снимают, из отверстий системы смазки удаляют пробки (в необходимых случаях отверстия можнои промыть), после чего блок готов к эксплуатации — двигатель можно собирать. С трещиной вкорпусной детали поступают так. На ее концах сверлят отверстия и нарезают резьбу (не менее Мб ) . В них ввертывают резьбовые заглушки на высокопрочномполимере (клее). Трещину (если это удается) п родуваютсжа ­ тым воздухом , затем обезжиривают. Деталь располагают трещиной вверх, чтобы в нее затекал состав. Из капельницы флакона вводят в трещину сначала менее вязкий полимерс высокой проникаю ­ щ ейспособностью . Через час вводят полимер большей вязкости ипродолжа ­ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬНа ваши вопросы отвечают специалисты При сменепроколотого колеса мойВАЗ-2104 дваждыЯ дажесрывался сдомкрата .стал побаиваться этой операции .К ак избежать неприятности? Простота подъема машины домкратом обманчива, особенно на скользкой , нетвердой или негоризонтальной дороге . Д ажев самой безобидной ситуации автомобиль может упасть сдомкрата при малейшей оплошности, если колеса, остающиеся на дороге , не заторможены . Опытный водитель, не слишком доверяя вклю ­ ченной передаче или затянутому ручномутормозу , для надежности подкладывает под колеса специальные колодки или камень. Если этим пренебречь, машина легкоможет сместиться вперед или назад, в зависимости от того, куда наклонены она идомкрат . В озможно , к ому - т о это покажется странным, но спокойней работать на до ­ р огес небольшим продольнымуклоном . В этом случае легче предвидеть возмож ­ ные передвижения машины иподложить кирпичи, куда нужно . К тому же они сразу плотно прижмутся шинами кдороге . Естественно, сказанное не относится к случаям, к огда уклон напоминает эскалатор метро — все хорошовмеру . При подъеме машины на скользкойдо ­ р оге она может сместиться впоперечном направлении и падать на вас или от вас — в зависимости от наклона поверхности, д омкрата или даже от направления ветра. Как подстраховаться? Если вы оказались на снежной укатанной дороге или на привычных нам неочищенных улицах — полбеды. Вооружась лопатой или монти ­ р овкой , вырубите под опорными колесами углубления (рис. 1) с таким расчетом, чтобы автомобиль можно было столкнуть в них (для «Москвича» или «Жигулей» достаточно собственных сил). После этого работайте спокойно . Чтобы не скользила пята домкрата , неплохо и для нее вырубить ямку, в край ­ нем случае — подложить резиновый ковр ик рифлением на лед. Во всех случаях надо помнить, что при подъеме машины домкрат наклоняется и его верхняя часть приближается ккузову (рис. 2). Чтобы он не помял дверь или крыло, пяту следует установить в след колеса. Ну, а если машина суже снятым ко ­ лесом все-таки упала? Когда домкрат удается подвести под нее, п роблем нет. Но иногда приходится снова брать вруки лопату и вырубать или выкапывать подкронштейном углубление для домкрата или пяты. Если такая неприятность случится на асфальте или бетоне, копнуть, понятно, не удастся. Лучше всего найти крепкую доску или вагу метра полтора длиной и пригласить помощника . Один приподни ­ мает машину ( п о - д жентльменски — если это сделаете вы), а другой ставит на место домкрат . Чтобы не помять порожек , п од него надо положить какую-нибудь до ­ щечку. З акончимразговор таким замечанием. Д омкрат , как илюбоедругое устройство,ЗА РУЛЕМ 6/94(рис. 1). А втолюбителю - « т ехнологу » здесь есть возможность проявить смекалку. С использованием полимеровможно выполнить даже такой сложный (в обычн ом представлении) р емонт , как восстановление посадочных мест для коренныхподшипниковвблоке цилиндров. Из-за этого дефекта много блоков отправляется на свалку, поскольку восстановить их непросто даже на специализированном ре ­ монтном предприятии . Стоимость же обычного , т радиционного ремонта соизм ерима со стоимостью нового блока. А вот спомощью полимерных материалов дефект несложно устранить дажев условиях индивидуального гаража. Если на посадочных местах для вкладышей есть задиры, выбоины, но остались целыми хотя бы два посадочных места, поступают так. П оврежденные места тщательно зачищают абразивным кругом , напильником, ш абероми т. д. Неплохо заранее под ­ готовить оправку, и митирующую коленвал свкладышами , — автолюбитель может для этого использовать «живой» с вкладышам и . Чтобы полимерный состав не попал в отверстия и каналы системы смазки , на времяремонта их затыкают деревянными пробками . П олимерный состав должен сцепиться только с восстанавливаемой поверхностью, поэтому вкладыши или оправку смазывают тонкимслоем маспа. Подготовленные кремонту места тщательно обезжириваюти наносят слой двухкомпонентнойкомпозиции . Коленвал с вкладышами укладывают такимобразом , чтобы он опирался на «базовые», не поврежденные посадочные поверхности вкладышей блока. Затем устанавливают крышкиподшипниковс болтами, к оторыедолжны быть затянуты так же , как при нормальной сборке двигателя. Если в отдельных местах обнаружатся излишки полимера, е го удаляют шпателем, не дожи ­ даясь, п ока он отвердеет. П римерно через пять часов коленвалют выдержкувтомжеположении . Через 3—5 часов деталь готова. Такой способ хорош для ремонта треснувшего из-за « р азморозки » блока цилиндров. Если же трещина существенно повлияла на прочность детали, п рименя ­ ют сварку — в доступных для этого местах. Когда необходимо загерметизировать трещину в тонкостенной детали (нап ример , в стенке топливного бака, радиатора и т. п.), п рименяютдвухкомпо нентную композицию . Поверхность в зоне трещиныочищаютиобезжиривают . Чтобы получить более высокую прочность отремонтированного места и сэкономить полимерный материал, здесь полезно приклеить металличес кую накладку (заплату). Для хорошей адгезии ее поверхность тоже зачищают и обезжиривают. П римеры того, как спомощью полим еровможно ремонтировать различные узлы, детали и агрегаты автомобиля, показаны на рис. 2—8. В заключениеотметим , что хранение полимерных материалов не требует осо ­ бых условий. Расфасованные в полиэтиленовые флаконы, они долго хранятся при температуре от 5° до 30 °С. Анаэробные составы расфасованы так, чтобы тара была заполнена не более чем на 60 % е мко ­ сти (вспомните их главное свойство). С рок годности полимеров — 24 месяца, что совсем не мало для подобных материалов.