42
43
'Mai.«_~ „ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМНачало лета для автолюбителя, если его существование не отягощено заботами о своих шести сотках (кто-то еще издевательски называет их «дачей»!),— самая благодатная пора. Давно известно, что фермерские заботы нормально сочетаются лишь с новой, крепкой машиной, требующей минимального внимания: заправил — поехал! Когда же авто готово рассыпаться под тяжестью единственного мешкас картошкой, оно превращается в источник постоянных конфликтов междумужемиженой . Публикуемые ниже заметки Э. К ОНОПА вряд ли помогут их избежать, но, по крайней мере, подскажут, как использовать пребывание на даче с пользой для машины. Заглянув подмашину после зимних «испытаний», вы увидите немало такого , от чего основательно испортится настроение. Д ыры , п роеденныекоррозиейвпо ­ лу, л онжеронах , усилителях, п орожках — п очем сейчас сварочные работы? А тут еще детали подвески ! За какую ни возьмешься покрепче — всюду люфты, в сюду явный износ : и змочаленныерезин ­ к ив сайлент-блоках, в креплениях штанг или рессор . А им подпевают «севшие» п ружины , выработавшиеся втулки , к апающеесамортизаторов масло... Ничего не поделаешь — надо чинить. Ведь лето, как ни ласкает онотеплом , для автомобилиста во многом опасней дажезимыс ее снежными заносами игололедицей . Во-первых, з имой ездит тот , к тохудо - б едно ездить все жеумеет . Исключение — лишь курсанты автош кол , б едолаги , к оторых учат плавать, ш вырнувв воду, и солдаты - п ервогодки , то есть вчерашние курсанты . В последние годысюда добавилась еще одна, д овольно страшная, п рослойка «мастеров» руля — наша новоиспеченная «элита», п окупающаяпрестижныеино ­ м арки . Остальные людизимой ездят нормально. Во-вторых, л юдисголовой — в массе своей — ездят зимой все-таки потише , а вот летом... П оложаруку на сердце : м ного ли у вас знакомых , к оторыепо пути на дачу или рыбалку хотя бы раз не бросили вызов другим « а втогонщи ­ к ам от сохи»? Ничто человеческое нам не чуждо, поэтому летом каждый норовит ехать кудабыстрей , ч емпозволяютего реальные таланты! К ритически относиться к собственным действиям дано, к сожалению, немногим. В-третьих, з имой на дорогахавтомоби ­ лей все жеменьше , ч емлетом . Часть стоит на приколе : хозяева, б ерегущиемашиныи напуганные гололедицей , ж дут весны, чтобы включиться в азартные до ­ р ожныеигры . Таких подснежников надо остерегаться. О ни , увы, чаще других активно создаютаварийную обстановку. Итак, от чеговпервуюочередьза ­ висит ваша безопасность на дороге , если считать, что опыта иумавтрезвойголове достаточно? М ногиеговорят , что от везенья: в округ ведь разныелюди . Не ты — так тебя... Справедливо. П оэтомупервое правило водителя — п ом ­ нить, что рядом едет кто-то, на чье умениелучше не полагаться. Так — верней!.. ...Ну, а от чего еще? О т состояния вашей машины : ее прочности , у стойчи ­ вости, л егкостии точности управления, н адежностии эффективности тормозов . О б устойчивости автомобиляподробно рассказано в целой серии статей, поэтом у здесь касаться ее не будем . П ого ­ ворим о других проблемах. Д лячегонужны тормоза, ответит иребенок . И все же? В спомнимодин из парадоксовзимы — к огдаподколе ­ сами очень скользкая дорога, даже самые слабые тормоза сразу блокируютколеса : те идут юзом , делая автомобиль неуправляемым. «Мертвые», мощные торм оза здесь не нужны , д аже опасны. З имой зачастую спокойней едет тот, у ко ­ го, в основном, работают передние торм оза : автомобиль менеесклоненприторможении сразу войти в занос. На льду искользком от грязи асфальте даже деликатнейшее торможение одним лишь двигателем требует внимания, чтобы и тут колеса не пошли юзом. Н аконец , при столь низком сцеплении шинсдорогой «неравенство» л евогоиправоготормозов сказывается слабо — все равно колеса пойдутюзом ! А что будет летом? Сцепление шин с чистым сухимпокрытиемпрекрасное — ш ирокое , п рямое шоссе так и соблазняет «притопить». Тут-то слабые тормоза42ЗА РУЛЕМ6/94 и могут подвести. К огда вы вместе спото ­ к ом транспорта мчитесь со скоростью за сто, не дли Бог, чтобы впереди несколько «гочщиков»-пенсионеров, не поделив дорогу , устроили свалку! Вы жме ­ те на тормоз , а машине нипочем — летит, как ракета. Или неожиданноирез ­ к о уходит всторону — х орошо еще, если в чистое поле. Словом, хорошие тормоза нужны именно летом. Наконец, прочность автомобиля... К у ­ зов при отсутствии явных воздействий извне (удара при аварии, при наезде на неровность дорогии т. п.) сам по себе пополам , слава Богу, не ломается. Но вот некоторыеего важные детали... На старых, потрепанных «Жигулях» о дно из таких «слабых» мест — к ронштейнкреп ­ ления поперечной штанги в задней под ­ веске. Чаще всего ломается он вследствие усталостных нагрузок при лихой езде по нашимгоре - д орогам . Восстанавливают егообычносваркой . Если сделать, как говорят, п о - у мному , то после этого автомобиль может прослужить де ­ сяток лет. Если же , как некоторые , сварить «на совесть», что в наших краях значит — усилить парочкой швеллеров, то вскоре настанет день, к огда усиленный кронштейн оторвется вместе скуском пола багажникаидругимиде ­ талями кузова. Ведь все «железо» здесь основательно изъедено ржавчиной и, в озможно , ослаблено трещинами . К огда такое случается на ходу, никто не сможет поручиться за благополучный исход! Задний мост почти освобождается вбоковом направлении, стремясь скольз ­ нуть всторону на первойжекочке или на повороте — тогда автомобиль может выйти из-под контроля . Владелец древнего «Жигуля», в ыпущенного лет .двадцать назад ипрошедшегонесколько сотен тысяч километров , п росто обязан об этом помнить . Еще опасней поломки деталей пер еднейподвески , тяг и их элементов врулевом управлении. Д овольно часто на старых машинах случаются поломкилонжеронов , стоек, балок подвески , у многихломаются силовые болты, лопаются пружины , р ессоры , т орсионы , стабилизаторы... П родолжать перечисление? Вижу, вы и так в ужасе. Д а , старая машина требует немало усилий для поддержания ее в «боевом» состоянии. В развитых странах это давно определили иточно знают, к огда автомобиль выгодней отправить на свалку. Нам, к сожалению , д о этого еще очень далеко. Остается чинить, а точнее, восстанавливать. И чем заниматься впервуюочередь , к аждый решает сам. П редположим , по пути на дачу вы определили , что тормоза работают неважно и надо с ними разобраться не откладывая. Самое трудное на своих «шести сотках» — выкроить на это время . Тут каждый хитрит по-своему. Н апример , вы убеждаетеженуи ее подругу отдохнуть, отправиться в лес за ягодами . Сами же остаетесь — «красить забор » ! П отомзо ­ вете соседа, бедолагу стакимжегни ­л ымлимузином , — и быстро-быстро про ­ качиваете тормоза . Если не помогает , начинаете что-то менять — уплотнения, шланги и т. п. Иные, не без оснований считая, что от таких упражнений толку мало, сразу заменяюттормозные цилиндр ы на новые — это, м ол , верней. Обращаться за помощьюк соседу не стесняйтесь — завтра он придет квам : полуось, м ол , загудела или «искра ушла»... Вообще говоря , на даче чинить маши ­ ну одно удовольствие — лишь бы не копать грядки . Вспомните, удавалось вам когда-нибудь толком починить или отре ­ гулировать ее дома , в городском дворе? Едва откроете капот, в округ начинают собираться праздношатающиеся гражда ­ не — и каждый со своим советом . В итоге, собрав карбюратор или стартер, вы обнаруживаете, что сэкономили кучу деталей. Но у дачной жизни своя специфика. Тут кругомприрода , а не серый асфальт. Как-то приятель, кстати говоря, опытнейший автомобилист, пригласив соседа, менял посреди лужайки маслоотражатепьные колпачки на своей «семерке». Д о ­ шло дело до «рассухаривания» (наверное, термин разъяснений не требует) — и тут один сухарик, звонко щелкнув и сверкнув в солнечных лучах, улетел далеко в траву. Оценив красоту полета, хозяин сразу сообразил, что найти детальку — чистая утопия. На машине приятеля съездили на авторынок, там ухитрились купить дефицитную деталь. Правда, потеряли полдня... Вывод: в дачной обстановке не спешите без особойнужды затевать работу, п рикоторой есть риск потерять деталь — м аленькую , но такую , без которой не уедешь . Попробуйте-ка обойтись без жик ­ лера вкарбюраторе или без клапана в бензонасосе! Если все же разобрать узел надо — делайте это очень осторожно . Тут есть своя «техника безопасности». Н апример , если у вас под ногами щелястый пол или гравий, застелите егобрезентом , рубероидом, бумагой. Д ругая особенность дачной жизни — зависимость каждого члена «товарищества» от такой мрачнойфигуры , как вечн о пьяный электрик. П оройв самый разгар работы над крышамидомиковнеожи ­ данно воцаряется тишина: у молкаютпри ­ е мники , телевизоры, пилы — и ваша дрель. Не иначе где-то что-то «выбило», но электрика найти не могут . Н адежное поступление электроэнергии вам, в частности, н еобходимо при заряде аккумулятора. Приводить впорядок батарею опять-таки лучше на даче: не надо тащить 20-килограммовый опасный груз от машиныкдому , п одни мать на верхний этаж без лифта... А батар еялетом требует внимания не меньше, ч емсуровойзимой , т олькопричины иные. Под капотом автомобиля летом очень жарко — д ажекогдамотор не рабо ­ тает, солнце свое дело делает. Из-за этого вода быстро испаряется из электро ­ лита, плотность его растет, уровень по ­ нижается. С ледующий этап — порча пластин, далее — потеря емкости . Все,ищите другую батарею. Чтобы продлить срок ее службы , л етом надо почаще проверять плотность электролита иего уровень, к орректируя при необходимости , п одзаряжаяи т. д. Разумеется, сказанное впервую очередь касается обыч ­ ных «обслуживаемых» батарей, к оторыхпока больше. Почувствовав летнее тепло, м ногиесклонны забывать о проблемах, мучивших их зимой . А ведь лето у нас ко ­ р откое . . . Вспомните, н апример , к акой гнусный звук издавал электродвигатель отопителя, к огда вы его включали после стоянки на морозе . Вспомнили — самое время чинить! Ведь зимой , о собенно на старых «Жигулях», снимать и ставить об ­ ратно отопитель крайне неприятно, если ваш организм подточен радикулитом или артритом . Н еудобно , тесно, темно... А лет ом — хоть и тогда это противная работа! — вы доберетесь до электродвигателя, р азберетеегоисмажете «литолом» втулки и вал. Года на два, к акминимум , хватит... Расслабившись на солнышке , не забудьте о зимних неприятностях со сцеплением: и жидкость подтекала из главного цилиндра, и воздух, кажется, подсасывался, а педаль становилась совсем вялая... Л етом все как будто стало нормально . Видно, уплотнительные кольца постарели, пообтерлись и на морозе , твердея ещебольше , работали плохо. Пора менять на новые. Вспомните заодно , как кконцузимы стал вас подводить обогреватель заднего стекла: из десятка « д орожек » осталось несколько . В остальных обрывы . Как по ­ чинить? К ое - к тов таких случаях места обры ­ ва ремонтировалспомощьюпайки . Хор ошо сделать это, не сняв стекла, т руд ­ но. Есть идругойспособ : п роводимость восстанавливают спомощьютокопроводящего клея. Его (при сильном стремле ­ нии к успеху!) м ожно сделать само ­ стоятельно. Главное — найти, купить и т. п. чистое серебро ( н апример , м онету высок ойпробы или ложечку ) и, в ооружившисьнапильником , наскрести опилок . Рецепт таков: 5 гсеребраи 0,5 г графитовой пудры тщательно перемешиваютвступке . К ним добавляют собственно клей , к оторый состоит из 0,3 гнитро ­ ц еллюлозы , 2,5 г ацетона, 0,2 гкани ­ фоли. Все перемешиваютдо получения пасты. Если передупотреблением клей нужен более текучий , е го разбавляют ацетоном и снова тщательно перем ешивают . Пасту наносят полоской на местоповреждения нити. В ообще поиск неисправностей в автом обильнойэлектротехнике — довольно увлекательное дело, вполне доступное каждому , у кого есть голова, р укии знания вобъеме хотя бы пяти классов школы. Но, приступая к поиску, нечасто мож ­ но суверенностью сказать, к огдазакон ­ чишь. Поэтому тут очень важно не бояться ни жены , ни комаров (от последних помогает отбиться какой-нибудь «репеллент», если вы загодяегокупили ) . Окончание в следующем номере ЗА РУЛЕМ 6/94 43