Поневоле

Поневоле

Многие ездят летом в отпуск на машине, вот и я решился совершить автопутешествие из Москвы в Сочи. Заранее почитал интернет-форумы и знал, как ехать, когда ехать и где ждать засад от гаишников. Бывалые рассказывали, что чаще всего ловят на превышении скорости и пересечении сплошной линии разметки. О, как же они были правы! Впрочем, против первого я вооружился импортным радар-детектором, а против второго здравым смыслом – по встречке не гонял и гонять не собираюсь. Наивный…

Выезжать на юг лучше всего часов в 6 утра, чтобы в течение светового дня добраться до места ночлега в Ростове-на-Дону. А это ни много ни мало 1100 километров. Сказано – сделано. Первые 300 километров по трассе «Дон», а это Московская и Тульские области, пролетели незаметно – здесь настоящий автобан, позволяющий ехать очень быстро. Но дальше начинается Липецкая область, и дорога превращается в узкую полоску асфальта с одной полосой движения в каждую сторону. Правда, после указателя «Елец» возникает третья полоса – для обгона тихоходов.

Впереди давно маячил старенький немецкий автобус, очевидно, перевозивший гастарбайтеров из Москвы в южные регионы и обратно. Моя машина, идущая впереди Honda Accord и еще пара автомобилей позади меня решились на обгон. Пониженная передача, газ в пол, и мы по средней полосе опережаем автобус. Вдруг я вижу, что наша полоса заканчивается (информирующий об этом знак не было видно изза автобуса), и мы выезжаем на островок безопасности, который разделяет встречные полосы. Впереди спуск – видно, что встречных нет. Безопасно завершив маневр, наша колонна встроилась в попутный ряд перед автобусом. Тут идущие навстречу автомобили стали моргать фарами о засаде ДПС.

Метров через четыреста водителя Accord, меня и всех, кто обгонял, останавливает гаишник. На пятачке перед ним уже пять машин. «Нарушаете, товарищ водитель: обгон в условиях недостаточной видимости!» Отнекиваться было бесполезно, налицо статья 12.15, часть 3 Административного кодекса, которая наказывает за выезд на встречную полосу в местах, где это запрещено правилами. Засветило лишение прав или штраф. И это за 400 с лишним километров от Москвы. Хорошенькое, однако, начало отпуска!

Борьбу за свои права я решил продолжить в патрульной машине и тут заметил прикрепленный к противосолнечному козырьку диктофон. Будут провоцировать? Но осторожно спросил: нельзя ли как-то решить вопрос так, чтобы дальше на юг я поехал с водительским удостоверением. «Конечно, можно, – улыбнулся лейтенант. – Берете протокол, с ним назад километров 30 – в наш отдел в Ельце, там ищете начальника, он выносит постановление на 500 рублей, оплатите в сбербанке, а потом с квитанцией ко мне, и я верну права». Я уже готов был согласиться на такую экзекуцию, но тут инспектор резко вспомнил, что начальник сегодня куда-то уехал и ничего не получится. «Ладно уж, пойду навстречу (в этот момент я было потянулся за кошельком). Сделаем так: будешь (с какой-то радости он перешел на «ты») ехать назад, заедешь к нам в отдел, получишь постановление на 500 рублей, оплатишь штраф и в Москву поедешь со своими правами. Вот адрес и телефон. Завтра в 8 утра позвонишь и попросишь, чтобы до твоего возвращения документы в Москву не пересылали».

Само собой, на следующий день я по сотовому телефону из Ростова-на-Дону вызвонил дежурного инспектора в Ельце и попросил его не отсылать документы в течение двух недель. Дежурный пообещал…

На обратном пути, подъезжая к Ельцу, я не удивился, увидев засаду на том же месте. В самом городе я ни разу не был, но думал, что адрес Красная площадь, дом 1 отыщу быстро. Это действительно центральная площадь, на которой стоит большой храм, главная достопримечательность города, а вот дома 1 нигде не было. В итоге выяснилось, что отдел ГАИ – это маленький обветшалый двухэтажный домик, находящийся справа от храма.

Заспанный дежурный – единственный присутствующий работник отдела – принялся искать мои документы. Вначале он перерыл кипу бумаг на столе, потом под ним, потом в сейфе: изъятые права были повсюду. Затем он позвонил «моему» инспектору: «Ты случайно не помнишь, куда ты дел права Логанова?» Тот не помнил, и дежурный объявил: «Наверное, он уже их отправил». Спорить было бесполезно – все по закону.

Ну ладно. В Москву так в Москву. Но куда? Вообще-то я ходатайствовал о пересылке в отдел ГАИ Центрального административного округа, по месту фактического проживания. Однако инспектор списал из паспорта адрес моей прописки, а это уже Юго-Западный АО.

По приезде в Москву я вооружился телефонами Центрального и Юго-Западного отделов и стал периодически названивать в их канцелярии. Однако ни через месяц, ни через два, ни даже через три никто о моих документах не слышал. Тут я еще раз решил перечитать протокол и увидел (о, ужас!), что в графе «Место проживания» стоят сразу два адреса – мой (причем почему-то без номера квартиры) и регистрации машины. Привет из Ельца!

Я выяснил, что в канцелярии московского управления ГАИ хранятся данные обо всех водительских удостоверениях, пересылаемых в Москву из регионов. И, оказывается, нужно лишь позвонить по телефону 623-93-19, и все станет понятно. Этот телефон мало кто знает, однако он весьма полезен.

Я позвонил, но ситуация прояснилась cлабо. Выяснилось, что еще три месяца назад мои права были пересланы в отдел Центрального округа, в канцелярии которого меня, наверное, уже узнавали по голосу. После личной встречи с начальником оказалось, что мои документы все-таки были в ЦАО, но начальник отдела «принял решение отправить их в отдел Восточного округа, по месту регистрации машины». Ну разве я просил государство так тратиться на меня и пересылать документы туда-сюда?

[pic id=84915 name=imagearticle type=small]В канцелярии Восточного округа мою фамилию вспомнили сразу и назвали номер кабинета, куда мне нужно обратиться. Я обратился. Усталый капитан после пятиминутных поисков права все-таки нашел. «Ну что мне с вами делать?» – спросил он. Я ничего лучше не мог ответить, как: «Сделайте хоть что-нибудь!» «Ладно уж, оплатите по минимуму – 300 рублей и купите две пачки бумаги для принтера, а то у нас закончилась. Больше чтоб не нарушали!» Вне себя от счастья я выполнил все, что велел капитан, и получил права. Напоследок гаишник вручил мне корешок повестки, лежавшей в документах, согласно которой я на следующий день приглашался на рассмотрение моего дела. Там был мой правильный адрес с номером квартиры. Однако повестка мне так и не пришла...

Подпишитесь на «За рулем» в