Если шариков… хватает

ЕСЛИ ШАРИКОВ… ХВАТАЕТ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ПОСЕЩЕНИЕ

ЕСЛИ ШАРИКОВ… ХВАТАЕТ

КАЖДЫЕ ДВА ДНЯ СКФ ВНЕДРЯЕТ НОВЫЙ ПАТЕНТ

ТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Что изготавливает фирма СКФ? Понятное дело – подшипники… Избавиться от односторонней популярности ничуть не легче, чем ее приобрести. СКФ выпускает ныне натяжители ремней, водяные помпы, высокоточные шпиндели, детали подвески, индукционные нагреватели, ремонтные наборы, инструменты и т. п. Тем не менее, первая ассоциация остается самой сильной: СКФ – это, в первую очередь, подшипники, и все тут!

По большому счету, так оно и есть. Трудно сказать, на что рассчитывал в 1907 году молодой инженер Свен Вингквист, когда набрасывал на клочке бумаги эскиз первого в мире самоустанавливающегося шарикоподшипника (см. рис.). У большинства изобретателей все закончилось бы получением бесполезной бумажки из патентного бюро, Свен же проявил не только техническую, но и деловую хватку. Невзрачный набросок породил создание новой фирмы с громким именем Svenska Kullagerfabriken (Шведская подшипниковая фабрика), из названия которой и родилась аббревиатура SKF.

Поначалу все было смешно, как в немом кино: 15 человек сделали за весь 1907 год всего лишь 2200 подшипников. Прямо скажем, не густо. Но Свен уже тогда чуял запах жареного и уверенно рвался в лидеры. Уже в начале века он серьезно поглядывал на Россию, как на весьма интересного партнера – иначе откуда бы в Москве появился завод СКФ? Да-да, нынешний ГПЗ-2 – родом из скандинавов, хоть и сменил гражданство в 20-х годах.

И еще о российско-шведском сотрудничестве. Некий г-н Ассар Габриельсон до революции успешно импортировал из России яйца, однако затем по понятным причинам занялся поисками работы, которые и привели его на СКФ. К этому времени фирма основала дочернее предприятие, название которого переводится на русский как «Я качусь». По-шведски это звучит короче: «Вольво». Г-ну Габриельсону осталось лишь задать вопрос: «Почему мы не делаем автомобили, оснащенные подшипниками СКФ?», и, приняв портфель технического директора, довести сказанное «до металла»… Нужно ли объяснять, почему впоследствии СКФ преподнесла ему фирму «Вольво» в подарок? А ведь торговал бы яйцами, если бы «Аврора» не выстрелила…

Изготовить хороший подшипник едва ли легче, чем автомобиль. Внешняя простота изделия сочетается с сумасшедшими нагрузками – подшипничек диаметром со спичечный коробок должен выдерживать давления, сопоставимые с потугами десятка тысяч малолитражек, умудрись они заехать на эту страницу… И все это при микронной точности производства, без которой подшипник сразу превращается в головоломку для взрослых дядей. Такого добра у нас на рынках много. Кстати, основные производители «левых» СКФ – Иран, Турция и… Россия: ну как же без нас? Безымянные подшипники плывут от нас куда-то в Стамбул, обретают там «фирменные» надписи и упаковки «а-ля СКФ», после чего разбредаются по Европе и частенько «заезжают» обратно на родину – кому еще нужны изделия для той же «Самары»?

Впрочем, не будем о грустном – в производство настоящих изделий СКФ вовлечено сегодня 200 компаний в 130 странах мира. Мы – на одном из «правильных» заводов в городке Сен-Сьер-на-Луаре. На флагштоках поднято три флага: французский, фирменный СКФ и наш, российский. Очень приятно, тем более что расцветки на удивление совпадают... Чем порадуете российских автомобилистов, господа?

– Мы производим здесь 40 миллионов подшипников в год, – рассказывает генеральный менеджер отделения запчастей г-н Винсент Мегре. – Об уровне производства судите сами – наш подшипник-ступица для тяжелых грузовиков рассчитан на пробег в миллион миль! Из технических новинок отметим подшипник CARB (КАРБ) – он самоустанавливающийся, как сферический роликовый, малогабаритный, как игольчатый, и устойчив к осевым нагрузкам, как цилиндрический. При этом в каталоге фирмы владелец «Самары» традиционно найдет подшипники для ступиц колеса или, скажем, водяную помпу. Хотя, конечно, основными потребителями в России для нас сегодня являются владельцы иномарок...

Ситуация, конечно, щекотливая – фирма, спонсирующая команду «Феррари» в формуле 1, чуть ли не извиняется за то, что «самарец» из российской «глубинки», скорее всего, предпочтет ее продукции что-нибудь отечественное. При десятикратной разнице в цене трудно заставить себя купить деталь, даже если она гарантированно переживет автомобиль. И какое нам дело до упомянутого подшипника КАРБ?

– Для российских автомобилистов КАРБ действительно экзотика, – соглашается торговый менеджер из Гетеборга г-н Ульф Шуландер. Хотя мы поставляем такие изделия на бумажный комбинат в Архангельск, так что россияне с нашими новинками знакомы. Что касается цены, то наши водяные насосы для «Самары» уже сегодня сопоставимы «по деньгам» с российскими. С подшипниками сложнее, но не забывайте про луцкий завод на Украине! Дело в том, что мы его купили и полностью контролируем производство. Выпускаемые там изделия пока что не имеют лейбла СКФ, поскольку качество отстает от того, к чему мы привыкли, но и цена гораздо ниже, чем на остальных наших заводах. Вполне возможно, что именно подобным путем россияне «пересядут» на наши подшипники.

Один из любимых лозунгов фирмы звучит так: «Колесо можно изобрести вновь!». Уже созданы подшипники со встроенными датчиками – они способны выдавать «наружу» информацию о скорости, ускорении, температуре, нагрузке. Именно такие изделия, напрямую общающиеся с управляющим компьютером, в ближайшее время должны заменить своих молчаливых коллег. А на смену стали приходит керамика из нитрида кремния. Гибридные подшипники с керамическими шариками и стальными кольцами лучше обыкновенных по всем статьям: масса меньше, трение ниже, скорости выше, да и служат дольше. А если и кольца сделать керамическими, то рабочие температуры могут стать не просто высокими, а запредельными.

Сегодня подшипники СКФ работают в самом большом в мире телескопе на Гавайских островах и в колесе обозрения в Далласе – тоже самом большом в мире. Они летали на Луну – еще с Нейлом Армстронгом... Сколько их разъезжает сегодня на разных автомобилях, не знает, наверное, никто. А все потому, что еще г-н Вингквист в начале прошлого века установил планку качества так высоко, как только смог дотянуться. Жаль, что десяток аналогичных заводов постсоветского пространства установили себе эту планку на уровне «москвичей» и «самар». Ребята, а как насчет «Мак-Ларена»? z

Подпишитесь на «За рулем» в