Вы уже знаете, наши юные читатели, какие существуют типы автомобилей, знакомы с их общим устройством, усвоили назначение агрегатов и механизмов. Теперь на очереди детальное изучение каждого из них. Начнем по порядку, с силового агрегата — сердца автомобиля. На наших машинах применяются кар ­ бюраторные двигатели и дизельные — с воспламенением от сжатия. На сегодняшнем занятии рассматривается устройство и принцип работы четырехтактного карбюраторного автомобильного двигателя. В качестве примера на плакате изображен двигатель ЗИЛ-130.....Тольятти. Название этого города на Волге все чаще и чаще мелькает на страницах газет и журналов, повторяется в радио- и телепередачах. Интерес, который проявляется к нему, вполне понятен: сооружается автозавод-гигант. Строительство такого масштаба ведется в нашей стране впервые. Здесь все интересно н ново. Но не о заводе на этот раз речь. Мы расскажем о еще одном эксперименте — будущем «автомобильном» городе, где по современным законам градостроительной науки будут решены и транспортные проблемы. Недавно мне вместе с группой специалистов — строителен и архитекторов довелось побывать в Тольятти — и в «старом» городе, которому от роду пятнадцать лет, и в новом, вырастающем на плато в пяти километрах от уже сложившихся кварталов. Сейчас в буднях гигантского строительства, разумеется, трудно увидеть Тольятти завтрашнего дня. Деловито снуют самосвалы, бесчисленные башенные краны бережно несут панели и колонны зданий, урчат бульдозеры на месте будущих скоростных магистралей. Но если заглянуть вуже утвержденный генеральный план города, всмотреться в макеты и схемы и мысленно перенестись на пять —семь лет вперед, можно представить себе будущий Тольятти. Его жилую зону предполагается отделить от промышленной широкой зеленой эспланадой. Но это вовсе не значит, что от дома до двухэтажной заводской проходной будет сложно добираться. Система общественного транспорта здесь хорошо продумана. Специальные автобусы-экспрессы с конечных пуннтов, расположенных во всех жилых кварталах, будут по скоростным магистралям, не пересекающимся с другими улицами и бульварами, доставлять рабочих и служащих прямо н заводу. Инте-Рис. 1 : 1 — головка цилиндра; 2 — цилиндр; 3 — рубашка охлаждения; 4 — поршень; 5 — шатун; 6 — верхняя часть картера; 7 — маховик; 8 — коленчатый вал; 9 — нижняя часть картера; 10 — шестеренчатый привод; 11 — распределительный вал; 12 — толкатель; 13 — пружина клапана; 14 — выпускной трубопровод; 15 — впускной трубопровод; 16 — карбюратор; 17 — клапаны. Рис. 2 : 1 — воздушный фильтр вентиляции картера; 2 — компрессор; 3 — регулятор давления воздуха; 4 — воздушный фильтр; 5 — центробежнорактивный фильтр тонкой очистки масла (центрифуга); 6 — карбюратор К-88; 7 — прерыватель-распределитель; 8 — крышка головки блока; 9головка блока; 10 — ручной (центральный) тормоз; 11 — коробка передач; 12 — стартер; 13 — выпускной трубопровод; 14 — свеча зажигания; 15 — насос гидроусилителя рулевого механизма; 16 — крышка распределительных шестерен (шестеренчатого привода); 17 — шкив коленчатого вала; 18 — топливный насос; 19 — шкив привода генератора. Рис. 3 : 1 — шестерня привода распределительного вала; 2 — клапан (впускной); 3 — направляющая втулка клапана; 4 — шайба пружины; 5 — пружина клапана; 6 — штанга толкателя; 7 — регулировочный винт; 8 — коромысло клапана; 9 — кулачки; 10 — опорная шейка вала; 11 — шестерня привода прерывателя-распределителя и масляного насоса; 12 — маховик; 13 — верхний вкладыш заднего коренного подшипника коленчатого вала; 14 — фланец коленчатого вала для крепления маховика; 15 — зубчатый овенец маховика; 16 — крышка заднего коренного подшипника коленчатого вала; 17 — нижний вкладыш заднего коренного подшипника; 18поршень; 19 — поршневой палец; 20шатун; 21 — коренная шейка коленчатого вала; 22 — шатунная шейка; 2 3 — противовес; 24 — шестерня коленчатого вала для привода распределительного вала; 25 — шкив на коленчатом валу для привода генератора, водяного насоса, вентилятора, компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления.Рекомендуемая литература — та же , что и для первой темы. Список ее мы привели впредыдущемномере журнала. В следующемномере будет помещен плакат, иллюстрирующий третью тему программы — «Устройство и работа дизельного автомобильного двигателя».-ГОРОД АВТОМОБИЛЬНЫЙресное новшество: часть автобусов на призаводской площади спустится под землю, где тоже намечено создать проходную. Рассчитано, что при такой организации движения свыше тридцати тысяч человек смогут в течение двадцати минут спокойно добраться с призаводской площади до своих рабочих мест. Предварительные подсчеты показывают, что через несколько лет Тольятти станет едва ли не самым «автомобильным» городом нашей страны: на каждую тысячу жи ­ телей здесь будет до трехсот индивидуальных машин! Как же их разместить, организовать безопасное движение, ремонт? И об этом подумали проектировщики. Согласно генеральному плану, в каждом жилом микрорайоне предусмотрены стоместные подземные и полуподземные гаражии множество открытых стоянок, Спроектированы и более вместительные гаражи . Один из них — на 1200 машин будет построен в жилом районе, сооружаемом в первую очередь. За пределами жилой зоны зарезервированы участки для строительства многоэтажных гаражей. Они предназначены в основном для тех, кто, имея летнюю стоянку, захочет на зиму законсервировать машину. Особое внимание архитекторы уделили созданию удобной сети стоянок. Они предусмотрены у общественно-торговых центров, возле крупных магазинов и предприятий службы быта, в зонах отдыха, у спортивных баз, к акихв Тольятти будет немало, у транспортного узла, объединяющего железнодорожный вонзал, вертолетную и автобусную станцию. У автозавода, в самом «бойком месте» города, намечено создать несколько стоянон. У пляжей на волжском берегу, возле поселна Портовый, вырастет мотель. И наконец, о том, что будет сделано для обслуживания машин автолюбителей. Проект предусматривает строительство нескольких станций технического обслуживания с довольно широним комплексом услуг: от профилактического осмотра до среднего ремонта автомобиля. АЗС, расположенные в различных частях города, будут оборудованы автоматическими устройствами для заправки. _ Но, разумеется, новый город строится не для автомобилей, а для людей. Делается все, чтобы в Тольятти завтрашнего дня им жилось удобно. За основу архитектурной номпозиции принята квартальная планировка. Город будет состоять из жи ­ лых районов по 25 тысяч жителей в каждом. В свою очередь каждый район будет разделен на два микрорайона. Предусматривается стройная система торгово-бытового и культурно-оздоровительного обслуживания населения. В каждом районе — школы, детские сады-ясли, спортивные базы и площадки. Новый Тольятти будет застраиваться жилыми домами высотой от пяти до 16 этажей, а общественные здания, к ак строящаяся гостиница, комплекс заводоуправления и здания партийных и советских организаций, достигнут 18 — 2 2 этажей. Проект планировки и застройки Тольятти разработан крупнейшими коллективами — Центральным научно-исследовательским и проектным институтом градостроительства и Центральным научно-исследовательским и проектным институтом типового и экспериментального проектирования жилищ . В. Н РИНИНг. Тольятти