: ррррияМЦ.УСПЕХЛЕНИНГРАДСКИХИ УКРАИНСКИХ МНОГОБОРЦЕВНа рижской трассе. Москвича И. Борисенко преследует ульяновец С. Центнер. Речь пойдет не о мотосоревнованиях, к ак могут подумать иснушенные знаток и спорта. Двоеборье, за свою короткую « ж изнь » успевшее полюбиться автомобилистам, в прошлом году на всесоюзном первенстве уступило место многоборью. Это не просто «присвоение очередного звания». Программа соревнований впервые включала стрельбу из малокалиберной винтовки . С нее и начались финальные соревнования. Лидером здесь была Р. Иванова из коллектива Российской Федерации, выбившая 98 очков из 100. Забегая вперед, отметим, что ставший чемпионом страны Н. Любимов оказался тольно на тринадцатом месте. Высокие показатели и плотность результатов говорят о серьезном внимании , которое учас тники уделяли стрелковой подготовке. Следующие элементы многоборья — т радиционные соревнования на эконом ию топлива и мастерство вождения. Но и здесь новшество: «фигурка» проводилась в два этапа. К аждый включал десять обязательных упражнений . Так что неудачу на одном этапе можно было компенсировать более успешным выступлением на втором. А в этом и заключается существо многоборья. У читывая большое военно-прикладное значение автомобильного многоборья, ЦК ДОСААФ СССР учредил переходящий ку ­ бок для сборных номанд. Его оспаривали сборные четырнадцати союзных республик, городов Москвыи Ленинграда. Перв уюпропискукубок получил в Ленинграде. Второе и третье места — за спортсменами Украиныи Российской Федерации. Большого успеха на чемпионате добились украинскиеспортсмены . Николай Любимов, шофер Симферопольского обкома партии , набрал наилучшуюсумму очков в классе автомобилей «Волга» и во второй раз выиграл золотую медаль чемпиона страны . И нструкторпрактическо ­ го вождения Киевсного автомотоклуба Михаил Берман в очень сильной конку ­ ренции впервые победил в классе машин ГАЗ-51. Соревнования прошли исключительно интересно, в острой борьбе. Однако отдельные их элементы не свободны от недостатков. Прежде всего это относится к «фигурке». Во-первых, габариты ряда фигур оказались явно заниженнымив сравнении с размерами грузовика ГАЗ-51, и в некотор ых местах маневрирование отнимало слишком много времени. Соревнования же на мастерство вождения должны , нап ротив , проходить в хорошем темпе. Это повышает интерес к ним иучастников , и зрителей. Может быть, оправдано в будущем увеличить и расстояние между отдельными фигурами , ч тобы , подходя к наждой из них , спортсмен успевал набрать достаточную скорость . Во-вторых, следовало бы за невыполнение сложных элементов комплекса фиг урного вождения начислять большее число штрафныхочков , чем это сейчас принято . Например, неудавшийся въезд на стоянку передним ходом наказывался всего 50 штрафнымиочками . Вот и получалось, что подчас выгоднее с хода сбить ограничительный столбик, «заработать» этот штраф, но зато не тратить двух ми ­ н ут на сложнуюфигуру , а использовать их на безупречное выполнение других .АВТОКРОССВ ТРЕТЬЕМ ИЗМЕРЕНИИМ инувшийчемпионат страны привлек 116 спортсменов из семнадцати городов . Вместе смосквичами , л енинградцами , р ижанамиирязанцами , не раз стартовавшими в таких соревнованиях, здесь можно было видеть спортсменов из Хабаровска и Баку, Н овосибирскаи Ташкента, Вильнюса и Волгограда. Ф амилии представителей этих городовмы нечасто встречали впрограммах автокроссов всесоюзного ранга. Но они вовсе не собирались быть статистами — напротив, старались, и это нередко удавалось, сыграть первыероливборьбе за призовые места. О б этом красноречиво свидетельствует бронзовая медаль, завоеванная хабаровскимармей ­ ц емперворазрядником Б. Белых. С реди участников было немало представителей «старой гвардии», н еоднократ ­ ных чемпионовстраны : И. Л еонови С. Тенишев, А . Грибов и А. С ебейкин . О днако лишь одинЛеоновсмогсдержать напор молодойсмены . М осквичЯщенко всего два года занимается автоспортом . О нперворазрядник . На чемпионате СССР в Риге Владимир выступал в классе машин ГАЗ-51. Здесь он оставил позади таких виртуозов , к ак В. Николаев и Н. С окорев , и впервые завоевал золотую медаль. Пятьдесят шесть человек стартовало на автомобилях ГАЗ-51. Это надежная ипо ­ слушная, но порядком устаревшая машина. Класс же ГАЗ-53А, автомобилей, в ы ­ п ускаемыхсегодня нашей промышленностью , пока не нашел приверженцев . Нес колько лет назад так же обстояло дело сгрузовиками ЗИЛ-130. М ногиедажеутверждали , что новая модель вовсе непригодна для кроссов . Рижский чемпионат показал , что ряды класса ЗИЛ-164 начали редеть. Его предпочли на этот раз 16 участников, в то времякак на ЗИЛ-130 выступало уже 18 человек, и среди них немало былых сторонников старой модели . Двадцать пять участников собрал самый, п ожа ­ л уй , интересный класс — ГАЗ-69 и УАЗ-452. На ульяновских машинах более мощный двигатель, но многиеспортсменыпокаеще не оценили их по достоинству. В Риге толькомастер спорта Ю . Рукин выступал на УАЗ-452. Вынужденная остановка на первомкруге ( п оломкарулевой тяги) не смутила автозаводца из Ульяновска. Устранив неисправность, он отлично использовал преимуществовмощностии вышел на третье место . Разумеется, во многомпомогла Рукину трасса. Она была недостаточно сложнойи имела скорее « с коростной » , н ежели « к россовый » характер. В таких условиях ре ­ ш ающее значение имеют «лошадиные силы», а не мастерство водителя. Очевидно, что вбудущем на подобные трассы ориентироваться не следует. С егодняавтомобильнымкроссам отводится важная роль каксоревнованиям вое нно - п рикладным . О нидолжны стать настоящей школой для массового овладения мастерством вождения автомобиля втяжелыхдорожных условиях. И с этой точкизрения введение гранатометания нельзя признать решением вопроса. М ожет быть, в программу следует включать элементы ориентирования на местности по карте икомпасу , д вижения по заданномуграфику . Во всяком случае, здесь есть над чем подумать, и серьезно . Кстати, о гранатометании. В Риге это упражнениепроводилосьдо старта, и его результаты практически не влияли на распределение мест, так что выглядело все как «отписка». Д ругое дело, если водители получили бы задание бросить гранаты в цель прямо на трассе. Зачета это не осложнит : специальное время здесь выделять ни кчему , а дальность броскаможно перевести на язык секунд . А втокроссы ныне стоят на пороге третьей фазы развития. Первые две — «по пояс вгрязи » и «гонка по грунту» — были крайностями , к оторые делали эти соревнованияоднобокими . С егодня нам нужнаформа , г армонично сочетающая спортивнуюиприкладнуюстороны . Только в этом случае автокроссы станут по-нас тоящемуразностороннимвидом спорта, п риобретут «третье измерение » . г. Рига В. С ИМ9НЯН ,г. Киев.. В . КОСТИНОВ, мастер спорта Результаты соревнованийспец. корр. «За рулем»Фого В. ВиноградоваРезультаты соревнований ГАЗ-69 и УАЗ-452: 1. И. Леонов (Рига); 2. Э. Кедровский (Новосибирск); 3. Ю. Рукин; 4. С. Центнер (оба Ульяновск); 5. Г. Каракозов (Баку); 6. В. Карпов (Москва). ГАЗ-51: 1. В. Ященко (Москва); 2. Т. Эверт (Вильянди); 3. В. Николаев (Рязань); 4. С. Ильиных; 5. Н. Сокорев (оба Новосибирск); 6. Н. Дубинецкий (Вильнюс). ЗИЛ-164: 1. А. Грибов; 2. В. Короткой; 3. А. Сидоров; 4. Н. Кочнов; 5. К. Житков (все Москва); 6. П. Десятников (Рига). ЗИЛ-130: 1. Г. Краюхин; 2. В. Тюляев (оба Москва); 3. Б. Бепых (Хабаровск); 4, М. Говоров; 5. В. Михалкин; 6. С. Тенишев (все Москва).ГАЗ-21 «Волга»: 1. Н. Любимов (Украинская ССР); 2. Г. Булкин (Ленинград): 3. А. Колодницкий (Украинская ССР); 4. В. Шулешко (Москва); 5. Л. Васильев (Туркменская ССР); 6. С. Кестер (Эстонская ССР). ГАЗ-51: 1. М. Берман (Украинская ССР); 2. А. Карпенко (РСФСР): 3. В. Романов (Ленинград); 4 .В. Палайта (Литовская ССР); 5. П. Демин (РСФСР); 6. Н. Агильманов (Казахская ССР).17