостов. Во-вторых, установкой в силовой передаче раздаточной коробкиспонижающими передачами, что позволяет в нужный момент «прибавить» силу тяги, подводимую к колесам. Немаловажное значение имеет увеличение дорожного просвета благодаря ши ­ нам большего диаметра и уменьшению габаритов главных передач, а такжезаме ­ не сдвоенных колес одиночными с шинами широкого профиля и централизованной системой регулирования давления в них. К роме того, современные армейские автомобили оснащаюся гидроусилителем рулевого привода, пневмогидравлическим приводом тормозов, электронной систем ой зажигания, предпусковым подогревателем, лебедками идругими устройствами, повышающими надежность работы, о блегчающими управление. Понятно, что все эти особенности усложняют конструкцию машин и предъявляют более высокие требования к квалификации водителей. Если они научатся правильно, полностью и своевременно использовать возможности таких автомобилей, то смогут уверенно двигаться и по бездорожью , и через броды, и через возможные инженерные загражденияисооружения на поле боя. Не надо забывать отом , что мощные высокооборотные двигатели автомобилей ГАЗ-66, З ИЛ - 1 31 , «Урал-375», М АЗ - 5 35 , ЗИЛ-135 обеспечивают довольно быстрый разгон и движение с высокими скоростями. О днако неопытные водители нередко нарушают нормальный режим работы двигателя. В чем их ошибки? Одни часто движутся на высших передачах, когда обороты коленчатого вала уже невысоки. Д ру ­ гие, наоборот, дают чрезмерно высокие обороты при движении на низших передачах. И в том, и вдругом случае двигатель работает сперегрузкамиив результате преждевременно изнашивается. Поэтому очень важно находить скорости движения, соответствующие включенной передаче, или, с кажем наоборот, подбирать передачи для нужной скорости. Кстати, эти режимы приводятся в заводских инструкциях по эксплуатации автомобилей. М ыуже говорили о том, что военные автомобили имеют два моста (ГАЗ-63, -66), три (ЗИЛ-157, - 1 31 ; «Урал-375»; К рАЗ - 2 14 ) и четыре ( М АЗ - 5 35 , -537; ЗИЛ-135), то есть все ведущие мосты, потому они и называются еще полноприводными. Полноприводность, конечно, значительно повышает проходимость машин, но вместе стемв некоторой степени ухудшает их маневренность. Почему? Д еловтом , что на по ­ воротах передние колеса автомобилей (за исключением ЗИЛ-135) следуют по дуге большего радиуса, ч ем задние, и потому начинают тормозить движение. Д ополни ­ тельное сопротивление движению автомобиля оказывает и скольжение колес задних мостов у трех- и четырехосных автомобилей (у ЗИЛ-135 — средних мостов), возн икающее из-за различия радиусов их качения. Водитель особенно отчетливо чувствует это на сухой дороге , при крутом повороте приходится даже сильнее нажи ­ мать на педаль акселератора. Д ля устранения этого явления на автомобилях «Урал-375», К рАЗ - 2 14 , М АЗ - 5 35 - и 537 устанавливают межосевые дифференциалы. В них против возможного буксования колес отдельных мостов предусмотрены управляемые устройства для блокировки или самоблокировки. Чтобы предотвратить раздельное буксование колес, на некоторых машинах применяют самоблокирующиеся межколесные дифференциалы. К аждый водитель должен хорошо изучить особенности силового привода своего автомобиля. П еред преодолением крутых подъемов, препятствий, участков стяжелым грунтом или с глубоким снегом надо своевременно включать передний вед ущий мост, п онижающие передачи в раздаточной коробке , использовать блокировку дифференциалов. Некоторые водители по неопытности пренебрегают пониж ающей передачей раздаточной коробки , ч ем лишают себя возможности более точно подобрать передачу, соответствующую условиям движения. Это приводит либо кперегрузке двигателя, либо к снижению возможной скорости движения. При вождении многоосного автомобиля по бездорожью , особенно на вязком грунте, следует избегать резких поворотов, так как здесь сопротивление движению из-за разной колеи отдельных мостов будет особенно сильным. Подъемы смокрым дерновым покровом или глубоким снегом, где можноожи ­ дать пробуксовки колес, а также подъемы крутизной более 20 градусов, независимо от их длины и состояния, следует преодолевать с включенной низшей пере ­ дачей в раздаточной коробке . Путь надо выбирать по возможности без бокового крена. На очень тяжелых подъемах с вязким (скользким) грунтом рекомендуется прибегать к блокировке межосевых дифференциалов. Полезно также снижать при этом давление в шинах. Наконец, з апрещено преодолевать крутой подъем по одному направлению двум автомобилям одновременно. На длинных и крутых спусках надо двигаться только на передаче, т ормозя двигателем и помогая ему при необходимости ножным тормозом . Идти накатом мож -ЗА