РАЗВЯЗКА НАСТУПИЛА В ПОНЕДЕЛЬНИКП ЛОЩАДЬ43-и международные соревнований ФИМЭтот заголовок взят нами с обложки 22-го номера журнала «Моторшпорт иллюштриртер» (ГДР), почти целиком посвященного шестидневке ФИМ 1968 года. Он привлек наше внимание потому,. что имеет определенный подтекст. . До сих пор на мотоолимпиадах существовало неписанное. но в то нее' время незыблемое правило: первый день соревнований, понедельник, — один из самых легких. Участникам как бы предлагают ознакомиться с характером трассы, «вжиться» в график, почувствовать обстановку, в которой предстоит вести борьбу. Затем условия усложняются, и где-то в середине мотоциклетного марафона наступает кульминационный, или, как его называют, «черный день», с наиболее трудными кроссовыми участками, сокращенным графиком, сложными дополнительными состязаниями. Тот, кто выстоит в этот день, как правило, благополучно завершает соревнования. Организаторы 43-й мотоолимпиады, а она проходила на севере Италии в районе горного курорта Сан Пеллегрино. не посчитались с традицией. Первый день соревнований — понедельник — оказался тем самым «черным днем», который сразу же определил все дальнейшее развитие событий и даже обладателей главного приза — «Международного Трофея». На этот раз Трофей оспаривало семь команд: Австрии, Англии, ГДР, Италии, ФРГ, ЧССР и Швеции: 22 команды боролись за «Серебряную вазу». Всего на старт вышло 298 гонщиков из 16 стран. Это соревнование, как отмечает «Моторшпорт иллюштрнртер», не войдет в хронику шестидневок, отличавшихся очень острой конкуренцией. Несмотря на то. что дистанция протяженностью 1596 км проходила по каменистой горной трассе и порой поднималась до отметки 1800 метров, около 60 процентов участников — 172 человека — достигли финиша, 46 из них (без штрафных очков) получили золотые медали. Довольно спокойное течение состязаний в какой-то мере можно объяснить и прекрасной солнечной погодой, и отсутствием среди тех, кто оспаривал главный приз, команд СССР и Польши. Но была еще одна, основная причина, предопределившая ход борьбы. Зарубежная пресса назвала ее «коварством графика». Его составили таким образом, что он давал неоспоримое преимущество командам, выступавшим на мотоциклах малых кубатур. Это своеобразная «фора» обнаружилась сразу же после старта. Команды ГДР, ЧССР. Швеции, которые делали ставку на машины средних классов (175—350 смЗ), укладывались в график ценой огромных усилий. И это несмотря на то, что в составе их были сильнейшие в мире многодневщики! А мотоциклисты ФРГ, стартовавшие на маленьких «цюндаппах» (классы 50. 75 и 100 смЗ), приезжали на пункты контроля времени с запасом в 10 — 15 минут. Судьба «Международного Трофея» почти решилась. Получив неожиданное преимущество, команда ФРГ. единственная из всех, оказалась без штрафныхв первый трудный день ив последующие сохранила его, что оказалось совсем не трудным делом. Установившееся с самого начала положение команд: ФРГ. ГДР. ЧССР. Швеция. Австрия, Италия, Англия — было нарушено лишь однажды, когда из-за падения в четвертый день выбыл капитан команды ГДР Вернер Залевски, и бессменный на протяжении последних пяти лет обладатель Трофея коллектив гонщиков Германской Демократической Республики переместился на четвертое место. В итоге вторыми в национальном («трофейном») зачете стали чехословацкие мотоциклисты, а третьими шведы. «Серебряная ваза» досталась хозяевам трассы — итальянцам, также выступавшим на машинах малых кубатур • од— ноцилиндровых «Жилера» и «Моринн» (100 и 125 смЗ).Малая советская энциклопедия определяет ее как входящую в уличную сеть, незастроенную часть территории города или другого населенного пункта. Площадь, являющаяся разновидностью пересечений улиц или дорог в одной плоскости, может быть образована примыканием трех, четырех и большего числа проездов. Иногда площади образуются в местах, где нет пересечения улиц (дорог), но проезжая часть значительно расширена с одной или обеих сторон. Основной объективный признак площади, влияющий на характер движения по ней, тот, что территория, занимаемая ею, выходит за так называемыекрасные линии — мысленно продолженные линии строений на примыкающих кварталах или линии парковых массивов (на рис. 1 территория, выходящая за «красные линии», не заштрихована). Благодаря этому на площади при необходимости оказывается возможным организовать круговое движение (установкой дорожных знаков 3. 3.). Сами по себе размеры площади, как бы они ни были велики, еще не обязывают к движению по кругу, так как согласно статье 91 Правил движения «при отсутствии знаков и разметки водители могут . проезжать площадь по кратчайшим направлениям». На большинстве площадей образующие их проезды отдалены один от другого, и практически водители как бы проезжают последовательно несколько расположенных рядом перекрестков. Статья 91 Правил движения обязывает водителей на каждом таком пересечении «выполнять требования, установленные для проезда перекрестков» (рис. 2). Для регулируемых пересечений на площади это требование сводится к обязанности водителя «руководствоваться сигналами каждого светофора или регулировщика... последовательно встречающимися на его пути» (статья 93). В местах нерегулируемых пересечений водители транспортных средств, проезжающих по площади, пользуются приоритетом перед водителями, только еще въезжающими на нее. Это — наиболее высокий признак приоритета, по которому проезжая часть площади приобретает значение как бы главной улицы или дороги (рис. 3). Когда оба водителя только въезжают на площадь из смежных проездов, то есть при равенстве признака дорожных условий, преимущество определяется по группе транспортных средств, а среди транспортных средств одной группы приоритетом пользуется водитель, не имеющий помехи с правой стороны (рис. 4); так же поступают водители, если траектории их путей движения пересекаются при одновременном выезде с площади. Если происходит взаимное перестроение транспортных средств в двух соседних рядах, то, как и на перегонах улиц и дорог, преимущественное право проезда предоставляется находящемуся справа.24Спортивный глобус