214
215
216
СПОРТ | КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ RTCCИ ВСЕ-ТАКИ ВЫЖИЛИ!Отечественное «кольцо» переходит от борьбы за существование к развитию, считают Сергей Зиновьев и Вадим Крючков, побывавшие на стартовом этапе чемпионата страны. Фото Юрия Тюрина.Ого – там, где прошлым летом была утрамбованная бульдозером глина, выросла аккуратная зеленая травка! Причем не какие-нибудь весенние первоцветы вроде лопухов и сурепки, а засеянный культурный газон. Определенно, у автодрома «Смоленское кольцо» заботливые хозяева. Хотя эта рачительность обусловлена коммерческим расчетом: на красивой трассе и гонки смотрятся эффектней, а значит, легче завлечь различные гоночные и клубныесостязания, зрителей, спонсоров и другие привычные для гоночных трасс источники дохода. Сезон-2011 на «Смоленском кольце» открыла серия RTCC, имеющая статус чемпионата и Кубка России. Шестнадцать автомобилей на старте объединенного заезда двухлитровых машин классов «Туринг» и «СуперПродакшн» – это много или мало? С одной стороны, для RTCC, в докризисные годы собиравшего под сотню участников, хотелось быбольшего. С другой – в родственных по духу, технике и названию британском или шведском «туринговых» чемпионатах (BTCC и STCC) тоже участвуют примерно по два десятка автомобилей. То есть в количественном отношении наш RTCC не особо уступает западным аналогам. Плюс шестнадцать автомобилей классов «Туринг-Лайт» и «Национальный». Так что грех жаловаться. Просто все помнят лучшие, богатые времена, и хочется их вернуть.214 За рулем 07/2011 РОССИЙСКИЙ «ТУРИНГ»Серия RTCC (Russian Touring Car Championship) родилась в 2004 году на базе Кубка «Фольксваген-Поло», затем объединила несколько классов машин, став ведущим российским кольцевым турниром. Ныне они разбиты на классы «Объединенный 2000» и «Объединенный 1600» (по объему мотора), а внутри них – на «Туринг»/«СуперПродакшн» и «Туринг-Лайт»/«Национальный» (по уровню подготовки машин). В «Туринге» и «Туринге-Лайт» разыгрываются медали чемпионата страны, в других классах – Кубок России. Спортивный и технический регламенты RTCC во многом соответствуют нормативам чемпионата мира WTCC. На фоне гибели всех формульных классов и гоночной серии АВТОВАЗа главная заслуга генерального промоутера RTCC Сергея Крылова – поддержание российского «кольца» в стабильном и жизнеспособном состоянии. В 2012 году ожидается дополнение RTCC «двухлитровым формульным классом» – решается вопрос, каким именно.А вот отличия в качественном составе участников и обилии представленных марок очевидны. Безусловно, Михаил Ухов, Виктор Козанков и Александр Сотников для российского «туринга» столь же крупные звезды, как Рикард Райделл для шведского чемпионата или Джейсон Плейто для британского. Но нынешний костяк RTCC состоит из бизнес-драйверов, пришедших в кольцевые гонки без серьезной подготовки в виде картинга или иных спортивных дисциплин – можно сказать, внезапно. Звезды же друг с другом, по сути, не конкурируют. Распределились по четырем зачетным группам и заняли там лидирующие позиции. У иностранцев чуть иначе: Райделлу и ПлейтоБыстрые автомобили на хорошей стационарной трассе. Эпизоды британского или шведского «туринга» выглядят почти так же.На правах рекламы | КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ RTCCне дают расслабиться соперники, равные по силам и послужному списку. Да и насчет обилия марок и моделей говорить нам пока рановато. Именно «пока» – ведь появилась уверенность, что приобретенную новую технику не придется вскоре продавать из-за того, что гонки умерли. RTCC перестал ютиться на временных городских трассах с неприятнымиДесерт гоночного уик‑энда RTCC. Впервые на кольцевой трассе встретились… крос‑ совые грузовики. Сергей Кротов и ГАЗ‑53 победили. Александр Сотников (в центре) лучше других пилотов знает конфигурацию «Смоленского кольца». Результат – убе‑ дительные победы в двух заездах класса «Туринг‑Лайт».СЕРИЯ RTCC1‑й этап, итоги «Туринг»1. А. Фролов (Оренбург, «СЕАТ-Леон») 2. М. Ухов (Москва, БМВ-320) 3. С. Рябов (Самара, БМВ-320)«Супер‑Продакшн»1. А. Артюшин (Москва, «Хонда-Сивик Тип R») 2. В. Козанков (Москва, «Хонда-Сивик Тип R») 3. М. Засадыч (Москва, БМВ-320)«Туринг‑Лайт»1. А. Сотников (Курск, «Форд-Фиеста») 2. Б. Шульмейстер (Москва, «Форд-Фиеста») 3. М. Грачев (Омск, «Форд-Фиеста»)«Национальный»1. В. Мезенцев (Тольятти, «Лада-Калина») 2. В. Малеев (Самара, «Лада-Калина») 3. В. Мещеряков (Тольятти, «Лада-Калина»)бетонными плитами по периметру. Запланировано семь этапов, четыре из них примут стационарные спортивные сооружения. Ни один переоборудованный аэродром, ни один городской закуток с перекрытыми улицами не сравнится с качественной гоночной трассой. Число их растет – в августе дебютирует еще «Казань-Ринг». Поэтому нет никаких сомнений, что и число участников серии поднимется уже в ходе нынешнего сезона. А из бизнес-драйверов, кстати, нередко выходят гонщики высокого уровня. Хотя, может, и не такого высокого, как Райделл, который, помнится, был чемпионом мира по картингу.216 За рулем 07/2011