204
206
ЭКОНОМИКА | ПРОДАЖИ В 2010 ГОДУНАЗЛО ПРОГНОЗАМАвтомобильный рынок страны развивается по своим, непонятным для иностранных аналитиков законам и ежегодно опровергает все прогнозы – причем как в ту, так и в иную сторону. Итоги 2010 года подвел Игорь Моржаретто.НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬПримерно с 2000 по 2008 год авторынок РФ бил все прогнозы, демонстрируя все более высокие темпы роста: плюс 30, 40, 50% в год… Аналитики и дальше загибали кривую роста вверх, а он вдруг взял и рухнул. Да так глубоко, что никто не ожидал, – в два раза! Таких темпов падения тоже никто в мире не видел – ни в странах развитых, ни в развивающихся, из группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Поэтому прогнозы на 2010 год делали более чем скромные: 1–1,3 млн. автомобилей. Январь и февраль стали худшими месяцами для дилеров за последние десять лет. Однако в марте, стоило заработать программе утилизации, рынок стал быстро оживать, и уже в апреле-мае аналитики повысили годовой прогноз до 1,4–1,5 млн. машин. Но реальность опять обманула: по итогам года продали 1 910 573 новых легковых и легких коммерческих автомобиля. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), рост составил 30% по сравнению с 2009 годом. Только в декабре реализовали 204 586 автомобилей (рост к декабрю 2009-го – 60%!). Понятно, что огромную роль в оживлении рынка сыграли две государственные программы: льготы на приобретение нового автомобиля при сдаче старого в утиль и субсидирование кредитов. Причем по поводу первой в правительстве были, как известно, большие сомнения (хотя во многих странах подобные методы успешно работали и работают) и «вводили» ее почти год. Вторую запустили еще в 2009-м, но в таком корявом виде, что реально она начала действовать лишь в прошлом году. Кстати, программа утилизации у нас продолжается до конца этого года, а инфраструктуры для избавления от автомобильного металлолома по-прежнему нет, так как нет соответствующей законодательной базы. Вот и занимаются разборкой сданных машин в основном вручную, на небольших временных площадках. В лучшем случае обещают подготовить нормативную базу к 2012 году – как раз к завершению программы утилизации… Но я отклонился от темы, ведь положено ликовать – рынок-то ожил! В плюс вышли почти все марки.ПОБЕДИТЕЛЕЙ НЕ СУДЯТГлавным бенефициаром (русский синоним звучит еще более коряво – выгодоприобретатель) года оказался, естественно, АВТОВАЗ. Если в 2009-м он упал ниже всех (чтобы его реанимировать, правительство потратило огромные бюджетные средства), то год спустя больше всех и вырос – на 48% (продано 517 тыс. «лад»). В декабре204 За рулем 03/2011 | ПРОДАЖИ В 2010 ГОДУрост продаж составил и вовсе фантастические 78%! Понятно, что главную роль в этом сыграла программа утилизации (не секрет, что в основном под интересы Тольятти она и писалась) – по сертификатам реализовали 221,6 тыс. машин (это преимущественно «пятерки» и «семерки»), то есть почти половину. Отлично шли дела у «Шевроле», КИА, «Рено», «Форда», «Хёндай», «Фольксвагена»… Неудивительно – у них собственные заводы в России и предусмотрены бюджетные модели. А вот японские производители, за исключением «Тойоты» и «Ниссана», чувствовали себя хуже. Причина – неподъемные (для покупателя) цены из-за высокого курса иены. И если «Мицубиси», а также «Сузуки» в течение года потихоньку нарастили продажи (у «Мицубиси» в декабре – плюс 129%!), то «Мазда», «Субару» и «Хонда» закончили год в минусе. В отстающих «Хаммер», чья история, увы, похоже, закончилась навсегда, марки концерна «Крайслер», а также некоторые китайские. Кому точно кризис не страшен, так это люксовым брендам. Практически все они в прошлом году показали хорошие результаты. У «Мерседеса» и «Вольво» вообще феноменальный рост продаж – на 64 и 54% соответственно! Среди отдельных моделей в количественном отношении по-прежнему лидируют «лады», а чемпионы среди иномарок те же, что и в прошлом году. Девять из десяти моделей в топ-листе собраны в России, и одна, «Дэу-Нексия», в СНГ (Узбекистан). Но в течение этого года расстановка может заметно измениться с появлением перспективных новичков – «Фольксвагена-Поло Седан» (отлично продается с сентября 2010-го), «Хёндай-Солярис» (с января). Ближе к лету компанию им составит новый «КИА-Рио»; говорят, его базовая стоимость будет на 10–20 тыс. рублей ниже, чем у «Соляриса». А к осени «выстрелит» АВТОВАЗ – с конвейера начнет сходить сверхбюджетная по цене и «практически европейская» по дизайну и качеству (как нам обещают) «Лада-Гранта». В результате, по предварительным, весьма осторожным прогнозам АЕБ, в течение 2011 года российский рынок вырастет на 18% – до 2,25 млн. автомобилей. А в следующем году, по мнению председателя АЕБ Дэвида Томаса, он вернется на докризисный уровень 2008 года – с результатом 2,8–2,9 млн. Дальше все будет просто хорошо и Россия наконец-то станет европейским авторынком номер один (пока мы пятые). Но прогнозы в нашей стране – дело неблагодарное. И достаточно рискованное. Во всяком случае, ни один из наших аналитиков даже не пытался просчитать реакцию рынка на возможную новую волну мирового экономического кризиса. А между прочим, многие западные наблюдатели пророчат, что она придет году в 2015-м. Правда, последствия будут менее катастрофическими, чем сейчас, но все-таки… Прошлый кризис показал, что падаем мы куда глубже, чем кто-либо другой. Однако нынешний год обещает стать удачным для обновления автопарка. Политологи уже окрестили его «годом закачивания денег» – в экономику, социальную сферу, армию… Ведь впереди выборы. А вот на 2012 год бюджетных денег может и не хватить. Но все-таки хочется верить, что все будет хорошо.ПРОДАЖИ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ в 2010 году*МАРКИ «Лада» Chevrolet KIA** Renault** Ford** Hyundai** Nissan Toyota** ГАЗ** Daewoo Volkswagen УАЗ** Skoda** Mitsubishi** Opel** Peugeot** Suzuki Mazda** FIAT** BMW Mercedes-Benz Audi Honda Chance Citroen** SsangYong Lexus Volvo Vortex Land Rover Chery Subaru Lifan «Богдан» ТагАЗ Volkswagen   (комм. автомобили) Infiniti Great Wall «ИжАвто»   (вкл. ВАЗ-2104) Mercedes-Benz   (комм. автомобили) Geely Porsche Cadillac IVECO** SEAT Jaguar Jeep MINI Hummer (продажи  остановлены в декабре) Isuzu** Dodge SAAB (продажи  остановлены в сентябре) Chrysler BYD (продажи  остановлены в июне) Alfa Romeo ВСЕГО 2010 517 147 116 233 104 235 96 466 90 166 87 081 79 614 79 315 76 646 74 419 58 989 49 043 45 631 45 538 40 875 35 734 28 690 24 926 21 943 20 584 19 724 18 510 18 159 17541 17 419 12 526 10 981 10 650 10 100 9970 8909 8552 7700 7612 7284 7227 4674 3637 2755 2124 1944 1572 1459 1173 955 858 809 751 612 330 272 197 179 77 2009 Динамика,% 349 490 48 104 398 11 70 088 49 72 284 33 82 083 10 74 607 17 64 221 24 68 728 15 58 205 32 51 414 45 39 488 49 34 660 41 33 002 38 41 354 10 34 277 19 29 748 20 25 335 13 30 643 –19 18 100 21 16 350 26 12 050 64 15 009 23 23 222 –22 7344 139 12 388 41 9020 39 6400 72 6894 54 5922 71 9275 7 4922 81 9598 –11 2673 188 0 – 5187 40 5650 4630 2490 5735 1385 7681 1264 1529 626 869 933 416 686 1123 86 441 368 346 1001 28 1 46 –52 53 –75 24 –5 87 10 –8 94 9 –46 284 –38 – –48 – –46 30ТЯЖЕК ТРУД АНАЛИТИКАСАМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ МОДЕЛИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ в 2010 году56 104 1 910 573 1 465 742*По данным Ассоциации европейского бизнеса в РФ. **Продажи легких коммерческих автомобилей включены.206 За рулем 03/2011