48
49
АВТОМОБИЛИ | «ЛАДА-ПРИОРА CNG»ПОДКЛЮЧАЕМ ГАЗСВ начале 2012 года АВТОВАЗ собирается начать производство «Приоры» с двигателем, потребляющим сжатый природный газ (СNG) – метан. С предсерийными образцами ознакомился Игорь Моржаретто.уществуют две модификации «Приоры CNG». Обе созданы на базе седана, но это не исключает появления впоследствии газовых хэтчбека и универсала. Первой станет версия с индексом 21709. Она комплектуется обычным бензобаком и двумя баллонами суммарным объемом 96 л. Композитные баллоны с газом под давлением до 25 МПа аккуратно спрятаны в модифицированной нише запасного колеса. Они снабжены предохранителями и скоростными клапанами, исключающими разрыв баллона и неконтролируемый выход горючего при неисправности газопроводов. Для размещения емкостей пол багажника пришлось приподнять на 100 мм – из-за этого отсек уменьшился примерно на 35 л. Опытные образцы пока обходятся без запаски, но покупателям серийных образцов предложат альтернативу: ремкомплект с герметиком и компрессором либо запаску, размещенную в самом багажнике, что, конечно, съест немалую часть его объема..За рулем 07/2011Кузов с измененным полом под баллоны со следующего года станет единым для всех версий «Приоры» – и бензиновой, и газовой. У обычных машин на месте баллонов разместится пластиковый контейнер для инструмента и прочих мелочей. Плюс запаска. Заправочный штуцер находится рядом с привычной горловиной бензобака, под общим лючком. Запас хода на метане обещают примерно 370 км. Учитывая также полноценный бензобак, можно декларировать до 1000 км пробега на одной заправке. Правда, в обычном режиме 1,6-литровый мотор работает на бензине только при пуске в холодную погоду, а после прогрева система сама переходит на газ. Она же переведет мотор в бензиновый режим, если закончится метан. Впрочем, водитель при необходимости и сам может выбрать: на приборной панели есть переключатель режимов. При этом, работая на бензине, двигатель соответствует нормам Евро-4, на газе – уже Евро-5.Вторая модификация – 21719 – работает исключительно на метане. Она тоже готова к производству, но пока оставлена на низком старте – до увеличения плотности газовых заправок. У нее взамен обычного бензобака – усеченный, объемом 15 л. Освободившееся место занимает еще один баллон – на 22 л. Общий объем заправки – 118 л, которых хватает на 450 км. С учетом резервного бензина можно дотянуть и до 650 км! Конечно, газовая «Приора» будет несколько дороже обычной – на 30–40 тыс. руб. Но эта разница окупится уже после 40 тыс. км, ведь метан на 50–70% дешевле бензина.P.S. Сжатым метаном в России можно запра‑ виться лишь на 220 станциях, три из них в столице (все они расположены на МКАД); кроме того, работают заправки в Московской области (в Коломне, Орехово‑Зуеве и Сергиевом Посаде).48 ОТВЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫСергей ИВЛЕВ, начальник отдела автомобилей с альтернативными энергоустановками АВТОВАЗа Если сравнивать газ с бензином, плюсы «голубого топлива» оче‑ видны, с какой стороны ни посмотри. Двигатель на метане работает более ровно, смазка его происходит лучше, не смывается масляная пленка с цилиндров, в камере сгорания не образуется отложений. В результате ресурс такого мотора увеличивается примерно на 30%. Метан дает меньше вредных выхлопов и позволяет уменьшить вы‑ бросы СО2 до 120 г/км, что соответствует перспективным требовани‑ ям Евро‑5.При необходимости водитель сам выберет вид топлива: на приборной панели есть переключатель. Он же, мигая, сигнализирует, что газ кончается.Газовый штуцер прячется рядом с горловиной бензобака, под общим лючком.Баллоны заняли расширенную нишу запасного колеса.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМОДЕЛЬОБЩИЕ ДАННЫЕ Объем бензобака, л/ запас хода на одной заправке бензином, км Объем газовых баллонов, л/ запас хода на одной заправке, км Суммарный запас хода на одной заправке, км Объем багажника, л ДВИГАТЕЛЬ Рабочий объем, см3 Конфигурация/ число клапанов Тип топлива Мощность, кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент, Н.м при об/мин Максимальная скорость, км/ч Время разгона 0–100 км/ч, с«Лада-Приора» «Лада-Приора» «Лада-Приора» ВАЗ-2170, ВАЗ-21709, ВАЗ-21719, бензиновая двухтопливная однотопливная42/585 – 585 430 ВАЗ-21126 1597 Р4/16 бензин 72/98 5600 145 4000 183 11,5 42/585 96/370 955 385 ВАЗ-21126 1597 Р4/16 СПГ/бензин 68/92 5200 130 3600 175 12,5 15/200 112/450 650 385 ВАЗ-21126 1597 Р4/16 СПГ 68/92 5200 130 3600 175 12,5На правах рекламы