14
15
КОГДА «ВОЛГЕ» МОРОЗ НЕ СТРАШЕНСибирским автолюбителям зимой трудно. Мороз настолько осложняет пуск двигателя, что большинство владельцев машин предпочитает консервировать их, о жидая тепла. А зима в Сибири начинается в октябре и заканчивается в начале апреля. Обидно — полгода машина без дела. Д аи не только в Сибири. Многие автолюбители в Ленинградской, Московской и других областях средней полосы, где температура в декабре—феврале доходит до минус 25 — 3 0 градусов, тоже «ставят машины на прикол». А ведь выход есть — предпусковые подогреватели. Правда, такие устройства пока еще не выпускаются нашей промышленностью и автолюбители сами и конструируют и делают их (один из вариантов — для «Москвича» был представлен на десятом заседании «Клуба» — «За Рулем», 1964, № 10). Думаем, однако, что положение скоро изменится. При новой системе экономического стимулирования многие предприятия заинтересованы в выпуске предметов народного потребления, пользующихся спросом. На подогревателя спрос есть — это несомненно. Дело за работниками торговли — их долг определить потребность и разместить заказы. А пока... Пока мы предлагаем автолюбителям еще два оригинальных предпусковых подогревателя, спроектированных, изготовленных и установленных на «Волгах» автолюбителями К. А. КОЛОБОВЫМ из Новосибирска и Ф. В. ЖУРАВЛЕВЫМ из Ленинграда. Им и представляем слово.ЗАСЕДАНИЕ ШЕСТИДЕСЯТОЕБЕНЗИНОВЫЙ ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬВот уже четвертую зиму моя «Волга» не знает отдыха. Каждый день яезжу на ней на работу за 35 километров. Сконструированный и изготовленный мною предпусковой подогреватель позволяет при 30-градусном морозе через 20 минут после включения легко пустить двигатель стартером. Прибор удобно разместился в свободном пространстве моторного отсека справа от двигателя. Он подогревает не только жидкость, но и масло (выпускными газами). Общее устройство хорошо видно на рис. 1. Подогреватель состоит из головки 7, котла 8, нагнетателя 6и газоотводной трубы. Его кронштейн зажат гайками болтов крепления правого подкоса кузова. Для включения подогревателя в систему охлаждения в нижней части рубашки первого цилиндра двигателя просверлено отверстие, в которое ввернут патрубок. Последний резиновым шлангом 13 (рис. 2) соединяется с нижним патрубком котла подогревателя. Верхний его патрубок соединен резиновым шлангом 14 с патрубком специально изготовленного сдвоенного краника 16 отопителя на головке блока. Так обеспечивается термосифонная циркуляция охлаждающей жидкости при работе подогревателя. В головку подогревателя бензин поступает из бачка 2, который заполняется при помощи насоса 19 (ручной подкачкой). Для этого между насосом и краником 21 устанавливается сделанный специально тройник 20, к которому подсоединяется бензопровод 18 (идущий к карбюратору) и краник 3 (к бачку 2). Бачок изготовлен из корпуса глушителя и имеет навинчивающуюся пробку, в которую вмонтирован запорный клапан, подпираемый поплавком. Это устройство исключает переполнение бачка при закачке бензина, а также в том случае, если краник не будет закрыт при работающем двигателе. Вензокраник 3. установленный на бачке, взят от мотоцикла М-72, у него отрезан раздвоенный патрубок, а оставшийся конец после рассверловки нарезан под ниппель. Пульт 7 управления подогревателем расположен рядом с реле-регулятором. В него входят переключатель (П-38). кнопка 6 электромагнитного клапана 4и контрольная спираль 8. При изготовлении пульта использован центральный переключатель света от «Волги». В головне, которая состоит из завихрительного устройства, камеры сгорания и свечи накаливания, готовится и сгорает горючая смесь. Завихрительное устройство позволяет создать вращательное движение воздуха, поступающего в камеру сгорания. К нему относятся: кожух 7 (рис. 3) и три направляющих лопасти 11. помещенные в дуф<Ьузоре 9. Воздушный поток, выходя с большой скоростью из диффузора », подхватывает бензин из распылителя 10, распыляет его и частично испаряет. В зону камеры сгорания 5 воздух поступает, кроме того, через отверстия 8в ее корпусе, еще больше измельчая частицы бензина и лучше смешивая их с воздухом. Полное сгорание этой обогащенной смеси происходит за конфузором 4, куда через отверстия 3 поступает дополнительный поток воздуха. Этот поток одновременно выравнивает газовое пламя. Такое устройство головки подогревателя обеспечивает быстрое сгорание большого количества бензина в малом пространственном объеме, благодаря чему выделяется значительное количество тепла. Для изготовления головки надо взять старую автомобильную паяльную лампу. снять с нее головку и на ее цилиндрическом корпусе высверлить все ртверстия, указанные на чертеже. В имеющееся в центре отверстие вваривается специально сделанный диффузор 9. Токарные работы понадобятся лишь для изготовления двух накидных гаек 2и 13 и соответствующих фланцев, необходимых. чтобы головка была разборной и удобной для обслуживания. Гнездо 12 свечи вваривается автогеном в окно. проделанное во внутрь камеры сгорания так, чтобы бензовоздушная смесь из распылителя попадала прямо на раскаленную спираль. Для изготовления кожуха 7 завихрителя я взял заливную воронку от котла подогревателя автомобиля ГАЗ-69 и вварил в нее тонкостенную трубку, а в качестве нагнетателя (5 на рис. 2) — вентилятор отопнтеля ГАЗ-69. Котел — сварной, внутренняя жаровая труба мною также взята от старого котла подогревателя автомобиля ГАЗ-69. С одного конца к ней приварен разьбовой фланец для соединения с головкой. В трубу герметично впаяны латунным припоем шесть трубок 15 (см. рис. 3). увеличивающих поверхность нагрева. Они расположены попарно под углом 60 градусов и равномерно заполняют внутреннее пространство жаровой трубы. Наружная цилиндрическая стенка котла — из листового железа толщиной 1 мм. До окончательной сварки надо в нескольких местах прихватить наружную стенку и резьбовой фланец с вставленным с другого конца вторым фланцем и внутренней жаровой трубой.1. Установка подогревателя в моторном отсеке: 1 — реле-регулятор; 2 — пульт управления; 3 — ручка переключателя; 4 — электромагнитный клапан; 5 — ручка регулировочной иглы; 6 — нагнетатель, 7 — головка подогревателя; 8 — котел подогревателя; 9 — кронштейн подогревателя; 10 — карбюратор (воздухоочиститель снят); 11 — двигатель; 12 — бензопровод от бензонасоса к бачку; 13сдвоенный краник; 14 — краник бачка; 15 — к рышка бачка с запорным краником.234 56789107/ 1314 15 18 172. Схема включения подогревателя в систему охлаждения двигателя: 1 — крышка бачка с запорным клапаном; 2 — бензиновый бачок; 3 — краник; 4электромагнитный клапан; 5 — нагнетатель; 6 — кнопка электромагнитного клапана; 7 — пульт управления; 8 — контрольная спираль; 9 — ручка переключателя; 10—газоотводная труба; 11 — свеча накаливания; 12 — котел; 13 — нижний резиновый шланг: 14 — верхний резиновый шланг; 15 —- шланг к отопителю; 16 — сдвоенный краник; 17 — двигатель; 18 — бензопровод к карбюратору; 19 — бензонасос; 20 — тройник: 21 — краник; 22 — рычажок бензонасоса; 23масляный картер. 3. Подогреватель: а) без электромагнитного клапана и дозирующего устройства; б) электромагнитный клапан и дозирующее устройство; 1 — патрубок отвода нагретой жидкости; 2 — гайка, крепящая головку; 3 — тринадцать отверстий (засверлены под углом 45 ек осевой линии камеры сгорания и под углом 30° против часовой стрелки); 4 — конфузор; 5камера сгорания; 6 — восемь отверстий (засверлены под углом 45° по часовой стрелке); 7 — кожух завихрителя; 8 — восемь отверстий (засверлены под углом 30° к осевой линии камеры сгорания и под углом 45° по часовой стрелке); 9 — диффузор; 10 — распылитель (с тремя отверстиями диаметром 0,25—0,3 мм); 11 — три лопасти (устанавливаются под углом 42°); 12 — гнездо свечи накаливания; 13 — гайка, крепящая кожух; 14 — патрубок подвода холодной жидкости; 15 — жаровые трубки (латунные); 16 — болт, крепящий газоотводную трубу; 17 — труба, отводящая газы к поддону картера двигателя; 18электромагнитный клапан; 19 — дозирующее устройство; 20 — ручка регулировочной иглы; 21 — воздухоподводящая труба; 22 — ниппель подвода бензина; 23 —электропровод к пульту управления.iПосле полной сварки и вваривания патрубков 1и 14 надо испытать котел под давлением 1,5—2 атмосферы. Приваривать котел к кронштейну (рис. 4) нужно, предварительно прихватив их на месте. При этом во избежание ошибок следует зажать кронштейн гайками болтов подкоса. Полувертикальное расположение котла обеспечивает высокую скорость термосифонного перемеще-подогревателя открываемкраник21 (см, рис. 2) и вручнуюзакачиваем бензин в бачок 2 до его заполнения (этот момент определяем по холостому движениюрычажкаили по прекращен июзвука воздуха, в ыходящего черезния жидкости в системе и быстрый прогрев. Для изготовления завихрителя сначала вытачиваем стержень с внутренним отверстием не более 1 —1,5 мм. Лопасти — из листового железа толщиной 1 мм вставляем в косой пропил, сделанный на стержне ножовкой. Закрепляются они мягким припоем. В торце стержня — гнездо с резьбой М5, в которое ввертывается латунный распылитель 10 (см. рис. 3). Осматривать и чистить его достаточно разв год, осенью. Стержень крепится к кожуху 7 гайкой с резьбой М22 любого шага. Нарезка М12Х1.5 на конце стержня и поперечное сверление необходимы для соединения с дозирующим устройством 19. Дозирующее устройство смонтировано в пластине толщиной 17 мм, в которой сделаны сверления. С одной стороны пластины ввертывается регулировочная игла в сборе (от карбюратора К-22). а с другой — штуцером с нарезкой М12Х1.5 зажимается корпус электромагнитного клапана 18. Отверстие в пластине под регулировочную иглу — такое же,, как ив карбюраторе К-22. Клапан с корпусом взят от отопительной установки автомобиля «Запорожец» (использован корпус регулятора подачи топлива). Поплавковую камеру обрезаем ножовкой так, чтобы осталось гнездо, в которое пвертываются жиклер с сеткой и гнездо выходного ниппеля. Гнездо жиклера рассверлено 12-миллиметровым сверлом под штуцер. От того же отопителя «Зап орожца » — свеча 11 и спираль 8 (см. рис. 2). Пользование подогревателем. С наступлением холодов заполняем систему охлажденияантифризом . Перед пускомотверстие запорного клапана ) . Теперь закрываем краник 21 и открываем краник 3. Д ля пуска подогревателя ручку 9переключателявытягиваемв первое положение и, в ращая ее влево, выключ аем электромотор нагнетателя 5. П ритакомположении под напряжением будут только свеча иконтрольная спир аль . В ыждав10 — 1 5 секунд, н ажи ­ м аемкнопку6клапана , д авая возможность бензину стечь через отверстия распылителя на раскаленную спираль свечи. У слышавлегкийхлопокв камере сгорания , п лавно повертываем ручку вправо (до полного вывода сопрот ивления ) , з атемвытягиваем ее во второе положение , а кнопку6отпускаем . Теперь под напряжением останутся только электромотор нагнетателя и электромагнитный клапан. Н авремя работы подогревателя надо закрытькраник 16 отопителя . Д ля упр авлениярежимомгоренияв головке есть регулировочнаяигла20 дозирующего устройства (см. рис. 3). Количество воздуха, подаваемого нагнетателем , д озируетсяручкой9 (см. рис. 2) на пульте управления , которой можно изм енять число оборотов электромотора . Ч еткийшумибездымный выход газов из отводной труби свидетельствуют онормальной работе подогревателя.Ч тобывыключить подогреватель, закрываем краник 3и дожидаемся, пока подогреватель перестанет «гудеть». После этого задвигаемручку9в исходное положение . П ауза ( 1 0 — 1 5 секунд) необходима для того, чтобы остатки бензина стекли из распылител явкамерусгоранияи сгорели при том жережиме работы подогревателя. 4. Схема расположения котла (1) подогревателя относительно кронштейна (2).15