Новые военно технические1ГОД ИСКАНИЙстолом журнала — тренеры, спортсмены, судьиочень серьезно подумать, в какие соревнования могут органически войти военизированные элементы. Сводить военно-прикладные элементы, — говорит главный тренер по автоспорту В. Ф. Лапин, — только к стрельбе и гранатометанию, мне представляется упрощенчеством. Солдат должен быть прежде всего физически подготовлен. Между тем на первенствах СССР в этом году выяснилось, что многие из спортсменов не укладывались даже в нормы ГЗР. Тревожный факт! Нам следует подумать о введении новых видов военизированных состязаний. Военно-прикладные элементы — не только метание деревянной гранаты, но и усложнение условий и приемов вождения. В этом смысле смогли бы представить интерес даже самые простые соревнования. В кузов грузового автомобиля ставят тарированное ведро с водой. Надо проехать (на время) два километра по плохой дороге и не расплескать воду. А потом сменить колесо (опять-таки на время). Я привел пример, может, и не очень удачный, но подобные соревнования должны приносить пользу будущему армейскому водителю. — Да,— продолжает разговор кандидат в мастера спорта В. С. Польгуев.— Под военно-прикладными элементами надо понимать совокупность таких упражнений, которые выявляют водительское мастерство, физическую подготовку и умение владеть оружием. Все это, мне кажется, присутствует в соревновании, получившем название «ярославское многоборье». Оно включает спринт со стартом типа «Ле-Ман» (пробежка в 30—50 метров), стрельбу из винтовки, подъем на холм и слалом. Думается, в сочетании подобных элементов мы должны искать пути военизации соревнований. Можно предложить восемь — десять вариантов многоборья. Но на одних предложениях далеко не уедешь, нужно смелее экспериментировать, подкреплять идеи организаторской работой. И здесь я должен сказать горькие слова в адрес наших федераций. Не задают они тон в этом важном деле. Эту мысль развивает заместитель начальника Центрального автомотоклуба СССР И. В. Старченко. — Введение военно-прикладных элементов не принесло в прошлом году желаемых результатов, потому что дело это, скажем прямо, было пущено на самотек. Ни Управление военно-технических видов спорта ЦК ДОСААФ, ни федерации не занимались им всерьез. В Положения о соревнованиях записали строки о стрельбе из малокалибернойЕИНТОВКИ и гранатометании. И все.За круглымВоенно-технический, прикладной, оборонно-массовый. Все эти определения мы слышим довольно часто, когда речь идет о нашем автомотоспорте. И хотя звучат они по-разному, но выражают одну мысль: автомотоспорт обогащает такими знаниями и навыками, воспитывает тание качества, которые крайне нужны воину, защитнику Родины. Сегодня к армейскому водителю предъявляются очень высокие требования, и не только профессиональные. Безупречное знание машины, способность отлично управлять ею в самой сложной обстановке должны сочетаться с навыками ориентирования на местности, умением метко стрелять, быть выносливым, чтобы легно переносить трудности военно-походной жизни. С учетом всего этого в прошлом году было решено усилить военно-прикладной характер соревнований по автомотоспорту. С того времени минуло больше года. Остался позади насыщенный спортивными событиями сезон, в котором прошли первую проверку и новые военизированные соревнования (такие, к ак гонки мотопатрулей) и новые элементы военноприкладного характера, которые дополнили традиционные состязания. Настала пора поговорить о том, что удалось и заслуживает продолжения, а что себя не оправдало и требует иного подхода. Для такого разговора редакция пригласила за свой круглый стол руководящих работников федераций, Центрального автомотоклуба, тренеров и спортсменов.Первым взял слово заместитель председателя Федерации мотоспорта СССР Г. М. Афремов. — Военизированные элементы в автомотоспорте—дело отнюдь не новое. На моей памяти мотокроссы тридцатых годов — со стрельбой, гранатометанием и 50-километровым марш-броском в противогазах. Все дополнения имели самую непосредственную связь с мотоспортом. Это в минувшем году соблюдалось не всегда. В программу первенства СССР по мотокроссу входила стрельба. Участники за день до старта приходили в тир, стреляли, не очень беспокоясь о результате, потому что он не шел в зачет. Я не касаюсь того, стоит ли в современный кросс, на короткой трассе, включать стрельбу. Но если она уж введена, то должна вестись в ходе гонки или на финише, чтобы результат за 1 висел не только от умения стрелять вообще, а от того, насколько метко водитель поразит мишень после езды на мотоцикле. У нас имеется образец из олимпийской программы — биатлон — лыжная гонка и стрельба. ЛыжнИк выходит на огневой рубеж после трудной гонки и должен точно попасть в цель. Полезно, видимо, подумать о специальных соревнованиях такого типа на мотоциклах и автомобилях. Это вовсе не значит, что в существующие виды мотоспорта нецелесообразно вводить военизированные элементы. Напротив. В прошлом году первенства РСФСР и СССР по мотомногоборью были дополнены стрельбой, гранатометанием. Это обогатило соревнования. В то же время никому не придет в голову вводить стрельбу или гранатометание в шоссейно-кольцевые или трековые состязания. Трудно давать готовые рецепты. Нужно всем намОсобо остро стоит вопрос об оружии и боеприпасах. Я глубоко убежден, что многодневщику нужно уметь стрелять из пистолета или автомата. Но кто сможет обеспечить нас оружием и патронами? Не выработан единый подход к оценке военизированных упражнений. В многоборье они влияли на результат, а в кроссе нет. — По-моему, это следствие того, — вступает в разговор кандидат в мастера спорта К. В. Демахин, — что к введению военизации подходят без учета научных данных. Показательно: на нашем совещании нет представителей института физкультуры, его кафедр. Почему не пригласить специалистов той области спорта, откуда мы заимствуем те или иные элементы,—стрелков, легкоатлетов. Их надо привлекать ик разработке положений, и в судейские коллегии. Дело доходило порой до смешного. Участники первенства РСФСР по многоборью не знали, как метать гранату, и никто не мог показать. И еще одно. Военно-прикладные соревнования сами по себе эмоциональны. Мотоциклист преодолел большую дистанцию. Его машина в пыли и грязи. Он подлетает к пункту контроля. Бежит на огневой рубеж. Стреляет. Снова хватает мотоцикл—и в путь. Он боец, он стремится к победе. Разве это не способно захватить воображение юноши и вызвать желание самому попробовать свои силы? Но много ли у нас зрителей на трассе. Много ли соревнований, похожих на настоящий праздник спорта. Разговор о мотоциклетном многоборье продолжает тренер команды Московского инженерно-физического института мастер спорта Ю. А. Иванов. — Из всех видов мотоспорта оно в первую очередь подлежит военизации. Но, чтобы достичь цели, нужно регламентировать элементы военной подготовки. ЦАМК должен выработать методические указания и разослать их во все спортивные организации. На первенстве страны гонщики жаловались: дома их готовили совсем не к тому, с чем они встретились на трассе. Не решен вопрос об оценке результатов. Нельзя допускать, чтобы собственно мотоциклетные соревнования теряли свое значение. Нужны разумные пропорции, а не шараханье в крайности. — Почему-то на нашей встрече речь идет главным образом о соревнованиях большого спорта — первенствах страны, — говорит старший тренер Московского областного комитета ДОСААФ мастер спорта В. Н. Михайлов. — А как обстоит дело с массовыми соревнованиями, не ограниченными узким кругом спортсменов? Ведь военно-спортивные элементы в первую очередь должны присутствовать там, где состязается молодежь — допризывники. Таким целям как раз и должны были служить новые соревнования календаря — гонки мотопатрулей. Мы в нашей области смогли провести . такие гонки только дважды. Сложно их организовать. Да и не все продумали ав-12