КОММЕНТИРУЕМ П£ШПродолжаем комментировать российские Правила дорожного движения, вступающие в силу с1 июля с. г. На этот раз заместитель начальника НИЦ ГАИ МВД России М. АФАНАСЬЕВ разъясняет особенности следующих трех разделов нового документа: «Расположение транспортных средств на проезжей части», «Скорость движения» и «Обгон и встречный разъезд».( п ункт 1.1) не включает в себя в качестве обязательной нормы возвращениеобгоняющего авт омобиля на ранее занимаемую полосу. К рометого , при отсутствии этого требования тран ­ спортный потокпостоянносме ­ щался бы влево, что затрудняет обгоныдругим . Правда, в дан ­ ной ситуации Правила ( п ункт 11.4) р азрешают остаться на занятой для обгона полосе при условии, что после возвращения на ранее занимаемую полосу ( п равую ) водитель сразу же начнет новый обгон . И ными словами, при достаточно высокойин ­ тенсивности движения водитель как бы вынужден остаться на занятой для первогообгонаполо ­ се. З аметим , что Правила ( п ункт 9.4) р азрешаютв населенных пунктах использовать любую наиболее удобную для постоянно ­ го движения полосу (а не для временногов процессе обгонови перестроений). Внесены измененияивобго ­ ны на перекрестках ( п ункт 11.5). О нзапрещен «на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения и на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной (за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа). К роме этого, о бгон теперь запрещен на пешеходных пере ­ ходах при наличии на них пеше ­ х одов . Речь идет олюбых переходах как регулируемых , так инерегулируемых . Сам факт нарушения определяется, когда в момент проезда пешеходного перехода обгоняющее транс портное средство перестраи ­ вается на соседнюю полосу либо опережаетмашинуспред ­ шествующим ему перестроение м (рис. 1).КАК ТЕПЕРЬ ОБГОНЯТЬ?Начну не по порядку расп оложения разделов в Правилах, а по степени их актуальности. С учетомэтогокрите ­ рия, б есспорно , с амого пристальн ого внимания заслуживаютиз ­ м енения , касающиеся обгона — наиболее сложного маневра. Под ним теперь понимается «опережение движущегося транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы». И ными словами, к обгонам относятся ныне любые опережения, которые следуют непосредственно за перестрое ­ н ием на соседнюю полосу, к акв пределах «своей» п роезжей части, так исвыездом на про ­ е зжую часть встречного направления. В общем , вернулись к варианту, действовавшему до 1987 года. О бгонять теперь разрешенотолькос левой стороны, за иск лючением ситуации, к огдаодно транспортное средство поворачивает налево, а другоеобго ­ няет. Во избежание возможных конфликтов Правила пред ­ писывают единый порядок поведения вподобной ситуации — о бгон или объезд справа при условии, к онечно , что ширина проезжей части позволяетсо ­ вершить такойманевр . Надо подчеркнуть , что речь идет олюбых местах, где разрешают ­ ся поворот налево, р азворот или выезд на левуюсторонудороги для остановки . У водителя дол ­ ж ен вырабатываться стереотип на такуюситуацию : как только на едущемвпередитран ­ с портном средстве включился сигнал левогоповорота , н емед ­ ленно снижать скоростьигото ­ виться кегообгону или объезду справа. : Если из-за недостаточной шириныпроезжей части обгон справа невозможен , водитель должен оставаться на своей по ­ лосе ипродолжать движение только после того , как ее освободит находящийся впереди автомобиль. Теперь Правила требуют — и это надо особоподчеркнуть , — ч тобы водитель, с овершивший обгон (опередивший движущееся впередитранспортноесред ­ ство спредварительнымпере ­ с троением на соседнююлевую полосу), вернулся на ранее за ­ н имаемуюим полосу. На это надо обратить внимание ещеи пот ому , что определение « о бгон »вонарушениях (КоАП), может быть оштрафованвразмере от 0,2 до 0,5 минимальногораз ­ м ера оплаты труда с начисление м трех штрафных баллов по статье 118-1. Раздел 9 «Расположение транспортных средств на прое зжей части» более строго , п осравнению со старыми Правилами, р егламентирует использование полос движения . Во-первых, на всех дорогах вне населенных пунктов , а такжев населенных, о бозначенныхзнаками 5.1 «Автомагистраль», или сразрешен ­ ной на них скоростью более 80 км / ч запрещается движение по левым полосам , если свобод ­ ны правые (ранее предписывалось «двигаться по возможности правее» и касалось это толькодорог вне населенных пунктов ) . Д анноетребование направлено на повышение пропускной спос обностидорогисоздание условий для безопасногоиудоб ­ ного обгона.Во-вторых, введено требова ­ ние не менять занятую полосу движения без особой необходим ости (ранее оно относилось только к интенсивному движению). Связано это стем , что так называемый «слалом» — м ного ­ к ратноеперестроение без соб ­ людения безопасной дистанции — получил очень широкоераспространениеи представляет серьезную опасность, вносит нервозность в движение, создает реальные предпосылки для возникновения аварийных ситуаций. Новое требование должно способствовать формированию однородного, «успокоенного» транспортного потока. Этот же раздел устанавливает, что движение транспортных средств по обочинамзапреще ­ но — по нимобычно ходят пешеходы , в ряде случаев ездят на велосипедах, м опедахигуже ­ вых повозках . Ранее прямого запрета на движение по обочинам не было, и это приводилок то. А налогиченподходив ситуам у , что нередко их использо ­ ции « д войногообгона » . З апре ­ вали для опережениямедленно щается начинать обгонтран ­ д вижущихся по проезжей части спортного средства, к оторое саили остановившихся из-за затом о находится в состоянии обго ­ ра транспортных средств. Это на (рис. 2). п риводилокразрушению как Если обгон выполнен с нарусамих обочин , так икромкидо ­ ш ением Правил, то водитель, р ожногопокрытия , не говоря согласно части 2 статьи 115 Ко ­ у жеодезорганизациидвиже ­ декса об административных прания.чЛМк^ЛРис. 1.36ЗА РУЛЕМ6/94