СПОРТПоявление на свет Российской автом обильной федерации ( Р АФ ) , официально наделенной законодательными полном очиямив автоспорте, у скорило процесс «перестройки» р оссийского ралли. Не как вида спорта, а как системы соревнований. В ее недрах и родилось решениео проведении многоэтапного чемпионата России 1993 года по ралли. Таким образом , раллисты получили если не идеальную, то более удобную арену для выступлений. Зачет произво ­ дится по результатам не всех, а только нескольких этапов и незачем ездить на сверхйтдаленные мероприятия , если мож ­ но найти аналогичное где-нибудь по ­ б лиже . Но стал ли чемпионат для гонщи ­ ков дешевле? Едва ли. Ж аркиеспоры возникли о количестве этапов. Е жегодно на территории России — в самых разных краях — проводится чуть больше двадцати спортивных ралли (любительские не в счет). О рганизато ­ р ы почти всех охотно соглашались на статус этапа чемпионата — при тех же расходах более престижно . О собняком стоит ралли «Русская зима», достат очно известное и без всяких дополни ­ тельных статусов. Первоначальный календарь чемпионата включал 14 этапов, и их геогра ­ фия впечатляла — Туапсе, карельская Костомукша , дальневосточная Находка... По ходу дела календарь, словно оборо ­ тень, претерпевал изменения . Этапы отменялись, на их место вставали другие . С ловом , лихорадило первый многоэтап ­ ный чемпионат. Но он все равно благополучно финишировал, и чемпионом России вабсолютном зачете стал екатеринбуржец Борис Власов. Поколесить по стране ему пришлось порядочно — стартовал и во Владимире, и в Мытищах, и в Туапсе, п оскольку все три этапа в родных краях Власова, на Урале, выиграл тольяттинец Александр Никоненко . Эти три его зимниепобеды еще дол ­ г одержаливзаблуждении всех основных конкурентов . Справедливо было по ­ лагать, что Никоненко не остановится на достигнутом , но он больше не выступал. Это поставило идеологов чемпионата перед новой задачей — как прима ­ нить элиту отечественного ралли. Ведь, к ромеНиконенко , ни один из представителей Волжского автозавода ни на одном из этапов не появился. ТольяттинНа ралли можно встретить наши автомобили в чужеземном оформлении, как, например, эту «Ладу», копирующую по окраске «Лянчумартини» (фото слева). «Изюминка» российских ралли — «карусельная гонка», всегда привлекающая зрителей. Фото В. КрючковаРАЛЛИ:Если где-нибудь услышите, что ралли — это автомобильные соревнования на регулярность движения, то это верно лишь отчасти. Д а , и на регулярность движения тоже, но прежде всего — на скорость. И основа каждого ралли — скоростные участки. Но у каждой игры есть свои правила, поэтому от пунктов контроля времени, разбросанных по трассе ралли, никуда не уйдешь. Д ру ­ гое дело, что опоздания экипажей на эти пункты довольно редки и происходят нынче вовсе не потому, что тот или иной водитель-ротозей запутался в легенде и заблудился на незнакомой местности. Как правило, либо у автомобиля неисправность, и, устраняя ее, экипаж отбился от «стаи» (отстал от заданного графика), либо какимто образом подвела сервисная бригада.алли отличается от других дисцип ­ лин автоспорта в частности итем , что команда механиков здесь не стационарная, как, н апример , в кроссе или кольцевых гонках, а должна постоянно перемещаться с места на ме ­ сто, зачастую втакомжебешеномтемпе , как иподопечный экипаж. Вот и получается: с однойстороны , ралли — в ро ­ де бы самый доступный вид спорта — б ери машину, готовь ее соответствующ имобразомиезжай ( п отомуи распространены ралли для любителей, а вот любительских кольцевых гонокикрос ­ сов не бывает), с другой — самый дорогостоящий , п оскольку , если хочешь добиться приемлемых результатов, о д ­ ной машиной не обойтись. Раньше весь автоспорт курировал и существенно финансировал ДОСААФ . Теперь возникшее на его месте ОСТО не в состоянии быть кормильцем : большая часть гонщиков'" осталась безкрыши , без техники и, самое главное, без де -Рнег — основной движущей силы автоспорта во всем мире . Но вот парадокс: количество раллистов в России из-за этого не очень-то уменьшилось. Так или иначе, все они пере ­ шли на хозрасчет — о ткрылиразно ­ го рода ТОО, М Пидругиекоммер ­ ческие организации либо просто к ним присоединились. Поиск спонсоров — о бя ­ зательный элемент профессионального спорта — стал привычнымделом для каждого экипажа. О рганизаторы ралли тоже встали пер ед такой жепроблемой — где в ть деньги . К счастью, ралли проходят по так называемым дорогамобщего пользования, по крайней мере , за аренду территории платить не надо — достат очнодоговоритьсясместными властям и , хоть это иной раз инелегко . В ход идут даже такие аргументы : «Почему автоинспекция Монте - К арло разрешает проводить ралли вМонте - К арло , а автоинспекция во Владимире — нет?!»59