ТАК ЗАВЕЩАЛ ИЛЬИЧРассказываем о соединении, история которого связана с именем В. И. ЛенинаПрошло уже много месяцев, а Сер гей Криволапое и сегодня находится под впечатлением того памятного вечера. Он, только начинавший воинскую службу солдат вместе с товарищами по автомобильному подразделению вернулся с тактических занятий, продолжавшихся несколько дней подряд. По лесным дорогами проселкам нужно было быстро доставлять топливо, б ое припасы, продовольствие мдругие грузы для наступающих и обороняющихся частей и подразделений. В те дни впервые молодой водитель по-настоящему почувствовал, как ответственна работа военных автомобилистов, сколько она требует умения, опыта, физической закалки. Понял солдат и другое: он вошел е большую дружную армейскую семью, где воинский долг, интересы дела, законы товарищества — ' превыше всего. Тогда-то ему стал особенно ясен смысл тех слов, с которыми обратился к молодым воинам командир, когда они прибыли в часть: — Дивизия у нас с большим революционным прошлым, с замечательными боевыми традициями, ее история тесно связана сименем великого Ленина. У нас все — от рядового до генерала — гордятся тем, что служат здесь, и стараются с честью выполнить воинский долг, стоять на страже завоеваний Октября — так, как завещал Ильич. Будьте и вы достойными наследниками славы отцов! Сергей с волнением ждал встречи с ветеранами соединения, героями граж данской и Великой Отечественной войн. И вот теперь молодой воин сидел в переполненном зале Дома офицеров, слушал убеленных сединами людей. За их рассказом вставали образы мужественных борцов за Советскую власть. ...Это было 24 февраля 1918 года. Из одиннадцати красных бойцов — водителей автомобилей был сформирован Первый автоброневой отряд при Прези диуме ВЦИК. Задача перед ним стояла ответственная: нести службу в штабе Ок тября — Смольном, охранять Советское правительство, Ленина. Март 1918 года. Командир отряда получает секретное задание — вместе с латышскими стрелками сопровождать поезд «401», в котором Советское правительство, вождь партии и государства переезжали из Петрограда в Москву. Погрузились в вагоны, на платформы. Бдительно несли охрану. О б этом рассказывает воинам старый коммунист Антон Матвеевич Соколовский, один из тех одиннадцати, самых первых. Вот он обводит взглядом зал, всматривается в лица воинов, и перед ним встает его боевая юность. Но он говорит не о себе — об отряде, о своих боевых товарищах. — В том памятном поезде, сопровождать который нам выпала высокая честь, Ленин написал статью «Главная задача наших дней». М ы прочитали ее на следующий день после приезда в Москву — 12 марта 1918 года в газете «Известия», — говорит Антон Матвее вич.— П омнюее до строчки. В ней Ленин говорил, что с 25 октября 1917 года мы — оборонцы. Это значит, что мы долж ны беззаветно защищать, оборонять социалистическое Отечество, Советскую Республику от всяческих врагов. Заветы Ильича стали самым главным для каждого из нас, военных автомобилистов. Один за другим берут слово ветераны — Д . Н. Волков, Е. Н. Архипов, С. А. Пискунов. М ного волнующего услышали в тот вечер их молодые преемники. Как из горстки красных бойцов образо вался боевой автобронеотряд, носивший потом имя председателя ВЦИК Якова Михайловича Свердлова, как отряд громил анархистов вМоскве , как сражался в составе армии С. М . Буденного с белогвардейцами и интервентами... Начинается рассказ об одном из первых героев — бойце Степакове, погибшем в ночь на 12 апреля 1918 года в бою с анархистской бандой. — Схватка была жестокой, — вспоминает Даниил Никифороеич Волков. — Среди тех, кто шел впереди, был Степанов. Тяжело раненный, теряя сознание, он присел у столба. Когда к нему подб ежал товарищ, Степанов с трудом выговорил свои последние слова: «Ну, как, наша взяла?» Героя хоронили на Красной площади. У его гроба склонились красные знамена с черными лентами. Со словами прощания выступил железный рыцарь революции, чье имя теперь носит соединение, — Феликс Эдмундович Дзер жинский. — Нам кажется, — размышляет вслух ветеран, — Д зержинский не мог не расказать Владимиру Ильичу о Степакове, о его предсмертных словах... Мужество автобронеотрядцев, их пре данность Советской власти высоко ценили В. И. Ленин, Я. М . Свердлов, Ф . Э. Д зержинский . На всю жизнь запомнилось воинам-автомобилистам Первое Мая 1918 года. В тот день они вместе с красными латышскими стрелками собрались в Кремле, в круглом зале, бывшем до революции залом судебных постановлений. Сюда, на праздник к ним пришли В. И. Ленин и Я. М . Свердлов. Владимир Ильич поднялся на сцену. Речь его больше походила «а беседу. Владимир Ильич рассказал оПервомае —Комсомолец рядовой Сергей Криволапов — один из лучших водителей дивизии.празднике интернационализма, м ежду народной солидарности трудящихся, вспомнил о том, как он, находясь в эмиграции, отмечал этот праздник с польскими и немецкими товарищами... Встреча свождем вдохновила бойцов и командиров. Они заверили Ильича в том, что не пожалеют жизни для защиты революции. Клятву, данную вождю, воины-автомобилисты сдержали. Их отряд доблестно сражался в составе Первой Конной армии. О н прошел с боями от Воронежа до Майкопа. Его броневики и вооруженные пулеметами автомобили наносили удары по врагу под Бердичевом, Новоград-Волынском, Ровно, Дубно, Львовом. И мя бывшего командира и водителя машины, ныне генерал-майора запаса С. А. Пискунова хорошо известно вди визии. Его боевые подвиги, с овершен ные в первые годы Советской власти, отмечены тремя орденами Красного Знамени. Вот один из эпизодов. Броневики, командирами и водителями которых были красноармейцы Пискунов и Дамбит, преследовали деникинцев, разгромленных под хутором Волошино. Впереди показались два танка. Они стояли с открытыми люками, экипажи расположились рядом. Пискунов и Дамбит прибавили скорость. Увидев броневики, деникинцы приняли их за своих. Когда машины подошли совсем близко, белогвардейцы кинулись к танкам. Но было поздно. Пулеметчик Лылин первой очередью сразил четверых. Остальные подняли руки. Когда их обезоруживали, пулеметчик Катона заметил на дальнем холме ко -4