198
199
ЭКОНОМИКА | ДОРОГИ РОССИИМИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬДля начала возьмем несколько постулатов, которые не принято даже обсуждать. Обычно их приводят, чтобы показать уровень нашей отсталости. Например, такой: «Средний показатель плотности автомобильных дорог в России в 15–20 раз ниже, чем в странах Европы». Ужас, да и только! – Действительно, если взять нашу среднюю плотность автодорог – примерно 68 км на 1000 км² территории – и сравнить с европейскими показателями, можно прийти в уныние, – соглашается руководитель Федерального дорожного агентства Минтранса РФ (Росавтодор) Анатолий Чабунин. – Правда, и там плотность не везде одинаковая. Например, выше всего во Франции: 1720 км. В Австрии, Великобритании, Италии, Чехии порядка 1600 км. А вот в Германии всего 650 км! Я считаю, корректнее сравнивать регионы. Самый высокий показатель – в Московской области: 636 км на 1000 км². В других областях, конечно, плотность меньше: Владимирская область – 194, Калужская – 301, Рязанская – 185, Тульская – 206 км. Цифры меньше, чем в Европе, но не на порядок! А когда плюсуют Московскую область с Якутией, где плотность трасс – 5,5 км, то средняя цифра и получается устрашающей. Но, согласитесь, не требуется в регионах Крайнего Севера столько же дорог, сколько в столичном регионе… Еще одно утверждение, кочующее из доклада в доклад: «Около 50 000 населенных пунктов не имеют круглогодичной связи по дорогам с твердым покрытием, что приводит к стагнации производства и оттоку населения». Так оно, наверное, и есть, но сколько этих «пунктов» население давно покинуло? Сам видел множество умерших деревень – и в Центральной России, и на Крайнем Севере. Тянуть к каждой дорогу, чтобы попытаться вернуть жителей? Бессмысленно. Есть госпрограмма – построить за пять лет дороги с твердым покрытием к каждому населенному пункту, где живет больше 125 человек и до ближайшей трассы не более 5 км. В этом есть логика и экономический расчет. Только бы эту программу реализовали, а не бросили «из-за отсутствия средств»…КИЛОМЕТРЫ ДЛЯ ЖИЗНИИзбитым стало выражение, что России катастрофически не хватает дорог. Только хотелось бы понять – где, сколько? О том, какие дороги надо бы построить в нашей стране за ближайшие десятилетия, вместе со специалистами размышлял Игорь Моржаретто.198 За рулем 03/2011Вообще-то, у нас в стране разработана стратегия развития дорожной сети до 2030 года – это федеральные перспективы. Есть пожелания и у регионов. Если их суммировать, то картина получается такая. Главный прорыв должен идти в направлении Урала и Севера. Проблема понятна: мы вынуждены всё дальше уходить от цивилизации для освоения природных недр, а дорог там практически нет. Трассы в труднодоступных районах будут строить на паритетных началах федеральные дорожники, региональные власти и добывающие компании. В прошлом году правительство поставило задачу: не снижать темпов строительства дорог на Дальнем Востоке. Видимо, в ближайшие годы трассы «Лена» и «Колыма» станут, наконец, проезжими, а еще появится совершенно новая федеральная дорога «Вилюй»О ЧЕМ МЕЧТАЮТ СПЕЦЫ В РФ 1,2 МЛН. КМ ТРАСС, В ТОМ ЧИСЛЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ – 50 ТЫС. СПЕЦИАЛИСТЫ СЧИТАЮТ, ЧТО ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ ЗА СЛЕДУЮЩИЕ 20 ЛЕТ НАДО ПОСТРОИТЬ ЕЩЕ 200–300 ТЫС. КМ ДОРОГ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ. ЭТО ВПОЛНЕ РЕШАЕМАЯ ЗАДАЧА.(Иркутск – Мирный – Якутск). Будет развиваться сеть региональных дорог во всем регионе, включая Сахалин и Камчатку. А вот тоннеля на остров Сахалин, видимо, нам еще долго не видать – его нет даже в самых дальних планах. Говорят, сначала надо построить нормальные дороги на острове и материке, а уж потом думать о том, как их соединять. Пока, мол, и паромного сообщения хватает. А идеи сооружения тоннеля от Чукотки до Аляски, а также моста от Сахалина до Японии все опрошенные специалисты дружно признали утопическими. Как говорится, не в этой жизни… В европейской части России проблемы иные. В стране издавна сложилась радиальная система: все дороги ведут в Москву. Чтобы разгрузить столичный узел, надо построить как минимум три скоростных дублера существующих трасс: на Санкт-Петербург, Минск и Нижний Новгород, а также Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД). Вдобавок необходимы две-три хордовые трассы, которые пойдут далеко в обход Москвы. Проект одной из них уже утвержден межправительственным соглашением РФ и Казахстана: речь идет о дороге Западная Европа – Западный Китай. Она позволит быстрее доставлять в Казахстан и Китай часть грузов из портов Санкт-Петербурга, минуя Московский транспортный узел. Это проекты глобальные, но иногда достаточно построить небольшой участок, чтобы разгрузить существующую трассу, а то и несколько. Сложность в том, что такие решения, как правило, лежат на стыках регионов и нужна дорога далеко не всем… В общем, учитывая огромные расстояния и малую плотность населения, надо реально просчитать, где именно и сколько нужно построить дорог. Но станет ли когда-нибудь их плотность у нас такой же, как в Европе? Увы, нет – слишком большая она, Россия… И с этим придется жить.СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙРазвитие дорожной сети необходимо:3% 11% для повышения престижа страны в интересах национальной безопасности 34% для улучшения условий жизни51% для роста экономики в целомНа правах рекламы