торы. Вождение мотоцикла здесь не играло решающей роли. Это неправильно. Сама по себе идея гонки мотопатрулей привлекательна. Командная борьба, военизация. Но как сделать ее более доступной, простой в организации? Как вообще привлечь к спорту мотоциклистов на своих машинах? Наверно, стоит изучить опыт клубов мототуристов. Они проводят соревнования по ориентированию. Это настоящий военно-прикладной элемент. Слово берет неоднократный чемпион и призер первенств страны по авторалли мастер спорта В. А. Щавелев. — Я обеими руками голосую за ориентирование. В военной обстановке оно крайне необходимо. Сейчас в ралли штурман смотрит на легенду, отмечает метры и говорит — направо, налево. А в некоторых международных соревнованиях на контрольном пункте экипажам дается совершенно новый маршрут. Такой элемент стоит ввести в наше авторалли. Может быть, также на каком-то участке проводить состязания с ограничением света. Это тоже приближается к военной обстановке. — А нужно ли вводить стрельбу и гранату на первенствах страны? — задает вопрос начальник отдела ЦАМК В. М. Шаронов. — Ведь мы ратуем за военизированные элементы в массовых видах спорта, а на первенствах СССР собирается всего несколько десятков наших ведущих спортсменов, а то и меньше. По итогам чемпионатов формируются сборные команды страны для выступлений за рубежом. Я за то, чтобы на всесоюзных первенствах результаты по стрельбе, гранатометанию не шли в зачет. Пусть их учитывает судейская коллегия для определения сильнейшего при равенстве очков. — Есть еще один путь, — добавляет тренер ЦАМК мастер спорта Б. И. Панферов. — Допускать на первенства страны только тех, кто сдал нормы комплекса ГЗР и имеет третий разряд по стрельбе.Итак, за круглым столом высказали свои соображения люди, компетентные в спортивных делах. Все сошлись на том, что военизация должна стать одним из генеральных направлений в развитии автомотоспорта. Минувший год был годом исканий. Отрадно, что успешно прошли проверку нововведения военно-прикладного характера в мотоцинлетном и автомобильном многоборье, ралли. Появились специальные военизированные состязания — гонки мотопатрулей, многоборье. И все же мы сегодня должны констатировать, что ни Управление военно-технических видов спорта ЦК ДОСААФ, ни федерации, ни ЦАМК не имеют ясной программы использования автомотоспорта непосредственно в интересах военного дела, подготовки молодеж ик службе в армии. Пока введены граната и стрельба, да и То преимущественно на соревнованиях всесоюзного ранга. Между тем в первую очередь военно-прикладными упражнениями должен быть насыщен массовый спорт. Федерациям и Центральному автомотоклубу надо внимательно проанализировать итоги минувшего сезона и на основе научного подхода ясно определить элементы военизации, к руг соревнований, в которые вводятся эти элементы, предложить новые виды массовых состязаний для владельцев личных машин. Необходимо решить вопросы эквивалентности результатов, устранить разнобой в подходе и их оценке. Словом, предстоит большая работа, чтобы по-настоящему поставить автомотоспорт на службу обороне Родины.а оСI3 сан о а, оV«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧГОВОРЯТ ФИНАЛИСТЫ РОЗЫГРЫША КУБКА ЖУРНАЛА „ЗА РУЛЕМ" ПО МОТОБОЛУ Несколько тысяч зрителей, в числе которых было немало болельщиков «Вымпела» из Полтавы и черкесского «Домбая», собрались на стадионе г. Шахты, чтобы посмотреть финальный матч на Кубок журнала «За рулем» (Кубок СССР) по мотоболу. Спор решился в острой, интересной борьбе. Победила команда «Домбай» со счетом 4 : 1 . Сразу же после окончания встречи наш корреспондент попросил капитанов команд поделиться своими впечатлениями об игре, рассказать о мотобольных делах. Мастер спорта П. Чеснаков, капитан «Домбая»: Мы очень рады, что «Домбай» сумел первым сделать «дубль» — в один год стать чемпионом страны и завоевать кубок. Этот успех дался нелегко. Постепенно шли мы к нему. Наше желание победить было очень велико, ребята действовали напористо, в высоком темпе. Результат известен — 4 : 1 . Голы забили кандидат в мастера спорта В. Василенко, мастера спорта Б. Денишов и В. Громов. И все же хочется сказать, что кубковый матч выявил не только наши сильные, но и слабые места. Мы «ходили по полю» как бы дугой, та настоящая змейка, когда мяч переходит быстро от игрока к игроку, получалась редко. Виной тому не только мокрое и скользкое поле, но и отсутствие четкого взаимодействия. Перед началом встречи с «Вымпелом» нас беспокоили машины. На трех мотоциклах незадолго до игры мы сменили цилиндры двигателей и не успели как следует обкатать их. Опасения, как показал матч, не были напрасными. Несколько раз заклинивало поршни. Вспоминаю об этом для того, чтобы сказать: мы стараемся сделать правильные выводы из наших успехов и неудач. В заключение — еще о нашем главном оружии — мотоциклах. Мы очень довольны «поведением» машин Ковровского завода. Они успешно выдерживают большие нагрузки во время игры. Некоторые изменения, вызванные спецификой мотобола, мы вносим в конструкцию сами. Сделали, например, откидные подножки, теперь нога находится ниже, чем обычно, укоротили пружины амортизаторов (передние — шесть витков, задние — четыре витка). Это придало устойчивость машине, стало удобнее бить по мячу. Многие мотоболисты предлагают ручное переключение передач. Надеемся, что работники завода учтут наше пожелание и сделают это на партии машин для мотобола, тогда они будут еще маневреннее. Мастер спорта И. Булавацкий, капитан «Вымпела»: Да, мы впервые вышли в финал розыгрыша Кубка. Нам очень хотелось порадовать своих многочисленных болельщиков и привезти его в Полтаву. Увы, осуществить мечту не удалось. Мы проиграли соперникам серьезным и сильным. Что ж, «Вымпелу» предстоит много поработать, чтобы в новом сезоне выступать лучше. Но для этого, кроме энтузиазма, которого не занимать команде и ее болельщикам, просто необходим еще свой мотодром, где можно было бы постоянно тренироваться. Мотобол полюбился полтавчанам. Тысячи зрителей приходят на каждую встречу, а те, кому не хватает места на небольших стадионах, которые предоставляют нам иногда «Динамо» и другие спортобщества, забираются на крыши расположенных вблизи домов, на деревья. Разговоры о строительстве стадиона технических видов спорта в городе ведутся давно, но практически делается мало. Пока нет ни документации, ни средств на постройку. Между тем нам обещает активную помощь общественность заводов, фабрик. Обком ВЛКСМ принял решение объявить стройку мотодрома комсомольской. Если все это умело использовать, то уже в 1969 году мы сможем играть на своем стадионе. Мотобол сегодня вошел в большой спорт. А это обязывает ко многому. Возьмем такой вопрос, как судейство. Не раз в минувшем сезоне случалось, что судьи, назначаемые ЦАМКом, не прибывали на игру. В таком положении очутились мы во время встречи с киевским «Стартом». Порой игру судит один человек. Разве он в силах уследить за всем, что происходит на поле? Крайне нуждаемся мы в советах квалифицированных тренеров, в специальной литературе, какая существует по многим другим видам спорта. И еще одно. Нам кажется, что финальные игры на кубок надо проводить не через два месяца после окончания чемпионата, а гораздо раньше, когда команды еще находятся в хорошей спортивной форме и погода лучше, чем глубокой осенью. 13Беседу за «Крутым столом» вел М. ТИЛЕВИЧ