ФЕВРАЛЬФевральские дни, как известно, теплом не отличаются. Но автолюбитель, даже если его машина на приколе, не сидит без дела. Один всю свою энергию отдает поиску «обезьянки» (или «чертика»). Весной он подвесит ее на ниточке перед самым своим носом, на зеркало заднего вида. Пусть удивляется пешеход и завидуют водители. Другой смастерил указатели поворота оригинальной конструкции. И теперь мучительно размышляет, куда бы их установить. Между тем весна не за горами. И если ваш автомобиль не так уж молод, пора подумать, что в нем надо подлечить к предстоящему летнему сезону. Плохо приходится тем «счастливчикам», которым удалось пристроить машину в опасной близости от дома, т. е. в пределах досягаемости при снегометании. Это может сделать неотвратимой встречу с квалифицированным жестянщиком и отодвинуть плановые ремонтные работы. Но будем оптимистами, будем надеяться, что ничего такого с вашей любимицей не случится. Обратимся к более закономерным заботам. Прежде чем приступать к серьезному делу, полагается проконсультироваться со специалистами. Бывает ведь так. Консультант-доброволец по техническим вопросам слывет авторитетом. Брови кустятся, глаза сквозь очки посверкивают умно и доброжелательно. Наконец-то настоящий специалист, а не из тех, кто, налегая животом на крыло, умиленно глядел на слесаря да расплачивался. И автолюбитель не без робости спрашивает: — Не пора ли у мотора заменитьслушайте дурацких советов. Поверьте опыту инженера... А что, задумывается автолюбитель, разве в этой мудрой осторожности не чувствуется великая сермяжная правда? Но через несколько дней судьба сводит его с другим крупным специалистом. И этот слывет авторитетом. Брови кустятся, глаза сквозь стекла очков посверкивают умно и доброжелательно и т. д. — Скажите, пожалуйста, — обращается к нему наш автолюбитель, — у меня мотор постукивает, думал разбирать, да говорят, лучше не трогать — сломаешь, растеряешь, хуже сделаешь. Боже упаси, говорят, мотор вскрывать. • Ерунда! Не слушайте — дурацких советов! Если в моторе посторонний, угрожающий стук, бегите к механику. Посоветуйтесь и, коль нужно, немедленно приступайте к разборке. Помните первую заповедь автомобилиста: устраняйте неисправность, пока она не вызовет другие, иногда уже непоправимые повреждения. «Это по мне», — просветленно думает автолюбитель, и у него начинает выкристаллизовываться мысль: надо менять вкладыши у моего «Москвича». Коренные вкладышы изнашиваются очень медленно, и обычно их нужно менять не раньше чем после 100 тысяч километров пробега. Но те, у кого чешутся руки, делают это раньше. После такой преждевременной самодеятельности никакого улучшения в работе двигателя не обнаруживается. Шатунные вкладыши меняют примерно через 60 тысяч. Вкладыши дешевы (комплект стоит три рубля), но замена их очень канительное занятие. Конечно, хочется поездить без замены и дольше положенного, однако это не всегда благополучно кончается. Для первой замены рекомендуются вкладыши номинального размера. Но ведь есть и уменьшенные на 0,05 мм. Заманчиво. Вы ставите уменьшенные. А после этого вал двигателя почему-то еле-еле удается прокрутить пусковой ручкой. Душу одолевают сомнения: приработаются или не приработаются? Скептики мрачно предсказывают — не приработаются, поплавятся. Оптимисты подбадривают — приработаются, прижгутся немного, еще лучше будет. Мотор уже собран, поэтому охотнее слушают оптимиста. Стук в двигателе обподшипники отличаются от первого стандарта. Нужные сведения в этом случае вы найдете в книге «Автомобиль «Москвич» модели 407», написанной группой авторов, под редакцией А. Ф. Андронова и выпущенной издательством «Машиностроение». Кстати, без этой книги вам все равно при ремонте не обойтись. Так вот, два комплекта обеспечат возможность маневра, то есть будет легче получать необходимый диаметральный зазор 0,0250,076 мм между шейкой и вкладышем. Как его измерить? В авторемонтных предприятиях для этого пользуются большими микрометрами и определяют диаметр шейки вала. Но у вас только маленький, и можно поступить так. Подберите при помощи микрометра подходящей толщины фольгу от конфет, упаковочную целлофановую пленку и т. п. Отрежьте прямоугольную пластинку, положите ее на уменьшенного: размера вкладыш нижней крышки ша туна и затяните гайки стяжных болтов. Допустим, что с пластинкой фольги толщиной 0,05 мм шатун зажмет шейку коленчатого вала. Значит, разговоры об уменьшенных вкладышах отпадают и необходимо поставить вкладыши номинального размера. Если же шатун зажмет шейку только при пластинке толщиной, скажем, 0,08 мм, то можно ставить уменьшенные вкладыши. Если уже принято решение менять шатунные вкладыши, резонно (при достаточных основаниях) подвергнуть ревизии поршневые кольца. Ну, а поскольку с двигателя снята головка блока, есть смысл заодно притереть клапаны. Впрочем, и при всех других обстоятельствах инструкция рекомендует притирать клапаны через 25 тысяч километров пробега. Некоторые беспечные механики сначала снимают головку блока, а уж потом спохватываются, что новых деталей они не запасли. И пока машина с разоренным двигателем стоит сиротливая и неприкаянная, хозяин бегает в магазин или по приятелям в поисках запасной прокладки под головку блока. Кроме такой прокладки, перед притиркой клапанов надо приготовить резиновые колечки-сальники для клапанов, выпускные клапаны, пружины, запорный сухарик и пробковые прокладки под клапанные крышки (одна большая и две маленьких). Крохотные колечки-сальники, устанавливаемые в подпятниках пружин, хоть они стоят копейки, раздобыть довольно трудно, но необходимо, потому что старые колечки пропускают масло. Старые клапаны в большинстве случаев вполне пригодны, однако притирать их без предварительной шлифовки фаски головки нежелательно, а иногда и нельзя. На притирку нового или шлифованного клапана уходит всего тричетыре минуты. А с притиркой старых нешлифованных клапанов, бывает, приходится возиться целый день. К тому же при этом можно повредить гнезда в головке блока. Итак, если в феврале вы успели «подновить» двигатель (разумеется, при необходимости), то можете считать, что как автолюбитель весьма плодотворно использовали этот самый короткий в году месяц. И первая весенняя капель вас врасплох не застанет. М. ГИНЦБУРГ Рисунок М. Каширинавкладыши шатунов? Как будто уже постукивают. — Мотор хотите разбирать?! Ни в коем случае! Ничего никогда не разбирайте, пока работает. Не нарушайте взаимную приработку деталей. Боже вас упаси разбирать собранное на заводе. Там мастера. Сломаете и растеряете детали, только хуже будет. Не Начало — в № 1 «За рулемнаруживается при пуске или через несколько дней. Нельзя гадать в тех случаях, когда можно воспользоваться авторитетным языком чисел. Для ремонта желательно купить сразу оба комплекта вкладышей — номинальный и уменьшенный на 0,05 мм, при условии, что после цифр номера, выбитых на блоке двигателя, нет буквы «HI». Эта буква говорит, что в двигателе шатунные20