236
237
238
239
240
КЛАССИКИ OPEL KAPITÄN БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕОФИЦЕРСКОЕ236 За рулем 07/2011 Длинная и непростая жизнь не лишила его сил. На ретроралли вместе с главой марок «Опель» и «Кадиллак» в России Ивом Ле Форсоннэ в автомобиле, которому за семдесят, выехал Сергей Канунников. События фиксировал Константин Якубов.Упоминаний о спортивных достижениях «Опеля-Капитан» в его молодые годы мне найти не удалось. Вовсе не потому, что гонок тогда не проводили. Как раз во второй половине 1930-х на его родине были в моде всякие военно-патриотические околоспортивные забеги. Но солидный, осанистый седан для гонок явно не подходил. Его владелец – господин в добротном костюме, шляпе, плаще. Ну или в кителе со знаками различия примерно такого же звания, как автомобиль. Не меньше.ИМЯ И ФАМИЛИЯЗВАНИЕИнтересно, что на экспорт в некоторые страны новинку 1938 года отправляли под старым именем «Опель-Супер 6». Предшественника делали до 1936-го с новым 2,5-литровым двигателем и старым унифицированным, пусть и облагороженным, кузовом от моделей 1,3 l и 2 l. Имя «Капитан» казалось некоторым соседям Германии слишком милитаристским. И не только оно. В 1930-е годы «Опель» сформировалЗа рулем 07/2011 237 КЛАССИКИ | ЖИВЫЕ OPEL KAPITÄNЧасы владельцу солидного автомобиля необходимы. Электро­ оборудование «Капитана» – родное 6­вольтовое.Сзади удивительно уютно и очень удобно. Приборов в салоне минимум, в основном лампочки. За хорошей машиной лишний раз незачем наблюдать. Замки, запирающие рулевую колонку, немцы ставили еще до войны. Пуск двигате­ ля – педалью.238 За рулем 07/2011 целую военно-морскую семью: «Кадет», «Капитан», «Адмирал», – а эмблемой компании стала торпеда. Главным новшеством «Капитана» был несущий кузов. Этот принцип уже обкатали на младшей «Олимпии». Внешне автомобиль выглядел современно и солидно, дизайном явно тяготея к американской школе (хотя немецкий филиал «Дженерал моторс», по сути, уже национализировали), что особенно нравилось покупателям. При этом четырехдверный седан – самая распространенная версия «Капитана» – стоил всего 3975 рейхсмарок. Прямой конкурент – «Мерседес-Бенц 230» обходился в 5875, а БМВ-326 – в 4450 марок. Неудивительно, что спрос на автомобиль и в Германии, и за ее пределами был отменный. Каков поворот истории! Предвоенный «Опель-Капитан» на старте ретроралли в самом центре Москвы, у Кремля, на Васильевском спуске. Могло ли подобное привидеться тем, кто ездил на рекрутированных «капитанах» по раскисшим российским хлябям во время войны? А таких машин в вермахте было немало. Впрочем, конкретно этой, родом из 1939-го, повезло больше: ее до войны продали в Данию и она избежала военной повинности. Гаркнул глушитель, выбросив в небо продукты жизнедеятельности рядной верхнеклапанной «шестерки»,ПО НОВОЙ ЛЕГЕНДЕи мы гордо проезжаем нарядную арку, уходя на трассу ретроралли в поисках первого КВ (контроль времени). Руль, газ, сцепление тормоза почти идеальны для машин того времени. Коробка передач – с синхронизаторами на второй и третьей. Подвеска мягкая, комфортная. Руль, конечно, требует внимания и старания. Готовясь к повороту, следует заранее выбрать люфт и только потом энергично запустить острый капот куда следует. А затем, не зевая, вернуть руль в первоначальное положение. Что-то мне эти повадки явно напоминают! А чего удивляться – схема передней независимой пружинной подвески, в которой верхние рычаги одновременно и рычаги амортизаторов, знакома по «Победе». Да и схема несущего кузова советской машины тоже заимствована у «Опеля». Кстати, в первых испытаниях ГАЗ-М20 «Капитан» участвовал в качестве ближайшего аналога. Но даже в современном городе наш «офицер» не теряется. Вот только обзорность периодически заставляет напрягаться. Другие ритмы да и нравы. А ведь лет сорок назад немало трофейных «капитанов» ездило по улицам не в качестве музейных экспонатов – то был обычный семейный транспорт. Оригинальные узлы постепенно выходили из строя, но их без проблем меняли на двигатели и подвески от горьковских машин. На гордую осанку «капитанов» эти переменыС «КАПИТАНОМ» НА БАЛИв Ле Форсоннэ, исполнительный директор «Кадиллак» и «Опель» в России Этот автомобиль с именем, просуществовавшим более 30 лет, – один из символов успеха фирмы «Опель». Поэтому для любого сотрудника компании ездить на нем, тем более участвовать в ралли – честь! Я, как правило, езжу на последних моделях. Однако понял: управлять автомобилем, которому уже 72 года, – особое дело. Это как попасть на шумный бал в старый замок, полный нарядных гостей. У меня нет личного ретрокара. Но в семье живет родстер, на котором ездила моя жена, когда мы с ней познакомились. Машина нам очень дорога, ей уже 14 лет, и я очень хочу лет через десять выехать на ней на ретроралли. В молодости моим любимым автомобилем был «Опель-GT», который выглядел как маленький «Шевроле-Корвет». Но владеть «Корветом» на моей родине, во Франции, было практически нереально. Более земной «Опель» стал для меня символом воплощения этой мечты. На мой взгляд, помимо «Капитана», самые знаменитые модели фирмы – «Олимпия» и «Калибра». Ну а я, много лет назад сев за руль «Опеля-Монца», особенно полюбил именно это спортивное купе.За рулем 07/2011 239 КЛАССИКИ | ЖИВЫЕ OPEL KAPITÄNЕдинственный, но существенный недостаток этого «Опеля» – послевоенные фары. До войны ставили более оригинальные многогранные. Сейчас такие – большой дефицит. Штатные указатели поворотов по-прежнему работают. Ниша для запасного колеса в крышке багажника. не влияли. Примерно в то время я и полюбил этот автомобиль. Один из трофеев жил всего в паре домов от моего и, как оказалось позднее, принадлежал капитану (честно!) районного ГАИ – мужчине строгому, но справедливому. …Прошли еще один КВ. Идем в графике, не отстаем от конкурентов, даже более знаменитых и чопорных. Можно бы, конечно, и расслабиться. Ретроралли все-таки специфический спорт. Но мальчишеский азарт не отпускает, да и перед заслуженным «Опелем» не хочется опозориться. в 1951-м; сильно изменившуюся внешне машину выпускали до 1953-го, когда она уступила место полностью новому «Капитану». Хорошие всетаки автомобили делали в Германии. Лучше бы их и делали, вместо танков и бомбардировщиков… Победителями мы с «Опелем» не стали, но проехали более-менее прилично. Это я, будучи штурманом, пару раз ошибся. А вот старенький «Капитан» ни разу не подкачал, вел себя стойко – по-офицерски…«КАПИТАН», УЛЫБНИТЕСЬ!Ему повезло. Предвоенных машин сохранилось немного. Но «Капитан» стал одним из символов возрождающейся послевоенной Германии – его запустили в производство на восстановленном заводе в октябре 1948-го – правда, лишив оригинальных фар в пользу более дешевых круглых. Потом была серьезная модернизацияСУХОПУТНЫЙ ФЛОТ«Опель-Капитан» выпускали с 1938 года. Модель с 2,5-литровым (такой же ставили на грузовики «Блиц») 55-сильным двигателем и трехступенчатой коробкой заняла в гамме фирмы место между «Кадетом» и «Адмиралом». Выпускали закрытые двух- и четырехдверные кузова, а также кабриолеты, в том числе заказные – работы известных ателье. Прерванное в 1940-м производство возобновили в 1948-м. В 1951-м «Капитан» модернизировали, изменив кузов и форсировав до 58 л.с. двигатель. До 1953-го построили 96 137 экземпляров, из них до 1940-го – 17 144.240 За рулем 07/2011