КЛУБИНФОРМАЦИЯИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХЛЕКТОРИЙАВТОЛЮБИТЕЛЕЙперсонале дажеобразцовымтранспорт ­ ным предприятиям не под силу исследовать влияние добавкик маслу в нео бходимомобъеме : профиль у них, что называется, не тот. П озволим себе еще раз процитиро ­ вать рекламу . «Первое автопредприятие. Здесь проводились комплексные испытания, включая компьютерный испытательный стенд... Мощность (после введения «универсального модификатора») растет до 20 % при снижении расхода топлива. Например, при скорости 90 км / ч расход снижен на 27 % при значительн ом снижении вредных выхлопов...». Тот самый случай, к огдасногсшиба ­ тельные результаты свидетельствуют, с корее , не о замечательных свойствах новинки, а обошибках при измере ­ нии или... Человеку, мало-мальски знако ­ м омус автомобильным двигателем, понятно, что для получения такогоэффек ­ та нужновкорне переделать мотор, если не поменять вообще принцип его работы , — д обавкойк маслу, с ни ­ ж ающейтрение , здесь явно не обой ­ тись. Н апомним , п отери на трениевмо ­ т оре составляют только7 % всей затраченной энергии топлива (ЗР, 1993, № 11). Д аже если вовсе «убрать» т рениев двигателе, с экономитьбольше7 % топлива нельзя — так гласит теория . Еще нем ­ н огоможно выиграть, убрав трение из трансмиссии, но всумме снизить расход топлива больше чем на 15% нереально, да и ради этогонужно , п овто ­ рим, и сключитьтрениевмашине . Немаловажное замечание: Фразу «мощность растет до 20 %» потребитель, во избежаниенедоразумений , должен читать так: « м ощность растет от 0до 20 %», то есть в иных случаях не растет вовсе. Кстати, испытания на томже Первом автопредприятии дали очень большойразброс результатов на трех оди ­ наковых автомобилях. Н апример , с одер ­ ж аниеСОв выхлопных газах при опре ­ д еленнойскоростиводном случае упало в5 (!) раз, а вдругом — осталось на прежнемуровне . Что это — т акой нео днородный «У-М» или неверная мето ­ д ика испытаний? П одобныхвопросоввоз ­ никает много , и тут реклама лукавит, демонстрируя зрителю только лучший результат. Но ведь это не спорт, и в зачет должны идти все показатели. М ы не преследуем цель опорочить «Универсальный модификатор » (сдается, это уже сделала непродуманнаярекла ­ ма). Вероятно, к акой - т о эффект, к акидругиеподобныепрепараты , он все же дает — возможно, это уменьшение износа деталей вследствие снижения трения, защита от коррозии , п овыше ­ ние моющих свойств масла — не зря подчеркивается его родство с «Аспектм одификатором » . Но эти свойства пока не подтвержденынеобходимымидан ­ ными. Существует методика комплексных испытаний, у твержденнаяГосстандартом , по которой свойства препарата оцени ­ вают в специальных одноцилиндровых установках, и митирующих работу двигателя вжестких условиях. С овокупностьметодов показывает, к акие качества масла улучшает добавка ( п ротивоизносные , м оющие , антиугарные идр . ) . У бедив ­ шись, что препарат не ухудшает каких-либо свойств масла за счет других , м ожно оценить иэкономию топлива, и рост мощности — у же на автомобиле . Но эти показатели обычно столь малы , что на первоеместо выходят результаты комплексных испытаний — например, п овышениепротивоизносных свойств масла. Понятно, что такие испытания под силу только научным организациям , а книмвданном случае не обращались (во всяком случае, д о сих пор , спустя три месяца после начала рекламнойкампа ­ нии). На что обращать внимание при по ­ к упкеподобных препаратов? На этикетке состава должно быть указано , к тоикогдапроизвелпродукцию , н омер партии и сертификата Госстандарта России. П окау нас действует толькосертификатсоот ­ ветствия, но, как говорится , за неиме ­ н ием лучшего... По крайнеймере , т огда хоть можно рассчитывать на то, что препарат соответствует техническимусло ­ в иям . Кстати, п окатакимнаборомдо ­ к ументов обзавелся только « А спект - м оди ­ фикатор». Но «вернемся к нашим баранам». З адурилилюдям головы рекламой , и что дальше? А ничего, к ак нам объяснили вАссоциациизащиты прав потребителейавтотехники . З аконы сейчас таковы, что за рекламу , не отвечающую действительности, н икто ответственности не несет . — м ожет , п отому этот ролики появился? Остается только радоваться, что вданном случае рекламировали «лекарство для мо ­ тора», а не для человека.«МОДИФИКАТОР»Минувшей зимой Московский телеканал прокручивал рекламный ролик, по силе воздействия на психику (особенно автомобилиста) сравнимый разве с сеансами Кашпировского. Л юди начинали двигать ногами и оказывались в очереди у столичного магазина «Анюта», выстраиваясь за волшебным снадобьем — «Универсальным модификатором». «Двигатель торговли» сработал безупречно — вновь оказалось, что еще немало людей верят сказочным обещаниям, многократно повторяемым по телевизору. П очему сказочным? Давайте разбе ­ ремся. Препарат рекомендуют ввести вси ­ стему смазки двигателя ив агрегаты трансмиссии, г деон впитывается во все трущиесяповерхности . «Детали покрываются сплошной пленкой, которую невозможно стереть или сбить. Металл приобретает невиданные доселе свойства» (имеются в виду «некоторые свойства фторопласта»). Таким образом , всего через полчаса после обработки агрегатов мыполучаем «многократное снижение трения». Свойства «Универсального моди ­ фикатора» п одтверждаются испытаниями, к оторые «проводились ив лабораториях, и на крупнейших московских автокомбинатах». Вот те на! А где НАМИ, НИИАТ, А втополигон , исследовательские центры на автозаводах — о рганизацииссолидной научной базой , чье слово автор итетновавтомобильном мире? Б езымян ­ ные лаборатории из рекламного текста быстро исчезли, но результаты испытаний на автокомбинатах продолжалиприво ­ диться. О днако при всей своей оснащенности и высококвалифицированном 44 ЗА РУЛЕМ 6/94ВАШ ЗУБЧАТЫЙ РЕМЕНЬ«Почему бы журналу «За рулем» не рассказать о зубчатых ремнях для привода распредвала! Деталь важная, вопросов вызывает много » , — написал в редакцию С. Скатерников из Челябинска. Мы отправились в подмосковный Сергиев Посад, где вАО НИИРП как раз и занимаются ремнями . Вот что рассказали нашему корреспонденту А. ЧУЙКИНУ. Сначала — о терминологии . Зубчатый ремень точнее называть синхронным, так как он обеспечивает заданноесоот ­ ношение между углами поворота коленчат огоираспределительного валов, то есть синхронизирует их вращение . Еще одно название ремня — п лоскозубчатый — исп ользуют , чтобы отличить его от клиновых зубчатых ремней ( н апример , вентиляторных), ш ирокоприменяемых за рубежом .