250
251
252
253
НА ТРЕХ КОЛЕСАХ БЕЗ ГРАНИЦ | ЭКСПЕРИМЕНТКОСТЯНАЯ НОГАТакое может случиться с каждым: р‑р‑раз! – и вы неожиданно ухнули в дорожную яму, разом прикончив два колеса. Меж тем запаска‑то на машину полагается одна. А ехать надо. Выход из неприятной ситуации нашел Максим Приходько. Фото Александра Батыру.Ехать на трех колесах, оказывается, могут не только каскадеры. Жизнь иногда преподносит такие сюрпризы – только держись! Скажем, покушение на президента Французской Республики маршала де Голля провалилось во многом благодаря необычной конструкции его «Ситроена». Водитель президентской машины с простреленным задним правым колесом ушел от обстрела террористов на трех (!) колесах благодаря регулируемой гидропневматическойподвеске. Он вывел ее в самый верхний уровень, зажав тем самым амортизаторы до предела и не позволив машине излишне крениться на правый борт. Это, конечно, форс-мажор, однако позже, в 1980-х, тот же «Ситроен», лелея мечту выпускать свою модель в СССР, организовал в Москве фирменную выставку, в ходе которой заводские испытатели развлекали публику лихими заездами на трех колесах, словно намекая, что запаска «ситроенам» не особенно-то нужна.Прошло 30 лет, но качество многих дорог остается таким, что вопрос о количестве запасок по-прежнему открыт. Поэтому мысль прокатиться на трех колесах мне давно не давала покоя. На чем – сомнений не было: только «Ситроен»! Но для полноты картины провернуть бы такой трюк и на машине с традиционным типом пневмоподвески. С выбором мелочиться не стали, отдав свои голоса за… «Рейндж-Ровер Спорт» – гулять так гулять!250 За рулем 03/2011 ФРАНЦУЗСКОЕ С НИЖЕГОРОДСКИМДля эксперимента взяли «Ситроен-С5», который наследует традиции с самой современной гидропневматикой. По легенде наш автомобиль правым бортом попал в яму, которая с легкостью лишила жизни пару колес, – ситуация более чем жизненная. Итак, запаска идет на передок, а корма остается голой. Чтобы добраться до цивилизации, решаем двигаться на трех колесах, задрав машину на максимальные 205 мм. Правда, скорость в таком режиме не может превышать 10 км/ч, но это лучше, чем ничего. Для начала решили посмотреть на эту картину в статике. Сняли колесо, убрали домкрат. «Ситроен», постояв на цыпочках, стал легонько крениться. Его вид словно говорил: «Если хотите, я немного постою на пуантах, но, вообще-то, здесь не балет…» Затемавтомобиль плавно опустился на кронштейн амортизатора, теперь напоминая собой лягушку-путешественницу после пешей экскурсии вдоль Китайской стены. Я перевел взгляд на тормозной диск: между ним и дорогой оставался зазор сантиметров десять. Но тронуться с места никак нельзя – мешает крепление амортизатора! Нет, можно было, конечно, рвануть, невзирая на. Но что осталось бы от задней подвески?.. А как же эффектные заезды и спасение генерала де Голля? Может, за истекшие годы «Ситроен» в пылу совершенствования подрастерял прежние таланты? Похоже, фокус с ездой на трех колесах накрывался медным тазом. Вернее, стальным – с поправкой на материал, из которого сделан автомобиль. Неужели не все «ситроены» одинаково полезны? Помощь подоспела от отечественной оборонкив лице знаменитейшего НПО «Сатурн». Само собой, предприятие ВПК делает не только ракеты, но и другие товары более широкого потребления, в том числе… санки. Их-то мы и обнаружили в багажнике «Ситроена»! С криком «Все лучшее – детям!» мы вновь поддомкратили автомобиль и подсунули плод конверсии под задний тормозной диск. «Ситроен» по-свойски облокотился на предложенную опору, давая понять: теперь ему море по колено. «Ну вылитый Терминатор!» – изумлялись мы, глядя на дело рук своих. Прекрасно понимая, что второго дубля может и не быть, я завел автомобиль и приготовился к заезду. Старт! Авто чуть напряглось, санки завибрировали, сзади что-то скрипнуло – и мы поехали! Санки добросовестно копировали рельеф местности, органично дополняя образ автомобиля Фантомаса. Правда, одна из деревянныхЗа рулем 03/2011 251 | ЭКСПЕРИМЕНТ НА ТРЕХ КОЛЕСАХПытаюсь понять, насколько тяжел «Ситроен». Возможно, понадобится дополнительная подъемная сила.планок у них сломалась, но, согласитесь, это сущие пустяки на фоне удачно проведенной операции.МИСТЕР ОЛИМПИЯВоодушевленные победой, решаем повторить задумку на другом автомобиле. С большой опаской медленно снимаем трехколесную машину с домкрата, пытаясь заставить ее хотя бы на небольшой срок сохранить равновесие. Но нет: две с лишним тонны железа угрожающе мощно накренились… Учитывая стоимость вседорожника, быстро предотвращаем свободное падение, подложив санки под задний тормозной диск. За этим увлекательным занятием нас застал местный дворник: в самый драматичный момент он достал мобильник и начал снимать.Словно дождавшись минуты славы, «Рейндж-Ровер» всей тушей налег на санки – и еще пара планок с тихим стоном развалилась на части. Вершина британской инженерной мысли буквально впрессовала транспортное мини-средство в снег. Да, фокус не прошел! Дворник, закончив фотосессию, уважительно заглянул мне в лицо и сказал: «Новый год когда быль, много колес люди прокололь. А Шахбоз помогал». Из сказанного мы не поняли, то ли дворник сам выпускал воздух из колес, то ли участвовал в их замене. Ясно стало одно: так же весело, как на «Ситроене», на большом вседорожнике мы не прокатимся. И точно: при попытке тронуться санки еще больше забурились в снег, машинанакренилась, сильно прогнув алюминиевую конструкцию. Со второй попытки «Рейндж» и вовсе утилизировал бывшую детскую радость. Ему не санки – сани-розвальни нужны. Продолжение эксперимента потеряло смысл. Нас могут упрекнуть: мол, не до конца справились с заданием и без вспомогательных саней проехаться на трех колесах не смогли. Согласны. Но кто нам докажет, что те «трехколесные» «ситроены» с выставки и машина де Голля были серийной продукцией, а не специально подготовленными экземплярами? Мы же убедились, что в зимних условиях пробитое колесо не слишком тяжелой машины вполне можно заменить «костылем». Так что оревуар, до новых экспериментов!252 За рулем 03/2011 Детские санки – вот выход из положения! Они сыграют роль четвертого колеса, на которое и будет опираться машина.Эврика! Я придумал способ дополнительно разгрузить правый задний борт – воздушными шарами.Вообще-то, я хотел купить шары в цветах французского флага, но не нашел. В полет отправились те, что перед вами.Так делают космонавты: перед посадкой в ракету они оборачиваются и машут рукой провожающим. На счастье.«Рейндж-Ровер» никакими шарами поднять не удалось: тяжелая техника. Если попадете на таком в безвыходную ситуацию, звоните прямо в МЧС, там поймут.Ехать на санках «Рейндж» категорически отказался. И правильно: не к лицу ему такой маскарад.За рулем 03/2011 253