но лишь на хороших и сухих дорогах, при этом на автомобилях с гидравлической передачей в планетарной коробке прямую передачу не выключают. Категорически запрещается движение накатом на мокрых, обледенелых и заснеженных спусках. На труднопроходимых участках пути необходимо уметь правильно оценивать дорожные условия. Так, обычно преодолению заболоченного участка предшествует разведка пути и определение состояния и несущей способности грунта. Густая трава, осока, сплошной мох, кустарник, деревья, муравьиные и кротовые кочки показывают водителю, что участок проходим. Хотя, конечно, необходимо убедиться в этом, испытав грунт ломом, лопатой. Путь движения выбирают по возможности прямой, с удобными подходами и выездом. Заболоченные участки длиной 12—20 метров при глубине болота до 600 мм преодолевают с разгона, включив понижающую передачу в раздаточной коробке, блокировку дифференциала и снизив давление в шинах до средней величины. Застрян в нете — допускайте буксования на месте. Попробуйте плавно начать движение назад. Если грязь жидкая, то предварительно убавьте давление в шинах до нижнего предела. На вязком месте, когда мосты сели на грунт, снижать давление не следует, так как это лишь уменьшит дорожный просвет. Лучше заложить в колею ветки, хворост или другой подручный материал. В жидкой грязи, однако, это сделать трудно, поэтому лучше воспользоваться лебедкой или применить буксировку. Заболоченные участки значительной протяженности преодолевают при уменьшенном до нижнего предела давлении в шинах, стараясь двигаться равномерно, безостановочно, без поворотов. Не нужно следовать по колее, проложенной прошедшей впереди машиной: покров в колее уже ослаблен, и автомобиль может застрять. На грязных грунтовых дорогах, имеющих колею, лучше как раз двигаться по ней. Здесь грунт обычно плотнее, а сама колея предотвращает сползание автомобиля в кюветы. Если же колеса буксуют, включите передний ведущий мост, заблокируйте межосевые дифференциалы и понизьте давление в шинах. Конечно, когда дорожного просвета не хватает, приходится двигаться рядом с колеей или над ней. Однако вести автомобиль над колеей значительно сложнее, стремление колес сползти в колею надо вовремя предупреждать плавными поворотами рулевого колеса и маневрированием скоростью. При движении по колее важно следить за положением передних колес. При немного повернутых колесах автомобиль, правда, продолжает идти по колее, но сопротивление движению при этом возрастает. Для разъезда со встречными машинами надо выбирать места, где колесам легче выйти из колеи, или облегчить этот выход попеременными поворотами рулевого колеса влево и вправо, раскачкой машины. Движение автомобиля по песчаной местности затруднено из-за недостаточного сцепления колес с грунтом и большого сопротивления качению колес. Короткие участки сыпучих песков преодолевают с разгона, без остановки и крутых поворотов, на заранее включенной одной из низших передач, избегая на подъемах бокового крена. В случае остановки на сыпучем песке попытайтесь плавно возобновить движение на первой (или задней) передаче с включенной понижающей передачей в раздаточной коробке и заблокированным дифференциалом. Давление в шинах уменьшите до нижнего предела. Если и при этом автомобиль не трогается с места, то нужно расчистить колею (а если он осел глубоко, — также песок под мостами) и уложить в нее ветки, хворост, солому — любой подручный материалУчастки сыпучего песка большой протяженности преодолевают на одной из низших передач с понижающей передачей в раздаточной коробке, уменьшив до ми ­ нимума давление в шинах. Внимательно надо следить за местностью и выбирать путь без резких поворотов, там, где проглядывает растительность (трава, кусты), где меньше взрыхлен песок. Переключать передачи допустимо только на участках плотного песка, и делать это надо быстро. Подобные приемы используются и при движении по снежной целине. Тут особенно важно определять по косвенным признакам глубину снега. Помогают в этом торчащие из-под снега ветки мелкого кустарника, бурьян. А там, где эти приметы пропадают, надо проявить осторожность, снизить скорость, чтобы при необходимости можно было выбраться из сугроба задним ходом. Не следует без действительной надобности подолгу двигаться со сниженным в шинах давлением, особенно зимой. Как только трудный участок кончился, сразу доводите давление до нормы. Нельзя также превышать указанные в инструкциях скорости движения, соответствующие определенным величинам давления в шинах. Преодолевая ямы, канавы, валы, траншеи, окопы и инженерные сооружения, особенно на длиннорамных автомобилях, очень важно правильно выбрать такое направление движения, которое исключает перекосы рамы. Скорость должна быть минимальной, чтобы не допустить сильных ударов колес и деталей подвески о препятствия при провисании мостов. В отдельных случаях придется даже срыть лопатой крутости окопа, траншеи, чтобы обезопасить проезд. В заключение хочется еще раз напомнить молодым водителям, что успешное преодоление тяжелых участков бездорожья и препятствий зависит от правильной оценки условий местности, характера препятствия и умелого, а главное — заблаговременного применения устройств, повышающих проходимость автомобиля. Потому что, когда автомобиль застрянет, нередко уже не помогут ни снижение давления в шинах, ни блокировка дифференциалов, ни другие средства. С. ЛРОКОПЧИК, старший преподаватель Высшего военного автомобильного командного училища Рисунок В. ВостриковаЖАТВА ВОДИТЕЛЯОтшумела хлебная страда, и стали известны победители всесоюзного социалистического соревнования тружеников села. Большим праздником для хлеборобов Оренбуржья явился Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении области орденом Ленина. 360 миллионов пудов зерна сдали они государству. Цифра внушительная. За ней стоят напряженные дни и ночи, проведенные в степи механизаторами и водителями — теми, кто убирал хлеб, вывозил зерно с токов на элеваторы.На снимке один из них — Владимир Лазарев. На ЗИЛ-130 с двумя прицепами он брал до 25 тонн зерна. А маршрут не близкий. От совхоза «Буртинский» до Оренбурга 106 километров. По три рейса делал Лазарев за сутки. Это была его восемнадцатая жатва в степном краю. Фото О. ЛандерВПЕРВЫЕ В МОСКВЕЗавод имени Лихачева. Новый лабораторный корпус. Стекло, бетон, металлиличесние конструкции. Здесь проходила специализированная выставка «Автоиндустрия-68». Свыше ста фирм из одиннадцати стран демонстрировали советским инженерам технологическое оборудование, контрольно-измерительные инструменты, приспособления. Специалисты проявили к выставке большой интерес: она предоставила им возможность познакомиться в порядке обмена научно-техничесним опытом с новейшими образцами станнов и приборов, универсальным и специализированным оборудованием для инструментального производства, установками для нанесения лакокрасочных покрытии. Цель «Автоиндустрии-68» — содействовать представителям советских и иностранных деловых кругов в установлении и унреплении торговых связей. Такая выставка устроена в СССР впервые.ФИЛИАЛ МАЗаНачата разработка проекта нового завода — филиала МАЗа в г. Осиповичи Могилевской области. Решение о строительстве принято правительством БССР. На этом предприятии будет сконцентрировано производство прицепов и полуприцепов для тяжелых машин. Здесь же намечено выпускать платформы для различных моделей самосвалов Минского автозавода.КЕМПИНГ «МОЖАЙСКИЙ»открыло Всесоюзное акционерное общество «Интурист» в 16 километрах от Москвы. Расположенный на шести гектарах у Можайского шоссе, кемпинг может принять до 200 автотуристов в комнатах на двух человеи, а также в четырех- и двухместных палатках. Кемпинг предоставляет путешественникам кухню с электроплитами, горячий и холодный душ и другие удобства. Рядом с ним — автозаправочная станция и станция технического обслуживания. Через год здесь же вырастет одиннадцатиэтажный мотель с рестораном и кафе.