238
239
240
241
SKODA FABIA RS, CITROEN DS3 СПОРТ | ДРАЙВЭЛЕКТРОННОЕ ЛИХОНе сомневаемся, что у автомобильных представительств свои сложности. Например, официальная ездовая презентация «Шкоды-Фабия RS» прошла в мае прошлого года (ЗР, 2010, № 7), а в российском пресс-парке машина появилась только после Рождества. Но каково тестировать 180-сильного «зверька», когда залитый реагентами город задыхается в пробках, а полигоны засыпаны снегом? Да и конкуренты отпросились на перерыв – большинство ждет теплой погоды, опасаясь за сохранность «карманных ракет». И все же мы рискнули: взяли в пару к «Фабии RS» амбициозный «Ситроен-DS3» и отправились на московский автодром «МегаФон Тушино Ринг».ДУХ СОПЕРНИЧЕСТВАФормально аббревиатура DS никак не связана с ездовыми качествами маленького «Ситроена». По замыслу французов, ее следует расшифровывать как different spirit, «иной дух» – он отличает меченые культовыми литерами модели от рядовых машин концерна. Так и есть: DS3 мало чем напоминает пятидверный С3, на чьей базе он создан. При желании найдешь общие элементы в экстерьере или салоне, но для нас важнее другое: под капотом маленькой «богини» установлен 150-сильный турбомотор объемом 1,6 л. Такого не встретишь на обычных С3, зато его модификации мы обнаруживали и на «МИНИ-Купер S», и на заводном купе «Пежо-RCZ». Летом на «Нижегородском кольце»этот «француз» даже объехал более мощную «Ауди-ТТ»! Тогда одной из причин проигрыша немецкой машины мы посчитали нежелание роботизированной коробки DSG эффективно тормозить двигателем. Кстати, почему так происходит? Ведь конструктивно это та же самая механика, но с дополнительными приводами… Вероятно, электроника, управляющая двигателем и трансмиссией, слишком печется о сохранности агрегата и экологии и поэтому противится резкому переходу на низшие ступени. С механикой деваться некуда: вогнал пилот рычагом вторую – и мотор волей-неволей закрутится под отсечку. А ведь единственная коробка, доступная «Фабии RS», – как раз семиступенчатая DSG. В городе то, что надо:238 За рулем 03/2011 В этом раллийном сезоне им предстоят встречи на гоночных трассах: речь о боевых «Ситроене-DS3» и «Шкоде-Фабия RS». А мы пока решили смоделировать ситуацию меньшей кровью – Вадим Никишев и Георгий Садков (фото) свели на ледяном треке серийные прототипы раллийных болидов.отлично настроенный привод акселе‑ ратора и согласованная работа мотора с трансмиссией позволяют легко ползти в заторе и мгновенно выстреливать при обгонах. Сколько ускорения захо‑ тел, столько и получил: с низких обо‑ ротов «вывозит» механический нагне‑ татель, а если тяги недостаточно для спурта, робот мгновенно сменит пере‑ дачу – и вот уже турбина дает вздохнуть полной грудью всем 180 «лошадкам».СТАБИЛЬНОСТЬ ИЛИ ЗАСТОЙ?«Ситроену» до 2000 оборотов не хватает тяги, и проезд «лежачих полицейских» на второй передаче порой сопровожда‑ ется нервным подергиванием – так вел себя и 156‑сильный «Пежо‑RCZ». А вот чего у купе «Пежо» не было, так это чрезмерной нервозности ситроеновскихподвесок! Они своенравны и проявляют характер в зависимости от величины и формы препятствия, а также скорости его прохождения. Малый ход, большая амплитуда? DS3 неприятно вздрогнет передком и спрыгнет с бугра задней осью под аккомпанемент буферов отбоя. Мелочь тоже собирает исправно. Зато пологие волны, даже крупные и на высокой скорости, проходит на удивление безболезненно! Вот только на трассе теряет курсовую устойчивость, заставляя постоянно подруливать, осо‑ бенно при порывах бокового ветра. «Шкода» воспринимает подоб‑ ные невзгоды флегматично. Чувстви‑ тельность рулевого здесь поменьше, оттого стабильнее поведение. «Фабия» не так нервно реагирует на торможе‑ ние, а отзывчивая педаль «Ситроена»нет‑нет да и заставит клюнуть носом. Следящая за тягой на ведущих колесах электроника настроена великолепно на обеих машинах! Эффектные старты не требуют от водителя каких‑либо навыков: вне зависимости от качества покрытия достаточно утопить педаль акселератора, чтобы получить макси‑ мально возможное ускорение. О том, что сцепление с дорогой оставляет желать лучшего, напоминает лишь моргание пиктограммы на панели приборов. Если противобуксовочную отключить, то с педалью газа придется обращаться очень аккуратно, тонко дозируя тягу. В полной мере отказаться от услуг электроники позволяет лишь DS3 – там отключается не только трекшн‑ контроль, но и система стабилизации: водитель остается с автомобилем одинЗа рулем 03/2011 239 | ДРАЙВ SKODA FABIA RS, CITROEN DS3Возможности мотора и шасси «Фабии RS», раскрывающиеся на асфальте, зимой губит неотключаемая система стабилизации.ВРЕМЯ КРУГА1.31,4На информативный дисплей комбинации приборов можно вывести температуру масла в двигателе. Пока она не достигнет рабочей зоны, лучше воздержаться от «прострелов».ПОБЕЖДАЕМ – ПРОДАЕМ!Скромный интерьер обычной «Фабии» в подогретой версии оживляют мелкие детали наподобие шильдиков RS и накладок на педалях. Сиденья неплохи, хотя в нижнем положении подушка чрезмерно давит на левое бедро. Сама посадка высокая, городская. на один. И это здорово! На гоночной 1100-метровой трассе поведение «Ситроена» образцово-переднеприводное: под сброс газа послушно ныряет в вираж, соскальзывая задней осью; с добавлением тяги распрямляет траекторию и позволяет вести машину в скольжении, играя и рулем, и акселератором. После первых кругов, пройденных в размашистых заносах, DS3 становится продолжением твоих мыслей: ты уже не борешься с машиной, а ищешь с ее помощью оптимальные траектории… И внезапно на пути оказывается «Фабия RS»! Видно, как пилот пытается найти общий язык со «Шкодой», силком затаскивает ее в повороты, а та, едва скользнув передней осью, своенравно хрустит тормозами, сначала передними, безуспешноМалолитражка «Шкода-Фабия», подготовленная по требованиям группы S2000, в минувшем сезоне победила в чемпионате IRC. Дорожная версия «Фабии» получила приставку RS еще в первом поколении. Тогда под капот устанавливали турбодизельные 1,9-литровые моторы мощностью 130 л.с. Спецсерия «Монте-Карло», которую только что показали на одноименном раллийном этапе, к спорту отношения не имеет. Это лишь особая комплектация для версий с обычными моторами.240 За рулем 03/2011 «Ситроен‑DS3» в скользких виражах демонстрирует образцовое переднепри‑ водное поведение – хвала отключаемой электронике!ВРЕМЯ КРУГА1.28,7«Объемные» шкалы в колодцах вполне информатив‑ ны и смущают лишь нечетной оцифров‑ кой спидометра. Салон знаком по пятидверному С3, но оформлен более эффектно. Усеченный руль с прилива‑ ми – на любителя, но рычаг 6‑ступен‑ чатой механической коробки великолепен. Французские кресла цепко фикси‑ руют тело, но в даль‑ ней дороге досаж‑ дают отсутствием поясничного подпора и давят на лопатки. имитируя блокировку дифференциала, а потом и всеми четырьмя механизмами – стоит появиться хоть намеку на боковое скольжение. Не езда, а мучение: чтобы не будить электронное лихо, трассу приходится ехать «шепотом». Конечно, в тепличных летних условиях расклад мог оказаться совершенно иным. Да и на зимнем треке «Фабия RS» могла выступить лучше, если бы не медвежья услуга неотключаемой системы стабилизации. Заплатившие за шильдик RS должны иметь право от нее отказаться. А мы в очередной раз отмечаем неожиданное превосходство французской техники группы «Пежо-Ситроен» над продуктом концерна «Фольксваген». Интересно, каких успехов достигнут они в настоящих ралли?ОДНОЙ КРОВИНовейший DS3, отвечающий требова‑ ниям WRC‑2011, станет грозным оружием «Ситроена» в нынешнем сезоне. А часть решений успели обкатать на модификации DS3 R3, которая участвовала в серии IRC. У гражданской версии DS3 также существует заряженный вариант: слово Racing в названии выдает форсированный до 200 л.с. 1,6‑литровый турбомотор и дора‑ ботанную подвеску. Автомобиль обещает стать мечтой коллекционера: сделают всего 1000 машин.За рулем 03/2011 241