176
177
178
179
ДЕТАЛЯХ LEXUS RX 400h (2005–2008 гг.) РЕМОНТ и СЕРВИС | ВДИНАМОМАШИНАБуква h (hybrid) на шильдике «Лексуса» выдает его владельца как приверженца современной моды на все «зеленое». Насколько дорого обходится эта страсть, выяснял Игорь Козлов. Фото автора.ПЛЮС ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯГибридных автомобилей становится все больше. Если десятилетие назад таковым был лишь «Приус», то сейчас все ведущие фирмы серийно выпускают подобные авто. Но вот насколько надежны машины с бензоэлектрическим силовым агрегатом? «Лексус-RX 400h» (заводской индекс MHU 38) стал первым гибридом, официально поставляемым в Россию. С 2005 года наработан солидный опыт эксплуатации, ведь пробег многих машин перевалил за 150 тыс. км. В отличие от модели, продаваемой в Америке, (ее индекс MHU 33) наш «эр-икс» полноприводный: в дополнение к передней гибридной трансмиссии введен электродвигатель с редуктором привода задней оси. Интересно, что эта часть гибридного привода лишь обдувается воздухом, в то время как передняя часть трансмиссии имеет жидкостное охлаждение с отдельным контуром, не связанным с бензиновым двигателем. Изредка случается, что антифриз начинает подтекать по стыку картера трансмиссии – обращайте внимание на это место. Проще периодически проверять уровень в левом расширительном бачке, который по совместительству служит частью176 За рулем 07/2011 ИЗ ИСТОРИИ МОДЕЛИLexus RXДЕБЮТ: RX второго поколения был представлен в США в январе 2003 года. В Северной Америке и на Ближнем Востоке предлагалась версия с 3,3‑литровым V6. Европейские и азиатские покупатели получили 3‑литровый мотор. В марте 2005 года начали выпускать гибрид RX 400h, который с июня того же года официально поставляли в Россию. КУЗОВ: 5‑дверный универсал (SUV). ДВИГАТЕЛИ: бензиновые – V6, 3,0 л, 204 л.с.; V6, 3,3 л, 230 л.с.; V6, 3,5 л, 277 л.с. Для гибридной версии: бензиновый, V6, 3,3 л, 210 л.с., плюс передний электромотор 165 л.с., плюс задний электромотор 68 л.с. (суммарная мощность силовой установки – 270 л.с.). Батарея 288 В/6,5 А.ч. КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: А5 для обычной версии, бесступенчатая планетарная для гибрида. ПРИВОД: передний или полный. РЕСТАЙЛИНГ: в 2007 году изменились решетка радиатора, бамперы, колесные диски, а также некоторые декоративные элементы кузова. Годом раньше прежние V6 были заменены двигателем 3,5 л. КРЭШ-ТЕСТЫ: в 2004 году уровень безо‑ пасности при лобовом столкновении по ме‑ тодикам IIHS и NHTSA (США) был признан наивысшим. Последствия за наезд сзади заслужили оценку «плохо» (IIHS).Анимация на центральном дисплее, отражающая режимы гибридной трансмиссии, не только забавна – она подсказывает, как эффективнее использовать рекуперацию. При движении задним ходом на дисплей идет картинка с камеры заднего вида.системы охлаждения инвертора – силового преобразователя постоянного тока батареи в переменный для питания электромоторов. Соответственно в режиме рекуперации электроны бегут в обратную сторону, заряжая батарею. В этом отдельном контуре жидкость перегоняет электронасос, у которого хоть и крайне редко, но случаются сбои. Предсказать скорую кончину насоса невозможно, ведь он включается лишь по мере надобности – когда инвертор действительно нуждается в охлаждении. Дефект почувствуете только в движении, когда вследствие перегрева инвертор ограничит токи. При этом машина станет тупить, а на дисплее высветится надпись: Check Hybrid System. При замене жидкости необходимо выгнать из системы воздушные пробки, иначе впоследствии инвертор будет перегреваться. Хотя электроника при этом ограничит подаваемый ток, могут взорваться силовые транзисторы. Дилеры отдельно их не меняют, предлагая раскошелиться на новый инвертор в сборе (более полумиллионаСледите, чтобы вентиляционные решетки под задним диваном для охлаждения тяговой батареи ничем не перекрывались. Вид сверху на левую часть подкапотного пространства (пластиковый щиток, закрепленный на трех пистонах, здесь снят): электронасос охлаждения инвертора (стрелка) установлен непосредственно под инвертором, а его расширительный бачок здесь не виден.Для России капот оклеивают защитной пленкой, но нижняя отбортовка «клюва» остается голой и ржавеет довольно быстро. Взгляните, во что превращаются транзисторы инвертора вследствие перегрева. По статистике, семь из восьми случаев приходятся на гарантийный период, то есть драгоценный инвертор чаще меняют бесплатно.За рулем 07/2011 177 ДЕТАЛЯХ |В LEXUS RX 400h (2005–2008 гг.)СТОИМОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВ, руб.*Компьютерная диагностика электроники 2930 Полная диагностика машины (кузов, двигатель, рулевое, тормоза, трансмиссия) 7410 Замена масла и фильтра двигателя 980 Замена свечей зажигания на RX 330/RX 400h 4290/5400 Промывка дроссельного узла 390 Замена привода ГРМ (вместе с роликами) 7800 Замена инвертора 6240 Замена тяговой батареи 5270 Замена тормозных колодок передних/задних 1170/980 Регулировка углов установки колес 4290 Нормочас 1950*С учетом 25‑процентной скидки для негарантийных машин.СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙ, руб.*Крыло переднее 9100 Бампер передний/задний 15 880/15 880 Блок-фара/фонарь (для RX 400h) 45 740/7880 Защитная пленка капота 9210 Фильтры: масляный/ воздушный/салонный (для RX 400h) 424/1072/1680 Свечи зажигания (комплект) 2700 Ремень поликлиновой (для RX 330) 3200 Насос охлаждения инвертора 27 700 Подшипник передней ступицы 5700 Стойки стабилизатора подвески передней/задней 5320/7850 Рулевая тяга в сборе 6320 Тормозные диски передние/задние 8650/7520*С учетом 15‑процентной скидки для негарантийных машин.рублей!). Однако в Интернете можно найти более гуманные цены на ремонт. Причем чем дальше на восток, тем дешевле. Например, в Екатеринбурге с вас возьмут 100–120 тысяч, а во Владивостоке – почти вдвое меньше. К счастью, отказы инверторов все же редки. Коробки передач у гибрида в привычном понимании нет. Ее роль играют всего два планетарных ряда. Первый через водило с сателлитами соединен с бензиновым двигателем, а через солнечную шестерню – с электромотором в 650 В, который является одновременно стартером и генератором. Этот же мотор, меняя обороты, изменяет передаточное отношение между ДВС и коронной шестерней, связанной через редуктор и дифференциал с колесами. Второй планетарный ряд через солнечную шестерню (коронная у обоих рядов общая) связан с тяговым мотор-генератором (тоже на 650 В). Очень красивая конструкция! И на удивление беспроблемная. Важно только следить за маслом (оригинальное – Toyota ATF WS). Хотя по регламенту оно «вечное», дилеры рекомендуют менять через 160 тыс. км.ЭЛЕКТРОДВИЖУЩАЯ СИЛАБывает, подобную машину покупают лишь для имиджа и она простаивает месяцами. Это худший вариант эксплуатации, о чем ясно сказано в инструкции. Даже штатная электроникадовольно быстро разряжает 12-вольтовый аккумулятор емкостью всего 36 A.ч, предназначенный для питания вспомогательного оборудования. А ведь многие устанавливают на машину дополнительную сигнализацию («Лексус» привлекает повышенный интерес угонщиков), у которой ток покоя может достигать 100 мA. Несложно подсчитать, что аккумулятор полностью разрядится всего за полмесяца. А ведь он также питает силовые реле подключения тяговой батареи, от которой пускают двигатель. Из-за естественного саморазряда основная батарея тоже может сесть. Поэтому возьмите за правило периодически (раз в неделю) прокатывать машину хотя бы вокруг дома, а потом ждать, пока ДВС сам не заглохнет. Это знак, что тяговый аккумулятор заряжен. Бытует мнение, что в условиях русской зимы гибриды долго не живут. Не верьте слухам! На полюсе холода в Оймяконе до сих пор ездят праворульные «приусы» первого поколения. Что касается RX – да, случались отказы батареи (на экземплярах 2005 года, меняли по гарантии), но их можно по пальцам пересчитать. Кстати, чем дальше на восток, тем больше умельцев, готовых за умеренную плату перебрать батарею, заменив дефектные ячейки (всего ячеек 240 штук). Конструкция бензинового двигателя 3MZ-FE (3,3 л) проверенаЧтобы реанимировать автомобиль с севшей батареей, придется «прикурить» (этот экземпляр бездействовал всего две недели). В ограниченное пространство аккумулятор большей емкости, увы, не входит.Передняя часть гибридной трансмиссии на этой машине пока в полном порядке (пробег 112 тыс. км). Отпотевание в передней части (кружок) не критично. Гораздо хуже, если масло или охлаждающая жидкость начнут капать в зоне, показанной стрелкой. Электропривод задней оси имеет воздушное охлаждение, поэтому важно поддерживать в чистоте оребрение картера. Втулки стабилизатора изнашиваются и начинают стучать к 30 тыс. км (спереди – к 40 тыс. км), иногда приходится менять не только их, но и сам стабилизатор – из-за коррозии в зоне охвата втулки. Ресурс тормозных колодок сильно зависит от манеры вождения: порой они изнашиваются к 20 тыс. км, но бывает, что служат в шесть раз дольше.Основной VIN ищите под заглушкой на поперечине под пассажирским сиденьем, а дублирующий – в окошке ветрового стекла, под левым поводком дворника.178 За рулем 07/2011 РАСЧЕТНЫЕ ЗАТРАТЫ ЗА ТРИ ГОДА ЭКСПЛУАТАЦИИ* (75–150 тыс. км), руб.RX 330-350 RX 400h МОДЕЛЬ Средняя цена трехлетнего экземпляра с пробегом 1 667 000 1 707 000 75 тыс. км Стоимость ТО у дилеров за пробег 75–150 тыс. км 120 000 119 000 включительно (с расходниками) Вероятные затраты за пробег 75–150 тыс. км (деталь с заменой) Защитная пленка капота 16 040 Аккумулятор, 12 В – 5250 Шланг напорной магистрали 19 540 – ГУРа Ремонт АКП 66 690 – Суппорт задний в сборе 14 640 Стойки и втулки 19 800 19 600 стабилизаторов подвесок Втулки стабилизатора подвесок (одна замена 5730 5530 передних плюс две замены задних) Подшипник передней 13 680 ступицы Тормозные диски и колодки 16 310 передние Тормозные колодки 9860 передние (две замены) Тормозные диски и колодки 12 600 задние Тормозные колодки задние 3140 ИТОГО 1 985 000 1 942 620 Средняя цена шестилетнего экземпляра с пробегом 1 092 000 1 175 000 150 тыс. км Потери в эксплуатации (сумма затрат на авто 893 000 767 620 с вычетом его продажи)** Средний расход топлива в городе (данные 14 10 владельцев), л/100 км Расходы на топливо 273 000 195 000 (А95, 26 руб./л) Стоимость километра 15,54 12,83 пробега Возможные дополнительные затраты за пробег 75–150 тыс. км (деталь с заменой) Инвертор – 528 320 Насос охлаждения инвертора – 33 940 Тяговая батарея – 315 400 АКП (новая) 219 600 – Ремень поликлиновой 3980 – Рулевые тяги 23 840*Цены на май 2011 года, ремонт и ТО у дилера. **Без учета страховок, шин, инфляции и ДТП.временем. Мотор построен на базе трехлитрового 1MZ-FE, который неплохо зарекомендовал себя на RX 300 и «Тойоте-Кэмри». 3MZ-FE устанавливали также на чисто бензиновый RX 330. Под гибрид двигатель все же немного модифицировали: здесь другие опоры, система впуска и фазы газораспределения. А главное – нет навесных агрегатов, приводимых поликлиновым ремнем, поскольку усилитель руля и компрессор кондиционера электрические. Ремень ГРМ меняем каждые 100 тыс. км, обязательно вместе с роликами. Помпа приводится тем же ремнем; она вполне надежна и служит порой свыше 200 тыс. км. А вот свечи зажигания, хоть и иридиевые, больше 40 тыс. км не держатся. При замене нужно снимать впускной коллектор. Это, пожалуй, основная сложность при обслуживании машины. Дилеры при каждом ТО (10 тыс. км) промывают узел дроссельной заслонки, мотивируя процедуру тем, что на RX 330 с очень похожим мотором к 30–60 тыс. км из-за грязевых отложений начинают плавать обороты холостого хода. И хотя двигатель гибрида никогда не работает в таком режиме (он либо молчит, либо работает под нагрузкой, заряжая тяговую батарею), у него могут наступить проблемы с пуском.А как поживает обычный бензиновый RX, на базе которого построена модель 400h? Его двигатель столь же надежен (знай меняй свечи, привод ГРМ да промывай дроссель), но вот коробка-автомат способна преподнести сюрприз даже на 120 тыс. км. Все из-за несвоевременной замены масла. Ведь по мере естественного износа деталей в масле накапливается электропроводящая металлическая взвесь, в результате чего электронноуправляемые клапаны начинают работать не по алгоритму блока управления, а самостоятельно. Возникает возможность одновременного включения двух передач – понятно, что тогда агрегату приходит конец. Учтите: после переборки нужно перенастроить блок управления КП – стереть все предшествующие настройки и вшить новые, соответствующие измененным моментам схватывания при включении и выключении передач. Иначе ждите новых проблем. По стыку задней крышки раздатки иногда течет масло – проще его периодически подливать. Если масло подтекает через завальцовку напорного шланга ГУРа (случается к 80 тыс. км), меняем не раздумывая – с рулевым не шутят. Общая проблема любых RX, в том числе гибридов, – суппорты задних тормозов. В них довольно быстро перетираются резинкиПРОСТО «ЭР-ИКС»направляющих пальцев, попавшая сквозь щели влага сковывает механизмы. Поэтому при каждом ТО проводим профилактику. Стоимость километра пробега гибрида, рассчитанная по методике нашей рубрики (ЗР, 2011, № 1), оказалась значительно ниже, чем у бензиновой версии: 12,83 против 15,54 руб. Но если не повезет с инвертором или тяговой батареей, расклад будет совсем не в пользу гибрида: слишком дороги пока электрические узлы и агрегаты. Благодарим СП «БИЗНЕС КАР» (автоцентр «Лексус Левобережный» на 78 км МКАД, Москва) за содействие в подготовке материала.За рулем 07/2011 179