КУРЬЕР | В ПЕРВЫЙ РАЗ…В первый разОбратившись в начале года к читателям с предложением присылать истории с объединяющим началом «В первый раз…» (впервые за рулем, первая встреча с ГАИ, первый автомобиль, первое ДТП и т.д.), мы обещали публиковать лучшие из них. Выполняем обещание и ждем новых историй!ПРАВА НА ДЕСЯТЬ МИНУТ 2000‑й год… Только что сдал экзаменна права, и мы с отцом на стареньком «Москвиче‑2140» отправились получать их в МРЭО. До отдела меня довез отец довез, но обратно я гордо уселся за руль сам! Путь пролегал мимо двух постов ГАИ. Первый мы миновали нормально, а на втором – «Ваши документы»… Гордо протягиваю новые права и техпаспорт, спокойно жду вердикта и слышу: «А доверенность?». Мы на радостях совсем забыли, что машина принадлежала матери и отец водил ее по гендоверенности. Мало того – он забыл ее дома! В итоге меня пригласили на пост, а отцу пришлось бежать за документами. Хорошо, что это все происходило неда‑ леко от дома. Но меня в итоге лишили прав… Штраф, конечно, оплатил на следующий день и права мне вернули. Однако «рекорд» уста‑ новил: в общей сложности я владел правами от момента их получения до изъятия всего 10 минут… Кирилл ВасильевНА «ЗАПОРЕ» – В КРЕМЛЬ!Первым у меня был голубенький ЗАЗ‑965 1963 года. Приобрел я его в 1973‑м с пробегом тысяч 100–150. С тех пор сменил много машин, но эта осталась самой люби‑ мой – как для меня, так и для жены. Несмотря на смешные 18 сил, бегал он совсем не плохо и даже разгонялся до сотни. Я умудрялся заниматься на нем извозом – и не без успеха! 23 февраля 1973 года я в белой рубашке и галстуке – праздник же! – возвращался домой. Предстояло миновать Большой Камен‑ ный мост и выехать на Манежную. Доползаю до середины моста и замечаю, что внизу у светофора стоят машины: красный сигнал. Вижу по центру дороги и ко мне спиной огромного, в тулупе и валенках, милиционера. Он медленно спускается по резервной полосе вниз, к Боровицкой площади. Спокойно начи‑ наю тормозить, а тормозов… нет! Опыта у меня – ноль: права только полу‑ чил. Ручник у «горбатого» почему‑то тоже не держал… Вспоминаю что‑то умное про пониженную передачу – перехожу, как учили, на «нейтраль»… и понимаю, что никакая передача больше не втыкается. Внизу полно машин, а «горбатый» весело ускоряется. Выруливаю на свободную резервную – а куда еще? – и вижу широкую спину милици‑ онера, которая быстро стала еще больше… Жму со всей силы на сигнал, как будто это педаль тормоза, и в ответ слышу лишь писк голодного комара. А на милиционере – шапка с опущенными ушами: ну не слышит онничего! И я, не отпуская сигнал, как ненор‑ мальный, еду на него… Надо полагать, он услышал‑таки писк, поскольку, не оборачиваясь, показал мне кулак. Однако, когда до постового осталась всего пара метров, в его голове что‑то все‑ таки сработало: он обернулся и отпрыгнул! А я, лихо объехав стоящие машины, повернул возле будки инспектора направо и торже‑ ственно въехал в Кремль. В Боровицкие ворота! Расчет оказался верным: подъем на въезде в Кремль замедлил движение, а затем вообще погнал машинку назад. Выезжаю из ворот обратно, выворачиваю руль и упираюсь задним бампером в будку часо‑ вого. Тот даже не успел из нее выскочить! А снизу уже приближается милиционер… Причина отказа была ясна сразу: правое заднее колесо оказалось мокрым от тор‑ мозной жидкости. Часовой быстро пришел в себя, куда‑то позвонил и пояснил, что если мы через 20 минут не исчезнем, то всем троим спешить будет уже некуда. В под‑ тверждение слов из ворот Кремля спуска‑ лись трое военных… Быстро снимаю колесо и вижу: из‑за износа колодок разошлись поршни. Милици‑ онер на всякий случай решил ретироваться, военные, не увидев угрозы правительству, вернулись в Кремль, а караульный сказал, что он офицер госбезопасности, а потому не обя‑ зан помогать мне ремонтировать «каких‑то горбатых уродов». Пришлось расклепать концы тормозных колодок прямо на кремлев‑ ской брусчатке, как‑то реанимировать меха‑ низм, прокачать систему… Рубашка потеряла цвет, про галстук вообще молчу. Я завершил работу, и караульный что‑то передал по рации. Когда я выезжал обратно, откуда‑то возник уже знакомый милиционер, который отработанным жестом остановил движение, пропуская транспорт из Боровиц‑ кой башни. Представляю удивление шофер‑ ской братии, когда оттуда выкатился «горба‑ тый», а милиционер отдал ему честь! Вот так я в первый раз въехал на авто в Кремль. Да, пожалуй, и в последний… Вячеслав Кондратюк, Москва От редакции. Автор этой истории получает приз: юбилейную книгу «Нам только восемьдесят».«МОСКВА» И «МОСКВИЧ»Это было 60 лет назад. У нас был мотоцикл «Москва», а отец работал шофером на пожар‑ ном ЗИС‑5. Он иногда забирал мотоцикл на работу, чтобы подремонтировать, и вот однажды, выкатив его на улицу, предложил мне прокатиться! Он затянул стопорный винт ручки газа, включил первую передачу, затем, придерживая мотоцикл, плавно отпустил сцепление, и я… поехал! Что творилось в душе, не передать словами! Ведь мне было шесть лет… Запчасти на мотоцикл было очень трудно достать – многие детали отец делал сам. Отливал поршни, точил чугунные кольца. Помню, как он для эксперимента сделал пор‑ шень с тремя кольцами. А когда в старших классах проходили устройство парового дви‑ гателя, отец приносил маленький двигатель, который сделал сам, – он тоже работал! Когда мне было 11, главврач нашей рай‑ больницы переманил отца работать к себе – машина была как в «Кавказской пленнице». Если позволяла обстановка, отец учил меня рулить. А затем удалось выбить для больницы сильно потрепанный «Москвич‑401» – его притащили на буксире. Как только отец его отремонтировал, мы с ним сразу поехали за город – и он усадил меня за руль. С того дня я – за рулем! Иван Гусев, Котельниково Волгоградской обл.80За рулем 07/2011