12
13
14
ОЛАЗ» ОТ «БЕРТОНЕ»гшЩ$ж-ШШ( с м . ЗР, 1991, № 1). О днаконасколько «девятка» б олее угловатая! Д ругое направление деятельности ку ­ зовщиков: автомобили-прототипы (конц епт - к ары ) — это якобымашиныбуду ­ щ его , часто простомакеты , к оторыедолж ­ ны привлечь заказчиков-автомобилестроителей. Но есть имашины , к оторыекузов ­ ная фирма собирает для продажи . О ни — с амые что ни на есть настоящие, но предназначены для истинных ценителей . Это — не ширпотреб : вероятность, что так уюже купил ваш сосед, очень мала. Полагаете, речь идет непременно оскоростной , с портивной машине? З аблуж ­ даетесь: р ука мастера способна сотво ­ рить и вполне утилитарный автомобиль — н апример , д жип . С таким нам дове ­ лось познакомиться . «СКАЛОЛАЗ» — НА ЗАКАЗJ*3!P'«Бертоне-Фриклаймбер-2(?Ь> совсем ещемолод : начало выпуска — сентябрь 1992 года . М есторождения — Италия, а национальную принадлежность определить трудно : ходовая часть итрансмис ­ сия — от японскогоджипа «ДайхатсуФ ероца » , двигатель — н емецкойфирмы БМВ, а кузов — итальянский. « Ф риклаймбер » (в переводе — «скалолаз») д елают на заказ, с предоплатой , к ак принято говорить у нас. «Бертоне» планирует выпускать не более 10 000 машинвгод , в зависимости от количества зака ­ зов. Цена, если перевести лиры вдоллары , — о коло 23 000. Машина, к оторую делают в сотрудничестве с «Дайхатсу», внешне очень похо ­ ж а на джип « Ф ероца » , от которого позаимствована ходовая часть. О тличают « ф риклаймбер » п ередняя панель, четыре круглыефары вместо двух квадратных и большая эмблема «Бертоне». В целомдизайндовольнолаконичен , но пропорциисоблюдены , и ни одна линия не «травмир ует глаз». Никаких особых украшений нет. Собственно, искусство дизайнераи заключается ввыборепропорций , а отнюдь не в украшательстве. Единственное, п ожалуй , излишество —Есть швейные фабрики , а есть дома моделей, которые шьют одежду малыми партиями — на первый взглядтакуюже , к акфабричная . Но приглядитесь : к остюм ­ чик чуть элегантнее, сидит лучше, однак ои стоит дороже , ч ем согревает тщеславие владельца. В автомобильноммиретоже существ уют «дома моделей » . О произведенииодного из них — в ездеходе «БертонеФрикпаймбер-2Р,Ь> — наш рассказ. М аши ­ на была предоставлена для редакцион ­ ных испытаний итальянской фирмой ЕТД. ГДЕ ТЕПЛО — Т АМ ДИЗАЙНЕРОВ МНОГО Самые известные кузовные фирмы обосновались в Италии. Сильны тради ­ ц ии : страна знаменитасвоимихудожни ­ к ами , р емесленниками (в средние века эти края славились рыцарскимидоспеха ­ ми). М ощной автомобильной промышленности на протяжении десятилетий тре ­ бовались первоклассные дизайнеры — к узовщики , а спрос, как известно, р ожда ­ ет предложение . Д аи теплый климат способствует творчеству. К узовныефирмы разрабатывают по зак азамавтомобилестроителей внешний вид машины, интерьер, подбирают цветовую 12 ЗА РУЛЕМ 6/94• • '',>v--:V -••-'"*•••... : г аммуи т. п. Ф ирма «Бертоне», н о ­ сящая фамилию основателя — и звестногодизайнера , с проектировалакузова для «Ситроена-ХМ» (ЗР, 1992, № 7), « Ф ИАТX 1/9», «Лянчи-Стратос», «Волво-780», м ногихдорогих спортивных машин . На российских дорогах легче всего увидеть чешскуюмашину « Ш кода - Ф а ­ ворит», чей кузовтожеразработану Бертоне. Она очень похожа на ВАЗ 2109 — так, что издалека не отличишьЕсли включить привод передних колес, то можно взобраться по лестнице. В передней части крыши — вентиляционный люк. Боковые стекла опускаются электродвигателями (передние) или открываются как форточки (задние). Зеркала тоже с электродвигателями. накладки из темно - к расной пластмассы на задних стойках кузова. Стоп-сигналы? Нет — все фонари утоплены вбам ­ пере, а на стойках — д екоративные элем енты . П одобными « о бманами » отличались американские машины в конце пятидесятых годов . П ереднюю часть крышиможнопри ­ поднять, п од ней большойлюк : высунуться из машины нельзя, но вентиляция хорошая . Задняя часть крыши — съемная. (Она — стальная, у некоторыхджипов — пластмассовая.) Крепят ее двенадцать винтов, для которыхв наборе инструмента есть удобныйключ — что-то вроде отвертки стрещоткой , о днакоможно обойтись и без него . ( З аметим , что комплект инструмента способен вызвать зависть у владельцев «жигулей».) Стекло задней двери — т оже съемное (еще четыре винта-«барашка»). Придется также отвернуть поводок «дворника». Все операции заняли околосороками ­ нут, о днако учтите: проделывали мы их впервые, а инструкция была на итальянском языке, к оторого , увы, не пон имаем . П о - в идимому , м ожно управиться и вдвое быстрее. В Италии продается складной матер ­ чатый верх, к оторыйлегко установить вместо стального. В прочем , это, наверное, не обязательно: по отзывам наших девушек, в открытоймашине приятнее! СТРОГО И СО ВКУСОМНАШЕ ЗНАКОМСТВОкраски — «металлик»). Как видим , для зак азного автомобиля гамма невелика, но за дополнительную плату машину можно окрасить в два цвета (серый в сочетании с остальными названными выше — всего четыре варианта) и в три цвета (два варианта). Интерьер тоже лаконичен. Нет доро ­ гих материалов, дерева икожи , только пластмасса и синтетическая ткань. Сидеть на ней приятнее, зато при езде по пыльным дорогам ее придется периодически «пылесосить». Бросился в глаза ворсистый ковер на полу — по нашим понятиям, для джипа он не годится. Еще обинтерьере : для пассажиров — у добныепоручни , чтобы держаться «на ухабах». Стекла слегка тонированы. Пер ед глазами водителя — большие цифер ­ блаты обычных стрелочных спидометраи тахометра. Посредине панели — вольтметр, часы и указатель крена кузова. Д изайн циферблатов — ф ир ­ менный, о чем напоминает эмблема «Бертоне» — буква «Б». В целом — никаких «космических навор отов » : п ростенькои со вкусом . Крыша стальная, но нетяжелая. Можно снимать и ставить на место хоть каждый день. ния можно включить и понижающую передачу. Нам это пришлось сделать на снежной целине. В дорогом варианте (его индекс -Ri), к оторый был у нас, к роме таких полезных дополнений, как электростеклоп одъемники , спинка заднего сиденья, состоящая из двух половинок, и т. п., установлен дифференциал заднего моста с повышенным трением, который не даст машине буксовать, если, н апример , о дно колесо на льду, а другое — на сухом асфальте. У «Нивы» т акого устройства нет, но водитель может заблокировать меж ­ осевой дифференциал. Эффект, с корее всего, будет такимже : машина тро ­ нется.Цветовая гамма — п редмет особой заботы дизайнеров. Нынче вмоде приглушенные тона, поэтому «Скалолаз» одет неярко , в серый, темно-синий, черный (точнее, очень темный серый), т емно - з е ­ леный или темно-красный костюм (всеПоездка в открытой машине при хорошей погоде — большое удовольствие. Когда крыша снята, пассажиров защищают дуги безопасности. Запасное колесо не занимает места в салоне, при необходимости всегда «под рукой», однако и украсть его очень просто. « С КАЛОЛАЗ » ПРОТИВ «НИВЫ»SSfcИ ЛЕГКОВУШКА, И ВЕЗДЕХОД Хотя шины сдорожным , а не специальным рисунком , автомобиль легко идет по снегу, грязи, преодолевает ухабы иподъемы . Включив передний мост, гоняли на скорости 60 км / ч по льду замерзшего водоема, почти как по асфальту. А на шоссе — ощущение, что едешь влегковой машине, п ричем она разго ­ няется итормозит лучше «Нивы» и заднеприводных «жигулей». Д ажесвклю ­ ченным передниммостомв салоне нам ного тише, чем в «Ниве», и ничто не вибрирует. Сидишь так жевысоко над доро ­ гой — п ожалуй , д аже повыше, чем в «Ниве». Боковое окно кажется огромным — непривычно. А вот забираться на заднее сиденье «Нивы» п роще , к томуже во « Ф риклаймбере » при этом сбивается регулировка передних сидений. Сзади не то чтобы тесно, но места немного — хотелось бы побольше ( п одобныеощущениявозникают , когда садишься в «Москвич2140»). Самый существенный недостаток — на заднем сиденье холодно ног ам : поток воздуха от «печки» туда не добирается. Ремни безопасности приходится доставать откуда-то из-за спины, а открытаяБлижайший отечественный аналог «Скалолаза» — «Нива». Рабочий объем двигателя у них одинаков — 1600 см , но иностранец — м ощнееидинамичнее : 100 против 80 л. с , р азгон до 100 км / ч — 15,8 с (ВАЗ-2121 — 23; ВАЗ-2106 — 16). Разумеется, двигатель оснащен системой впрыска топлива. У легкового БМВ-3161 мотор почти такой же , но максимальный крутящиймомент 141 Н • м при 4250 об / м ин , у «Бертоне» — 181 Н • м при 2750 об / м ин , а у «Нивы» — 121,6 Н • м при 3000 об / м ин . П риводим эти числа, чтобы показать, что при малых оборо ­ тах двигателя ( р ежимдвижения по без ­ д орожью ) м омент и, соответственно, тяговое усилие на колесах джипадолжны быть больше, ч емулегковоймашины . Зависимость жекрутящегомомента от «оборотов» у двигателя « Ф риклаймбера » такова, что он легко приспосабливается клюбым условиям движения : это мымо ­ ж ем засвидетельствовать. К оробка передач, естественно, пятиступенчатая. Рядом с ее рычагом управления еще один — р аздаточнойкоробки . В отличие от «Нивы» у «Скалолаза» постоянно включен только задний мост, передний приходит на помощь по воле водителя. В тяжелых условиях движе -Двигатель немецкой фирмы БМВ, система впрыска топлива — «Бош-Мотроник». 4 За рулем № 613 О сновные технические характеристики « Б ертоне - Ф ри клан M6ep-2Ri» О бщие данные: п олноприводный автомобиль повышенной проходимости с отключаемым передним мостом; количество мест — 4; количество дверей — 3; снаряженная масса — 1355 кг ; полная масс а — 1750 кг . Эксплуатационные показатели: максимальная скорость — 150 км / ч ; разгон с места до 100 км / ч — 15,8 с; минимальный радиус поворота — 5,5 м; расход топлива: при 90, 120 км / ч , в городском цикле — 8,3; 11,7; 10,6 л / 100 км . Запас топлива — 6 0 л. Д вига ­ тель: б ензиновый , ч етырехцилиндровый , с впрыском топлива; рабочий объем — 1596 см1 ; степень сжатия — 9; мощность — 100 л. с./73 кВт при 5800 об / м ин ; наибольший крутящий момент — 128 Н- м при 2750 об / м ин . Трансмиссия: к оробка передач — пятиступенчатая; передаточное число понижающей передач и — 1,754; дифференциал повышенного трения. Подвеска: передняя — п ружиннаяспоперечнымирычагами , задняя — рессорная. Т ормоза : с усилителем; в пере ­ ди — д исковые , сзади — барабанные. Ш и ­ н ы : 225 70R15.к рышка вещевого ящика упирается вко ­ лени пассажира. П о - в идимому , к онструк ­ торы посчитали все эти недостатки нез аслуживающими внимания: ведь джипы предназначены для людейспортивного склада, энергичных, у которых не пор ­ тится настроение из-за небольшого диск омфорта . А уж наши автомобилисты и вовсе не избалованы, к мелочам не придираются . По сравнению слегковыми , во многих вездеходах при движении задним ходомобзор затруднен — н ужно пользоваться боковыми зеркалами, и « Ф риклаймбер » — не исключение . Рослому водителю за рулем «Нивы» у доб ­ нее. О днако , обменявшись мнениями , з аключили , что «Бертоне» — к омфорта ­ бельнее, а ездить на нем — легче и приятнее. НЕ ТОЛЬКО ГУРМАНАМ изменяи дажеСпинки сидений сейчас опущены. Боковые окна — очень большие. Угол наклона рулевого колеса можно регулировать. На приборной панели минимум клавишей: освещение включается поворотом рычага на рулевой колонке. л ичнуюжизнь владельца. О личной жиз ­ ни скажем честно: не успели почувствовать улучшений, а вот стиль вожде ­ ния и правда стал другим . Если первуюбольшую яму на асфальте хотелось по привычке объехать, да коллега, сидевший рядом , о тговорил , то потом начал сме ­ ло летать по ухабам идаженарочно выискивал места, г дедорогапохуже . Д жипыв Западной Европе — у рыбаков, туристов, л юбителей покататься светерком по песчаным дюнам и, как говорится, предназначены для особых категорий автомобилистов. М ашина «от Бертоне» — лишь для гурманов . О бычно такая — вторая или третья в семье, для особых случаев. Но у нас, где даже на улицах столицы ямы и ухабы, подобная подойдет, п ожалуй , на каждый день. Д . ПОСТНИКОВ 1675Вольтметр, указатель крена кузова, часы. Дизайн циферблатов — фирменный. Фото В. Князева и В. Крючкова ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ В ДВУХ СЛОВАХСочетание комфортабельностилегко ­ вого автомобиля спроходимостью вездехода. Съемная крыша . Привлекательные внешний оформление интерьера. вид и«—»Плохой лона. обогрев задней части саетГоворят, езда на вездеходах стиль вождения , поведениеН еудобно садиться на заднее сиденье, пользоваться ремнями безопасности.«Бертоне - Фриклаймбер2Ri» на 6S мм длиннее ВАЗ-2121, на 60 шире и на 80 выше. База «Нивы» больше на 25 мм (над дробной чертой указан размер спереди, под ней — сзади).ЗА РУЛЕМ