|
2
|
|
За рулем I НАРОДУ!Журнал для автомобилистовИздается с апреля 1928 года Учредитель: Издательство «За рулем» Генеральный директор в. ПАНЯРСКИЙ Главный редактор п. МЕНЬШИХ Заместители главного редактора B. Аркуша М. Тилевич Обозреватель Л. Шугуров Техника C. Дорофеев М. Теплое Безопасность Ф. Илюхин, зав. отделом П. Щербаков Испытания Д. Постников, зав. отделом В. Крючков И. Твердунов Эксплуатация Б. Синельников, зав. отделом В. Субботин A. Чуйкин Собственные корреспонденты: в Берлине М. Горбачев в Казани А. Солопов в Киеве Л. Сапожников Оформление Н. Кледова, зав. отделом К Нехотин, главный художник B. Князев, фотокор. Л. Мазниченко, техн. редактор Корректура М. Йсаенкова Письма A. Диричева, зав. отделом Компьютерное обеспечение Г. Губина, зав. отделом Реклама B. Соловьев, зав. отделом C. Павлов ТИРАЖ 700 000 экз.Сдано в производство 18.03.94 г. Подписано к печати 26.04.94 г. Формат 60x90 1/8. Печать офсетная Усл. печ. л. 8. Заказ N° 2508. Чеховский полиграфический комбинат 142300, г. Чехов Московской области Адрес редакции: 103045, Москва, К-45, Селиверстов пер., 10. Телефоны: 207-23-82 (секретариат), 208-44-38 (отдел рекламы). Телефакс 207-16-30 Материалы, опубликованные в журнале, собственность Издательства "За рулем". Их перепечатка или использование в других изданиях только с разрешения Издательства "За рулем". За сведения в "Рекламе" редакция ответственности не несет. По вопросам распространения "За рулем" обращаться по телефону (095) 207-23-82. Автомобиль. Среди множества предм етов , о кружающих нас вповседневнойжизни , не знаюдругого , к оторый был бы столь желанен для миллионов самых раз ных людей . Наверное, к аждыймальчишкас детства мечтает о том моменте, к огдасможет сесть за руль собственноймашины . И миллионы взрослых испытывают горечьразочарования , к огда , п ро работав честно всю жизнь , в другосоз нают, что в нашей стране далеко не всем суждено реализовать эту мечту . С егодня новая Россия тольков начале пути от общества равнойнищетыкобществу равных возможностей . Идет мощнаяломка пусть порочного , но при в ычного для миллионовлюдей социальн ого уклада. Все мыпереживаем нел егкиевремена , но, н есмотря на нынеш ние беды , тяга неизбалованных излишествами россиян кавтомобилю настолько сильна, что ее не способны обуздать даже жесткие экономические законы. По даннымГоскомстата России, парк легковыхавтомобилейв личной собствен ности всамомтяжеломгоду начала реформ — 1992-м — не только не сокра тился посравнениюспредыдущимгодом , а вырос на 8,4 % . В 1993 году — е ще на 9,0 % . Таких темповавтомобилизации страна еще не знала. В самые фанфарные годы социалистического строительства, к огда работали на полнуюмощ ность наши гиганты легковогоавтомо б илестроенияв Тольятти, М оскве , И жев ске, п рирост парка не превышал 1,52,5 % за год . О тчего такой неожиданный успех в условиях «разрухи»? О собогосекрета здесь нет. Во-первых, б ольше отечественных автомобилей стало поступать впро д ажу . Это связано срезкимсокращением финансовых возможностейгосударствен н огосектора и, к онечно , с нижением эксп орта . Запад, как известно, давно отка зался от машинАЗЛК . З аметно упал интерес икпродукции ВАЗа. Во-вторых, все последние годыв Росс ию идет мощныйпотокиномарок . Главным образом — подержанных. М ожнопо - р азному относиться ктако м у явлению, но очевидноодно : м но гих россиян вполне устраивает сочетание потребительских качеств и цены этих тран с портных средств. К онечно , в сравнении стем , что им предлагает Россия. Д ругоедело , устраивает ли государ ство иобщество ситуация, к огда страна превращается в свалку — как собс твенногоавтомобильного хлама, с редний возраст которогоуже превысил всякие пределы , так иотходовзападного авторынка. Массовая автомобилизация России — п роцесс , на мой взгляд, с овершенно неи збежный . Остановить егоневозможно — о днакоможнопритормозить , запутать, привнеся ещебольше хаоса инераз б ерихи . Что, с обственно , с егодняипроис ходит. А втомобильная промышленность одновременно испытывает икризиспро изводства, и кризис сбыта своей, недавно столь дефицитной , п родукции . О днакоре -шение возникающих при этом проблем руководители страны, отрасли и автозаводов в лучших традициях советской власти пытаются переложить на «плечи трудящихся». Только так можно объяснить безу держный рост цен на отечественные ма ш ины , к оторыеуже вышли по этомупоказателю на « м ировой уровень». С меш но говорить , но новинка американскогорынка — п ятиместный седан «КрайслерНеон», б уквальнонашпигованныйдости жениями автомобильной техники, обходится небедномутамошнемупокупателюв восемь тысяч долларов — дешевле, ч ем ВАЗ-21099 россиянину. Из этогоже ряда решенийи абсурдные по своим размерам ставки таможенных пошлин на автомобили, в возимые из-за рубежа . В том числе и подержанные. Процесс автомобилизациив нашей стране никогда не был осознанным, о снованным на естественных социальных иэкономических законах. Д альше так продолжаться не может . Пора задаться вопросом : как все-таки можно дать России массовый автомобиль?! В первуюочередь , установить разум ные таможенные пошлины, которые будут отражать интересы российскогопотреби теля, а не производителей-монополистов. П рощеговоря , надо дать возмож ность всем желающим покупать ином арки за рубежом или у себя в стране, не платя за них непомерные налоги. К рометого , на базе автомобильных инекоторыхоборонных заводов совмест но сзападнымипартнерами создать сбо рочные производства. В первую очередь недорогих , практичных моделей , о риенти рованных на российскийрынок , а не на экспорт . Кстати, э тимпутемпошли наши бывш ие партнеры по СЭВ. К онечно , т акой путь приведеткструк т урнымпеременам не тольков автом обильнойпромышленности , но ивсо циальной сфере : начнут высвобождаться тысячи людей , к оторые сейчас заняты на малоэффективных автомобильных или смежныхсними производствах. Д умаю , не стоит этого бояться. П еред нами сегоднястолькопроблем , что свободных рук ещедолго будет не хватать. Во всяком случае — т рудолюбивыхи умелых. В. ПАНЯРСКИЙ © «За рулем», 1994 г.МНЕНИЕ2 ЗА РУЛЕМ 6/94