•АВТОЗАРУБЕЖЬЕГ^ггггЕГПШЛУЧШЕ МАГАЗИНА?Владелец сильно подержанного автомобиля, да к тому же иномарки, конечно, мечтает оказаться на автомобильной свалке. Здесь он уж точно раздобудет для своего видавшего виды любимца любые запчасти. И это действительно так. Автомобильные свалки в Германии — поистине Клондайк для изобретательного и рукастого автолюбителя, подтверждает наш корреспондент М . ГОРБАЧЕВ. В ФРГ ежегодно ставят на учет около6млн . а втомобилей , из них примерно3млн . — новые. С толькоже , около 3 млн., попадает ежегодно на автомобиль ­ ные свалки. Э товосновномавтомобили старше 6 — 7 лет, половина — аварийные или ссерьезнымидефектами , к оторые помешали благополучно пройти очередной техосмотр . А устранениедефектов при нынешнейдороговизне запасных де ­ талей и ремонта оказалось простон апростоневыгодным для владельца. П роще сдать автомобиль на свалку ипри ­ о брестидругой , п одержанный или даженовый , — к онечноврассрочку , как де ­ лает подавляющеебольшинствопокупа ­ телей. А втомобильная свалка — это, г оворя более техническимязыком , ф ирма по переработкеи утилизации отслуживших свое автомобилей . Здесь их разбирают : 56 ЗА РУЛЕМ 6/94 снимают агрегаты и отдельные детали, п роводятдефектовку , отбирая те, к ото ­ р ые по своемутехническомусостоянию могут еще послужить. На разборкуавтомобилядвоерабо ­ чих «автофервертунга» — так называется автомобильная свалка вГермании — затрачивают не более двух-трех часов. Свалки, где разрешается самостоятельно отыскать и демонтировать приглянувш уюся вам деталь, д овольно быстро исчезают. Д еловтом , что подобноесамо ­ о бслуживание наносит вредокружающейсреде . Н апример , к ому - т о понадобилась сливная пробкамасляногокартера , и он , н едолгодумая , отворачивает ее: масло приэтом выливается на землю . Или после демонтажакарбюратора из топливных трубок течет бензин . Запчасти теперь продаютвосновном со склада, где они лежат, п роверенныеи рассортированные , на стеллажах. Стбят ониприэтом , естественно, д ороже : ведь на их демонтаж , п роверкуисортировку потребовалось затратить определенное время , а рабочая сила вГермании , как известно, очень дорога . ( П оэтомупо ­ к азателю страна занимает первоеместов мире.) В ценах на подержанные автозапчасти можно выявить приблизительнуюзако ­ н омерность : н апример , если новый дви ­ гатель стоит около 10 000 марок , то на свалке моторможноприобрестимарок за тысячу. Гарантию на него , к онечно , н икто не даст, но продавец часто при ­ лагает к такому мотору диаграмму компрессии . Или, н апример , к узовные детали. Новая дверь стоит полтысячи марок , на свалке жеможнокупить за 100; валы со ШРУСами для передне ­ п риводныхавтомобилей ( к омплект ) стоят, с кажем , 150 марок , а такие же новые — о коло 600. Кстати тут же , на свалке, вам предложати капитально отремонтирован ­ ный привод . Цена такогокомплектадости ­ гает 300 марок . В ообще такие узлы, как полуось, п ри ­ в одпереднихведущих колес, с тартер , генератор, всегда можно купить за полцены, сдав вышедший из строя вобмен на капитально отремонтированный . Нап ример , у фирмы «Бош» есть специальные ремонтные заводы для восстановления икапитальногоремонтаавтомобиль ­ ных деталей. Вот типичное объявление « а утофервертунга » в одной из газет: « П окупкаипродажамашин после аварии, б уксировка — о коло2 000 демонтированных дверей икапотов — от 40 марок ; — о коло 500 двигателей икоробок передач — от 350; — б ольшой склад примернос 1600 покрышками на колесах — от 25; — г енераторы , п риводные валы, л ам ­ пы, р адиаторыи т. п. всех марок, включая японские — демонтированные ирассортированные на полках по типам — от 10 марок » . В обществе изобилия , н есмотря на отсутствие дефицита, т о , что можно использовать — если, к онечно , это эконо ­ м ическирентабельно , — снова идет вде ­ ло. Кстати, торговаться, пытаясь сбить цену, и меет смысл тольковтом случае, Здесь владелец «свою» дверь... почти наверняка найдетесли вы покупаетенесколько деталей. Тогда вы, б езусловно , получите скидку . Но если вам понадобилась всего одна деталь, сбить цену почти невозможно . Ц ены на подержанные детали опре ­ деляет рынок , к оторый показывает, что спрос на них довольно высок. Это объясняется впервуюочередьтем , что в автомобильном парке Германии довольно велика доля старых машин , возраст ко ­ торых нередко переваливает за десять лет. П оддерживатьтакой автомобиль в технически исправном состоянии ибезпроблем преодолевать технические осм отры — в Германии делоотнюдь не легкое из-за очень высоких требований . Немецкие автовладельцы довольно спокойно относятся ктому , что раз в два года передтехническимосмотромприходится выкладывать довольнокруг ­ л уюсумму — о коло двух тысяч марок .