260
261
262
263
264
КЛАССИКИ HORCH 830 BL БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕИМПЕРСКИЙ ДУХЕсли бы о «хорьхах» уже не сложили множество легенд, их стоило бы выдумать каждому следующему поколению. Сергею Канунникову довелось пообщаться с одной из самых ярких автознаменитостей первой половины прошлого столетия. Фото Георгия Садкова.260 За рулем 03/2011 Он строго разделяет мир на «до» и «после», как его салонное стекло-перегородка делит огромный автомобиль на узенький и тесноватый диванчик спереди и чуть сумрачную, но просторную барскую «комнату» сзади. Кажется, стоит пересесть из одного отсека в другой, даже твои интонации и движения становятся другими.ЗА СТЕКЛОМКакие тайны хранит этот темнозеленый кабинет? О чем говорили его обитатели семь десятилетий назад? Может, вершили судьбами мира? Или лишь обсуждали крупную сделку? В любом случае тот, кто чувствовал себя хозяином в салоне длиннобазного пульман-лимузина «Хорьх-830 BL», выпущенного в Цвиккау в 1939-м, былне последним человеком в государстве или в бизнесе (что для той страны и того времени фактически одно и то же). Мягкий, обитый дорогим сукном диван с подлокотниками, в который проваливаешься, отдаляясь от стекла и затылка водителя. Кузов плавно покачивается на длиннющих рессорах, на разгоне даже звука двигателя,За рулем 03/2011 261 КЛАССИКИ | ЖИВЫЕ HORCH 830 BLРядом с рычагом коробки передач – ручка, включающая повышающую передачу.Задние боковые стекла можно опустить. В полу выдвижные подставки для ног. довольно зычного для сидящих спе‑ реди, здесь почти не слышно. Должно быть, тем, кто ездил здесь в 1939‑м, казалось, что теперь‑то покой и ком‑ форт обеспечены даже в дороге. а гораздо более знаменитый спортив‑ ный «Хорьх‑853». Впрочем, 830‑й кон‑ структивно был даже посовременнее легендарного родственника. На него еще в 1933‑м стали ставить не рядную, а V‑образную «восьмерку». При 3,6 л рабочего объема мотор развивал 75 л.с. По нынешним временам, конечно, крохи, однако в первой половине 1930‑х – очень солидно. В юбилейном для фирмы «Хорьх» 1937‑м мотор форсировали до 82 л.с. А на этом экземпляре последняя версия агрегата с двумя карбюраторами – 3,8‑литровая, 92‑сильная. Ох уж этот изощренный немецкий инженерный ум! Коробка передач мало того что четырехступенчатая с синхро‑ низаторами на второй – четвертой ско‑ ростях, она еще с планетарным овер‑ драйвом, обеспечивающим в общей сложности восемь передач. Подвески независимые: спереди – на попереч‑ ной рессоре, сзади – на продольных со стабилизатором. У картера главной передачи крепление к раме, а открытые полуоси – качающиеся. Ну и конечно, тормоза – гидравлические. Этот шедевр с кузовом пульман‑ лимузин в конце 1930‑х стоил 10 150 рейхсмарок. С чем сравнить? Популярный, в том числе у нас после войны, БМВ‑326 обходился в 4450 марок, а «Мерседес‑Бенц 230»БОЛЬШИЕ ВОСЬМЕРКИ25 июля 1937 года в торжественной и даже помпезной, как положено в имперских государствах, обста‑ новке под лозунгом «Колеса катятся для победы!» отметили выпуск 25‑тысячного «Хорьха» с 8‑цилин‑ дровым мотором. Фирма производила таких двигателей больше, нежели любая иная европейская компания. Юбиляром, правда, был не 830‑й,262 За рулем 03/2011 с кузовом W 143 (как у Штирлица в фильме «Семнадцать мгновений весны») – в 5675 марок. За руль сажусь с чувством благо­ говения. Поездить на «Хорьхе» – дет­ ская мечта, навеянная фильмами про подпольщиков и разведчиков. Ровно и низко урчит мотор. Чер­ ный капот с никелированной фигуркой смотрит на мир строго и даже сурово. Посадка к расслабленности не распола­ гает: руль, левая дверь, рычаг переклю­ чения передач плотно окружают с трех сторон. А что­то там сзади в салоне? Временами кажется, что в мой затылок упирается чей­то взгляд. Так и хочется надеть шоферскую фуражку или даже пилотку и отчеканить: «Яволь!». Кожаные сиденья – только для обслуги, для хозяина – доброт‑ ное, мягкое сукно. Под огромными фарами – звуко‑ вые сигналы. Голос – вполне достой‑ ный всего остального. Двигатель V8 объемом 3,8 л с двумя карбюраторами развивает 92 л.с. Для конца 1930‑х внуши‑ тельно!МЛАДШИЙ СРЕДИ РАВНЫХ«Хорьх‑830», а также версии 830 В и 830 ВК – наиболее компактные и доступ‑ ные модели в гамме фирмы – выпускали с 1933 по 1936 год. Автомобиль оснащали 75‑сильным двигателем V8 объемом 3,6 л. С 1935‑го строили модернизированный «Хорьх‑830 BL» (c длинной базой – 3350 мм против прежних 3200 мм), с 1937‑го – с 82‑сильным двигателем 3,6 л, а с 1938‑го – с 92‑сильным, объемом 3,8 л. Автомобили выпускали с закрытыми и открытыми заводскими кузовами и в виде шасси для заказных кузовов. Машин версии 830 BL до 1940 года построили около 6200.Редакция благодарит Эдгара Гасунса за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.За рулем 03/2011 263 КЛАССИКИ | ЖИВЫЕ HORCH 830 BLДа, здесь действительно не расслабишься. Хорошо хоть, передачи переключаются легко. Педали очень тяжелые, руль не легче. Тормоза – отдельная песня: гидравлические-то они гидравлические, но замедляют тяжеленную махину без особого энтузиазма. На прямой длиннобазный, тяжелый лимузин стоит уверенно. Но чтобы сделать маневр лучше, надо просчитать его заранее и загодя сместить руль в нужном направлении. Завершая поворот, стоит сделать так же – заранее вернуть баранку на место. «Хорьх» реагирует на руление, словно барственный, сытый лев в зоопарке на восторженных зрителей. Разворачиваюсь на узеньком загородном перекрестке: отчаянно кручу тяжеленный руль, соображая – достаточно ли увел автомобиль вправо, чтобы вписать его в поворот? Попал! Но владельцы таких машин, как правило, даже не представляли, каково ими управлять. У них были иные заботы.Последние сто десять 830-х собрали в декабре 1940 года. Из них два десятка таких пульман-лимузинов, а в основном – шасси для штабных и иных армейских автомобилей. Вряд ли кто-то предполагал, что и рейху, и «Хорьху» жить осталось всего несколько лет. Правда, после войны в Восточной Германии под знаменитой маркой еще некоторое время выпускали грузовики и даже построили несколько солидных легковых авто с эмблемой «Хорьха». Но ни те ни другие всерьез наследниками предвоенных красавцев числить нельзя. Ну а настоящие «хорьхи» сотнями, а может, и тысячами везли в СССР. Накатавшись, высокие вое- и иные начальники продавали, а то и дарили выходящие из моды на фоне «побед» и ЗИМов трофейные автомобили. Потом солдаты-победители и их дети возили на «хорьхах» доски и картошку, стараясь поддерживать машиныИЗ ВЕКА В ВЕК ПЕРЕХОДЯна ходу. Рукастые автолюбители искали шины необычного для СССР размера, приспосабливали отечественные агрегаты, как могли боролись с неумолимой коррозией. Не стоит пенять владельцам раритетов за небережное к ним отношение. Та жизнь была совсем другой, с иными возможностями, заботами и ценностями. Этот «Хорьх-830 BL» на определенном этапе жизни тоже превратился практически в металлолом. А на то, чтобы он вновь стал работоспособным, роскошным и внушительным, как семь десятилетий назад, у нынешнего владельца ушло почти десять лет. Он родился в мрачные годы расцвета «тысячелетней империи», выжил в самую страшную войну ХХ века, послужил хозяйственным транспортом и, гордо порыкивая двигателем и осанисто покачивая кузовом, въехал в новое столетие. Получается, прожил три жизни. Повезло! Как и мне, наконец встретившемуся с «Хорьхом»…264 За рулем 03/2011