164
165
166
168
FORD MONDEO 2.3 РЕМОНТ и СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТМИРОВОЙ ПАРЕНЬПервый «Мондео» (от лат. mundus – мир), созданный как «всемирный» автомобиль, дебютировал еще в 1993 году. Трудоемкость обслуживания четвертого поколения династии оценил Игорь Козлов.ЛАСКОЙ И СМАЗКОЙОсобенности обслуживания наиболее популярных бензиновых моторов объемом 1,6 и 2 л мы уже описывали применительно к «Форду-Фокус» (ЗР, 2008, № 3). Поэтому сейчас уделим внимание 2,3-литровому двигателю. Для слива отработавшего масла есть две пробки: в поддоне картера, под ключ «на 13», и на колпачке картриджа, под шестигранник «на 6». Но прежде снимаем защиту моторного отсека – четыре болта «на 17». Если колпачок картриджа не пошел от руки, пригодится съемник-чашка 76/14F – весьма желательно иметь такой в комплекте инструмента. Подойдет и цепной съемник, ведь места для маневра здесь достаточно. А чтобы не расколоть колпачок, цепь накладываем как можно ближе к донышку! Столь же аккуратно заливаем масло: промахнетесь мимо горловины – свечной колодец первого цилиндра будет затоплен, что не на пользу ни свече, ни наконечнику катушки. И берегите голову: капот поднимается невысоко, а приложиться о его острую кромку, уж поверьте, неприятно. И в механике, и в автомате масло рассчитано на весь срок службы, но не обольщайтесь: когда оно запахло паленым, лучше заме-ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАFord MondeoДЕБЮТ: 2007 год, Женева. В 2010‑м на автосалоне в Москве представлена рестайлинговая версия. КУЗОВА: седан, хэтчбек, универсал. ДВИГАТЕЛИ: бензиновые – 1,6 л, 110–125 л.с.; 2,0 л, 203–240 л.с.; 2,3 л, 160 л.с. (участник теста); 2,5 л, 220 л.с.; дизельные – 2,0 л, 140 л.с.; 2,2 л, 175 л.с. КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: М5, М6, А6 (участница теста), МА6 (робот). ПРИВОД: передний. КОМПЛЕКТАЦИИ: Ambiente, Trend, Ghia, Titanium. ЦЕНА В ЯНВАРЕ 2011 ГОДА: 689 000–1 121 000 руб. (для базовых комплектаций).164 За рулем 03/2011 нить. С МКП все просто: выкручиваем сливную пробку, сливаем отработку и заливаем свежее масло через контрольное отверстие. Внимательно рассмотрите масло, слитое из АКП: металлическая стружка, блестки бронзового или серебристого цвета – признаки запущенности агрегата. Заменой масла уже не обойтись, надо менять и фильтр. Пусть спецы, если уж все равно разбирать коробку, поменяют те детали, которые начали разрушаться. Особенно если агрегат заметно дергается при переключениях или часто встает в аварийный режим. Охлаждающая жидкость работает долгий срок, однако рано или поздно ее придется менять. Вот тогда вы узнаете, что сливных пробок в системе не предусмотрено: надо отсоединять нижний патрубок радиатора. Чтобы часть жидкости не осталась в ловушке за клапаном термостата, сливать ее лучше на горячем моторе. Для замены свечей сдергиваем декоративную крышку двигателя с трех буферов, просто потянув ее вверх, и вывертываем крепеж катушек – четыре болта «на 8». Проводку можно (и даже желательно) не отсоединять – ее длины вполне хватит для демонтажа катушек из колодцев. Прежде чем браться за свечной ключ «на 16», проверяем, сухо ли в округе: мáсла, если не пролили при заправке, нигде быть не должно! Иначе меняем прокладки клапанной крышки. Для смены воздушного фильтра вывертываем крестовой отверткой шесть саморезов его крышки. Но не до конца, а лишь пока они не выйдут из тела корпуса (этот момент легко почувствуете по щелчку). Упругость гофр не позволяет приподнять крышку на нужную высоту для того, чтобы вынуть старый элемент. Из-за формы клина он встает враспор, поэтому распускаем хомуты и снимаем крышку вместе с гофрами. В приводе навесного оборудования на моторе 2,3 л предусмотрен автоматический натяжитель. И это здорово, поскольку на чисто фордовских двигателях агрегаты с роликами закреплены намертво, а ремень заменяется при помощи приспособлений. Даже профессионалы вдвоем тратят полтора-два часа. В нашем случае все проще: ключом «на 15» отводим натяжитель за болт ролика по часовой стрелке и легко снимаем старый ремень. Новый ставим так же, заведя его сперва на все шкивы и в последнюю очередь – на ролик натяжителя.нусовую» отвертку, чтобы подцепить усик на разъеме: нажав пальцем, как задумано конструкторами, его вряд ли разблокируешь. Разве только на новой машине, пока зазор в замке не забился грязью. К правой противотуманке проще подобраться, сняв основную фару. С левой такой прием не пройдет – доступ перекрыт бачком омывателя. Поэтому действуем по инструкции: через технологические отверстия снизу вывертываем два самореза «на 8» и с помощью пластикового клина высвобождаем две защелки сверху. Сняв фару и отсоединив разъем, вынимаем лампу, повернув ее против часовой стрелки. Вроде бы несложно, но вот обратная операция… На подопытной машине со временем покоробился бампер и фара с подстыкованной колодкой никак не вставала на место – колодка упиралась в полку бампера. Пришлось импровизировать: сперва установили фару, а затем подсоединили разъем, отвернув три самореза и отогнув часть пластикового подкрылка под бампером. С задней оптикой все гораздо проще. Только с фонарями освещения номерного знака пришлось осторожничать – того и гляди расколешь корпус, подцепляя отверткой усик.НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕ, тыс. км (лет)Масло в двигателе, масляный фильтр Воздушный фильтр Топливный фильтр Фильтр салона Свечи зажигания Поликлиновой ремень Масло в МКП/АКП Антифриз в системе охлаждения Жидкость в приводе тормозов 20 (1) 40 –* 20 –** 160** –* (10) (2)*По регламенту замене не подлежит. **Проверка при каждом ТО, замена по состоянию.В ОСАДКЕГЛАЗ ДА ГЛАЗЕсли верить руководству по эксплуатации, поменять лампочки в головных фарах несложно: отверни два самореза (они под широкую шлицевую отвертку или «Торкс-30») и вынь оптику. На практике все гораздо сложнее: сперва, приподняв переднюю часть фары, сдвигаем ее вбок от оси машины, затем подаем слегка вперед, вынимая из проема в крыле, а потом двигаем еще раз вбок, выводя из-за бампера. Готовьте тонкую «ми-При замене тормозных колодок особых проблем не возникает. Главное – не забыть смазать направляющие пальцы, постели скобы и не загнуть в бараний рог стяжную пластину переднего суппорта. Поршень заднего механизма надо не вдавливать, а вкручивать, поэтому очень пригодится приспособление (оно стоит около 1800 рублей и окупается за одну замену колодок у дилера). Если его нет, подходит съемник пистонов обивки «классики» или, на худой конец, двузубая вилка для барбекю. Будьте аккуратны, не повредите пыльник поршня! Для замены салонного фильтра снимаем педаль газа, иначе к его лючку не подобраться. Но только не отсоединяйте разъем педали! Здесь легко загнуть тоненькие, словно иголочки, контакты. Если все же решитесь на эту операцию, обязательно снимите клемму с аккумулятора, выждав несколько минут после выключения зажигания (пока дроссельный узел не перестанет жужжать). Отворачивая гайку со стороны тоннеля пола, используйте торцевую головку с карданчиком – чтобы исключить изгибающий момент на шпильку. Если она сломается, будете снимать весь педальный узел, а он, между прочим, с пиропатроном (для складывания педалей в случае аварии). Лючок в отопителе крепится двумя саморезами. Доступ к верхнему крайне затруднен, но на подопытной машине… его на месте не оказалось. Похоже, предыдущий мастер, чтобы не мучиться с крепежом, решил его просто не ставить. Это не пример для подражания – крышка не прижмется к корпусу, через щель будет проникать неочищенный воздух.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВ, руб.Компьютерная диагностика двигателя 1850 Диагностика ходовой части и тормозов 1970 Замена масла и фильтра двигателя(масло CASTROL или FORD WSS-M2C913-C; 1100 SAE 5W30, ACEA A5/В5*)Замена фильтра воздушного/салонного 160/780 Замена поликлинового ремня 3070 Замена охлаждающей жидкости (Motorcraft Super Plus*) 1640 Замена масла АКП (ESD-M2C-166-H*)/ МКП (WSD-M2CR00-C*) 2400 Замена тормозных колодок передних/задних 1600/1600 Замена тормозных колодок передних вместе с дисками 2500 Нормочас 1650*Рекомендовано производителем.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВ, руб.Щетки стеклоочистителей 1650 Масло в двигатель (канистра 5 л) 1880 Ремень поликлиновой 1440 Автомат натяжителя поликлинового ремня (вместе с роликом) 10 280 Антифриз (1 л) 260 Тормозные колодки передние/задние 5020/4250 Тормозные диски передние 6200 Фильтр масляный/воздушный/ салонный 390/630/710 Свечи зажигания (комплект) 2200 За рулем 03/2011 165 | ТЕСТ-РЕМОНТ FORD MONDEO 2.3Если вздумаете протереть полость фильтра двигателя, используйте ветошь, не оставляющую волокон: бывало, оторванная ниточка заклинивала гидрокомпенсатор. Сливная пробка АКП показана стрелкой. Для замены поликлинового ремня отводим автомат натяжителя, ухватившись за болт ролика ключом «на 15». Повернув его по часовой стрелке, вставляем в прорезь механизма шлиц отвертки (место показано стрелкой). Чтобы снять разъем с фары, нажимаем здесь. Порой усилия пальца не хватает из-за накопившейся в зазоре грязи или задубевшего пластика, тогда подцепляем фиксирующий усик тонкой отверткой.Внутреннюю поверхность колпачка перед установкой фильтроэлемента промываем бензином, а уплотнительные колечки смазываем моторным маслом. Нижнее колечко – для сливной пробки (под шестигранник «на 6»). При замене свечей проверяем колодцы: масла в них быть не должно. Левее лежит старая свеча с явными признаками прорыва газов между корпусом и изолятором.Тыльная сторона фары: крышка, фиксируемая двумя защелками, снята. Патрон поворотника снабжен скользящими контактами, а лампы головного света – понятными в пользовании колодками с замком в нижней части. Сняли фару быстро, а вот с установкой повозились – мало того, что закладные пластины саморезов сходят с мест, так еще и колодка упирается в полку бампера (стрелка).Отсоединять крышку от гофр лучше не так, как показано на фото, а со стороны дроссельного узла и ресивера впуска, что на дальнем плане (показано стрелками), – так будет намного удобней.Проверьте состояние поролонового кубика на дне корпуса воздушного фильтра. Если он, намокнув, превратится в ледышку, закупорится вентиляция картерных газов, и тогда, весьма вероятно, выдавит один из сальников.Вообще-то, фонарь для замены ламп снимать не обязательно. Но здесь пришлось, поскольку из-за оплавления корпуса (стрелка) не удавалось защелкнуть панель с лампами.166 За рулем 03/2011 FORD MONDEO 2.3 РЕМОНТ и СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТДля доступа к лампам в секции крышки багажника (речь о седане) вынимаем три пистона и отгибаем обивку. Надавив на усики, снимаем плату. Чтобы добраться до третьего стоп-сигнала, надо вынуть все 12 пистонов. Фонарь подсветки номерного знака подцепляем за усик, показанный стрелкой. Для этого используем тонкую отвертку, но орудуем ею аккуратно – чтобы не расколоть хрупкий рассеиватель фонаря. Устанавливая стяжную пластину в переднем тормозном механизме, осадите ее на место легкими ударами рукоятки молотка. Направляющие пальцы очищаем и смазываем. Не забудьте поставить на место защитные колпачки! Задний тормоз: ключом «на 13» откручиваем болты направляющих, придерживая сами пальцы ключом «на 15». Прежде чем вкручивать поршень, отделите манжету, скажем, тупой спицей, смоченной тормозной жидкостью. Отвернув крепеж педали газа, оставляем висеть ее на проводке. Сменный элемент ставим таким образом, чтобы стрелки на его торце были направлены в салон, то есть против хода авто. И обязательно заверните оба самореза лючка!ОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Замена масла в двигателеПриемлемый доступ к фильтру, удобный щуп Бывает сложно стронуть колпачок картриджа Туговат крепеж, надо отсоединять гофры Легко вырвать с корнем резьбовые втулки крепления катушек Сложная схема укладки ремняЗамена воздушного фильтраАсимметричный фильтроэлементЗамена свечей зажиганияХороший доступЗамена поликлинового ремняЕсть автоматический натяжительЗамена ОЖ двигателяБольшой срок службы антифриза В системе нет сливных краниковЗамена масла в КПМасло рассчитано на весь срок службы НетЗамена тормозных колодокВполне привычная конструкция Нужно приспособление для ввертывания поршней задних механизмов Плохой доступ, легко повредить шпильки и проводку педали газа Фары надо снимать, велико усилие фиксатора колодки фары Плохая фиксация закладных пластин саморезов, тугая фиксация защелок Для доступа к секциям в багажнике надо частично снять обшивкуЗамена салонного фильтраНетЗамена ламп в головных фарахБольшой лючок, понятные и удобные колодки лампЗамена ламп противотуманокЕсть технологические отверстия для крепежаЗамена ламп в фонаряхОтличный доступ к секциям в крыльяхИТОГО: В целом модель проста в обслуживании, за исключением неудобства замены охлаждающей жидкости и салонного фильтра.*Авто с мотором SEBA в сравнении с «Ладой-Приора», трудоемкость обслуживания которой условно оценена в четыре балла по пятибалльной шкале (ЗР, 2008, № 1).168 За рулем 03/2011