Амортизаторы •Я 99 99 МосквичаВсе ли знают, что в 1956 году в конструкции подвески отечественных автомобилей произошла «маленькая революция»? На «Москвиче-402» впервые в нашей практике были установлены телескопические амортизаторы. Они пришли на смену рычажным, более тяжелым, неудобным в компоновке, недостаточно работоспособным и стабильным. С «легкой руки» Московского карбюраторного завода, где делают эти «телескопы», они обосновались не только на всех наших легковых автомобилях, но и на многих грузовиках и автобусах. Поговорим об этом важном элементе подвески применительно к «Москвичу». Работа амортизаторов, как известно, самым существенным образом влияет на долговечность автомобиля, его комфортабельность и ходовые качества. Опыт многолетней эксплуатации телескопических амортизаторов на модели «402» показал, что несмотря на преимущества перед рычажными старой модели они недостаточно надежны и стабильны в работе. Их эффективность значительно снижается при нагреве, что особенно сказывается на юге. Механическая прочность и долговечность деталей корпуса недостаточна, грязезащита малоэффективна. Поэтому уже с 1964 года Московский карбюраторный завод начал разработку новых амортизаторов. Создатели амортизатора особое внимание обратили на надежность клапанной системы, стабильность сопротивлений при высоких температурах и допустимых износах трущихся частей. Конструкторы добивались повышения надеж-. ности и долговечности сальников, улучшения защиты от грязи, высокой износостойкости деталей трущихся пар и соединений. Новые амортизаторы рассчитаны на жидкость АЖ-12Т-61 с лучшей, чем у прежней, температурно-вязкостной характеристикой и меньшим образованием осадка. Сейчас можно с уверенностью сказать: новый амортизатор удался. По основным параметрам он не уступает лучшим зарубежным образцам, а своего предшественника превосходит (в основном по стабильности) в два — два с половиной раза. Перед вами таблица, где сравниваются (по данным НАМИ и МКЗ) амортизаторы МКЗ и лучших мировых фирм при нагреве до 80—100 градусов. Как видите, энергоемкость нового амортизатора хороша даже при сильном нагревании. В чем секрет таких высоких качеств амортизаторов новой модели? Они заложены в конструкции. Рассмотрим схему амортизатора (рис. 1). Обратите внимание на уплотнения в трущихся парах и на изменения конструкции дросселей клапанов отдачи и сжатия. Разрезное фторопластовое кольцо 20 на поршне обеспечивает его уплотнение.Энергоемкость амортизаторов (способность гасить энергию колебаний) в процентах Полная величина за цикл80 85 94 85 82 92 94 65 89При ходеП рл ходеАмортизаторы — автомобили МКЗ — модель «407». Зазор между штоком и направляющей 0,3 мм То же — 0,5 мм МКЗ — новая модель «Тнрлинг» «Токико» «Армстронг» «Аленкан» * «Телафло» * «БильштейН» * Однотрубные амортизаторы.сжатия79 83 93 82 83 90 96 63 8881 93 97 89 75 98 90 73 90Р ис . 1. Амортизатор новой модели: 1 — монтажный штырь; 2 — ограничительная крышка; 3 — обойма верхнего сальника; 4 — резиновый верхний сальник штока; 5 — гайка резервуара: 6 — прокладка гайки резервуара; 7 — нажимная шайба; 8 — войлочный сальник штока; 9 — обойма сальников; 10 — резиновый сальник штока; 11 — шайба сальника; 12 — сальник гайки резервуара; 13 — пружина сальника; 14 — резиновое кольцо; 15 — н аправляющая штока; 16 — ограничительная тарелка перепускного клапана; 17 — пружина перепускного клапана; 18 — т арелка перепускного клапана; 19 — поршень; 20 — поршневое кольцо; 21 — дроссельный диск клапана отдачи; 22 — диск клапана отдачи; 23 —шайба клапана отдачи; 24 — тарелка клапана отдачи; 25 — пружина клапана отдачи; 26 — регулировочная шайба клапана отдачи; 27 — гайки клапана отдачи; 28 — монтажная нижняя проушина; 29 — дроссельный диск клапана сжатия; 30 —корпус клапана сжатия; 31 — стержень клапана сжатия; 32 — цилиндр резервуара; 33 — рабочий цилиндр; 34шток переднего амортизатора.Резиновое кольцо 14 на штоке, кроме того, служит для повышения долговечности основного сальника 10 штока и компенсации износа направляющей 15 в эксплуатации. Сальник 10, обеспечивающий герметичность выхода штока, имеет гребенчатый профиль по внутреннему отверстию, дополнительное уплотнение по наружному диаметру в обойме и кольцевые уплотнительные канавки на верхнем торРезиновый сальник 4в специальной123 45В 7