... И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙСвоим подогревателем, смонтированным на «Волге», я пользуюсь уже шесть лет. Он обеспечивает прогрев двигателя до 30—40 градусов в течение получаса при температуре воздуха минус 10 градусов (в более сильный Устройство состоит из собственно подогревателя 2 (рис. 1), краника 6 отопителя кузова с тройником, штуцеров 1и 7, переключателя мощности 5и штеккера 4 для подключения к сети. Тепло передается от подогревателя к двигателю за счет естественной циркуляции охлаждающей жидкости. Подогреватель. Его корпус 3 (рис. 2) коробчатого сечения делаем из медных или латунных листов толщиной 0,51,0 мм, которые соединяем пайкой. В корпус впаиваем два трубчатых нагревательных элемента 5 мощностью по 700 ватт от электрического чайника или от самовара — мощностью по 1000 ватт; во втором случае размеры корпуса иные, чем на рис. 2. Нагревательный элемент от чайника необходимо для уменьшения габаритов согнуть (холодным способом) в спираль, образовав полтора витка. Для этого удобно использовать круглую болванку. Наличие двух нагревательных элементов позволяет включать их (переключателем 5 — см. рис. 1) либо последовательно,либо только один элемент, либо оба элемента параллельно, что дает соответственно мощность 350, 700 и 1400 ватт (при мощности одного элемента 700 ватт). Последовательное включение элементов (или включение одного из них) используется, когда надо поддерживать двигатель в горячем состоянии длительное время. Сверху припаиваем выходной патрубок 6 (см. рис. 2), к низу боковой стенки — входной патрубок 1и штуцер 2 сливной пробки 4 (краника). Краник отопителя кузова с тройником (рис. 3). Тройник 1 делаем из обрезков труб наружным диаметром 18 мм и припаиваем (желательно твердым припоем) к запорному кранику отопителя (деталь 30-8101020). В верхней части краника делаем отверстие с резьбой М4, закрываемое пробкой 3с кожаной прокладкой. Отверстие служит для выпуска воздуха при заполнении системы охлаждающей жидкостью. Штуцер 1 (см. рис. 1) изготовляем из корпуса спускного краника в 'Д дюйма (деталь 51-1305010). Для этого краник срезаем (квадрат под ключ надо сохранить), а к резьбовой части под углом 45° припаиваем отрезок трубки (диаметром 18 мм) длиной 40 мм. Предварительно отверстие в корпусе краника надо рассверлить до возможно большего диаметра, чтобы обеспечить лучшую циркуляцию воды. Для прочного крепления шлангов желательно проточить на концах трубок и штуцеров канавки или развальцевать эти концы. При монтаже устройства главное внимание уделяем обеспечению хорошей циркуляции охлаждающей жидкости через подогреватель, для чего проходные сечения в штуцерах и шлангах делаем возможно большего размера, а чтобы предотвратить образование воздушных пробок, шланги располагаем « полувертикально ». Подогреватель устанавливаем в моторном отсеке как можно ниже. Удобно закрепить его на правом лонжероне рамы и приваренной к нему косынке, то есть в 3—4 сантиметрах за выпускной трубой между лонжероном и картером сцепления. Электрическая схема подогревателя представлена на рис. 4. При отсутствии готового переключателя мощности его несложно сделать из двухполюсного пакетного выключателя. Он обеспечивает последовательное, параллельное и одинарное включение нагревательных элементов. Переключатель мощности удобно крепить на правом боковом щитке радиатора, а штеккеры для подключения к сети — под облицовкой радиатора. Поскольку подогреватель питается от электрической сети, при изготовлении и эксплуатации его надо особое внимание уделять соблюдению требований техники безопасности.1. Схема электрического предпускового подогревателя: 1 — штуцер, ввернутый в блок вместо спускного краника; 2 — подогреватель, укрепленный между правым лонжероном и картером сцепления; 3 — сливная пробка; 4 — штеккер; 5 — переключатель; 6 — краник отопителя с тройником; 7 — штуцер отопителя (в головке блока).отопителяк электрическомуж поэогревателют3. Краник отопителя кузова с тройником: 1 — тройник; 2 — краник; 3 — пробка.2. Устройство подогревателя: 1Входной патрубок; 2 — штуцер сливной пробки (краника); 3 — корпус подогревателя; 4 — сливная пробка; 5 — нагревательный элемент от электрического чайНика (2 шт.); 6 — выходной патрубок; 7 — перегородка, отделяющая клеммную коробку от резервуара с охлаждающей жидкостью; 8 — крышка клеммной коробки; 9 — резиновое кольцо; 10 — клеммная коробка. мороз время, естественно, увеличивается). Для его монтажа никаких переделок в двигателе не требуется. Аналогичный подогреватель можно установить на автомобиле любой марки.4. Электрическая схема подогревателя Ri и Ri — нагревательные элементы.Сообщаем адреса авторов разработок: бензинового подогревателя — КОЛОБОВ К. А. — Новосибирск, 51, ул. Шишкина, 52, кв. 4; электрического — ЖУРАВЛЕВ Ф. В. — Ленинград, проспект Энергетиков, 68, кв. 194.16