СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - АВТОМОБИЛИСТУ всех на слуху названия автодорожных вузов — М АДИ , Х АДИ , многим известны такие автомобильные вузы, как Московский автомеханический институт (ныне Российская академия транспорта), столичный технический университет (бывшее МВТУ). Но уверены — далеко не все знают, что автомобильных инженеров готовили в Казанском авиационном институте. О непростой судьбе автомобильного факультета КАИ поведал его выпускник А. С ОЛОПОВ . Сегодня можно только удивляться, как далеко смотрел государь император, трудясь на ниве просвещения российского . Созданный его высочайшим решением Казанский императорский университет дал обильные всходы — и менно от него берут свое начало заслуженно ставшие знаме ­ нитыми медицинская , химическая, математическая школы . Из университетского отделения аэродинамики произрос и авиационный институт. К АИ — фирма серьезная. Ее выпускники имеютотно ­ шение практически ко всему летающему, что произведенов нашем Отечестве. Эпоха гласности добавила вгалерею знаменитых выпускников закрытые преж ­ де имена из авиационной иракетнокосмической отраслей. Учат здесь дол ­ го — почти шесть лет — и качество под ­ г отовкиинженеров оценивается на фир ­ мах весьма высоко. Репутация казанской авиационной инженерной школы складывалась многиегоды . Появившийся в апреле 1970 года приказ министра высшего и среднего специального образования РСФСР об орга ­ низации вКАИавтомобильного факультета особого удивления не вызвал: на имеющейся базе общетехническойподго ­ товки можно обучать инженеров почти любого профиля, а потребность именнов автомобильных выглядела очевидной — основанием для приказа стало постановление союзного Совмина «О первичных мероприятиях, связанных со строительством Камского автомобильного завода». Впрочем, автомобильная тематика ипрежде не была чуждаместным специалистам. И меннов трубе кафедры аэродинамики до самого последнего време ­ ни продували новые моделисокрест ­ ных автозаводов. Читаемая «самолетчикам» строительная механика летательных аппаратов легко адаптируется к задачам автомобильным, а уж что касается двигателей, тут упоршневой авиации такой наработан опыт... Созданный факультет ипрофилирую ­ щая кафедра быстро обрастали собственной базой, в чем несомненна заслуга КамАЗа . По его титулу (есть такое выр ажениеу строителей) был возведен новый учебный корпус , богато оснащена лаборатория. За годы существования факультета его окончили свыше 1200 человек. Вып ускникиКАИ работают сегодня на автозаводах в Тольятти и Ульяновске, Горьком иИжевске , М инскеи Елгаве, Миассе и Нефтекамске. Кстати, Н. Самодуров — д иректор теперь ужезарубежного РАФа, окончивший автофакультет КАИ, принимал бразды правления у В. Боссерта, ставшего в свое время первым избранным директором завода. Так вот, Виктор Давыдович тоже «каист», хотя и не автомобильный. А ужв Набережных Челнах самая высокая концентрация инже ­ неров, для кого факультет автомобилестроения Казанского авиационного стал альма-матер. Но в 1986 году факультет прекра ­ тил свое существование. Тому виной нек оторые процессы внутри самого института. Ф ормальнойже причиной был назван «выход на проектную мощность» политехнического института в Набережных Челнах. Д овод этот представляется сомнительным. Безусловно, и сам КамАЗ , и Набережные Челны бурно развиваются и, соответственно, н уждаютсявпритокеруководителей . Но ведь одно из главнейших качеств, о пределяющихинженера , — к ругозор . В сугубо «прикладных» вузах, ориентированных на удовлетворение насущных нуждконкретного завода, этим заводом кругозор зачастую иограни ­ чивается. Что уж говорить о создании школы... А ведь вКАИ она уже начала складываться. На кафедру собрались энтузиасты автомобилизма, и меющие пусть авиационный, но прежде всего обшир ­ ный инженерный опыт. После ликвидации факультета в Челны они не поехали, а вернулись на прежние места работы. Но, п охоже , нам придется стать свидетелями «повторных родов » . Если первый раз споспешествовал сам союзный Совмин, то теперь институту предстоит напрягаться водиночку , расплачиваясь, в прочем , за свою недальновидность. Итак, с одной стороны, конверсия ощутимо сократила объемы авиапрома, а значит, нет потребности втомколи ­ честве специалистов, к акое готовили раньше. £ то же время автомобилизация страны развивается. П омимо расширения производства, она тянет за собой огром ­ н ую инфраструктуру, н уждающуюсяв специалистах, глубоко знающих автомобиль,—эксплуатация, р емонт , д орожная полиция и т. д. К рометого , Казанский авиационный как таковой перестал существовать трансформировавшись впрошлом году в технический университет. Причины те же : «авиаторов» н ужно меньше, а база обще ­ и нженернойподготовки дает возмож ­ ности широчайшие. У же три года, как на факультете «Двигатели летательных аппаратов» п о целевым заявкам предприятий восстановлена специальность «Двигатели внутреннего сгорания». Поставлен вопрос об ор ­ ганизации курса «Автомобили и тракторы» на факультете «Летательные аппараты». Если это произойдет , то второе рож ­ дение автомобильного факультета про ­ изойдет почти наверняка. Как и большинство советских вузов, Казанский авиационный выпускал специалистов широкого профиля. Н едаром среди них есть писатели, актеры, м узыкан ­ ты идаже ученые, занимающиеся фундаментальными исследованиями. Но главный его продукт — и нженеры . От кон ­ с трукторов , г енерирующих высокие идеи, до мастеров, тянущих лямку нашего нер итмичного производства. Они успели создать себе неплохую репутациюив автомобильной отрасли. Сумеет ли казанская автомобильная школа заявить о себе так же , как и авиационная? Пож елаем ей успеха!ЗА РУЛЕМ 6 94ГИГАНТ ДЛЯ НЕРЮНГРИРедкий шофер достанет пальцами до края колесного обода этого автомобиля. Необъятен и широк его 110 - к убовыйкузов . Не всякий пред ­ ставит себе, что рабочийобъемегодвигателя , к аку 110 « ж игулей » . В недрах Якутии немало природ ­ ных чудес, а чтобы добраться до них, п онадобилось это чудотехники . В прошломгоду на Нерюнгринскомугольномразрезе началась опытная эксплуатация суперсамосвала БелАЗ7 5501 , к уда он былдоставленпо частям и собран. (Подробно журнал об этоймашинерассказывалв № 10 за 1991 год . ) Самосвал действительно уникален, д аже если оценивать его технический уровень мировыми мерками. Он — полноприводный с электрической трансмиссией и мотор-колесами постоянноготока . Рама — с очленен ­ н ого типа. П одвеска всех колес — г ид ­ ропневматическая. Силовой агрегат установлен поперек машины впереди передних колес. Двигатель — 12-цилиндровый дизель мощностью 3150 л. с./2318 кВт. С коростьмаши ­ ны — д о 40 км / ч , г рузоподъем ­ ность — 280 тонн, длина — 15,25 м , ш ирина — 8 м , в ысота — 6,75 м . Под кабиной водителя, пол которой на высоте 4,4 м от грунта, находится машинное отделение. Вертикальный шарнир поворота машины расположен за передними колесами. Шины не только задних, но и передних колес у БелАЗа — сдвоенные, диаметром почти 3,5 м. Над задней осью видны пневмогидроцилиндры подвески. Под кузовом на шарнирах подвешены штанги камнеочистителей. Фото В. Саяпина (ТАСС)